Киоски прессы в России: падение или рост?

18 сентября с.г. состоялось расширенное заседание Комитета АРПП по проблемам розничных продаж прессы. 

В заседании приняли участие Баринов Г.В., председатель Комитета, член правления АРПП, генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ»; Бережной О.А., генеральный директор ГК «Кардос»; Гладкая Н.Б., директор по развитию ООО «Медиа Селект»; Говорова И.Ю., директор по развитию ООО «ИНТЭГО-Пресс»; Костюченко А.Н., председатель Совета директоров ГК «Кардос»; Лупанова И.В., руководитель отдела распространения ООО «7+7»; Лымарь О.В., ведущий специалист по развитию торговой сети ЗАО «Столичная пресса»; Морулев В.П. генеральный директор ЗАО «Центропечать»; Назарова И.А., главный редактор журнала «Мир реалити шоу»; Невзоров С.А., начальник отдела согласования и развития ЗАО «Центропечать»; Осипова Л.П., начальник отдела развития ОАО «Южное агентство печати»; Оськин А.В., председатель правления АРПП; Пигарев А.В., заместитель генерального директора ООО «Агентство Желдорпресс-ГП»; Руднева Г.С., генеральный директор ООО «Агентство Желдорпресс-ГП»; Савина Т.Ю., генеральный директор ЗАО «МК-Сервис»; Федотов А.В., генеральный директор ООО «ХК Сегодня-Пресс»; Цыбина Т.В., директор департамента стратегического маркетинга ООО «КОНСАЛТ-ЦЕНТР», Чернова Н.Ю., ведущий менеджер по развитию ЗАО «МК-Сервис».

Открыл заседание Оськин А.В., сообщив, что в 2014 году АРПП была продолжена работа по проведению мониторинга региональных рынков распространения периодической печатной продукции в рамках реализации приказа Минкомсвязи №197, начатая еще в 2013 году. На сайте Ассоциации в оперативном режиме публикуется информация о положении дел в различных субъектах РФ. Оськин А.В. отметил, что на текущий момент не поступили ответы лишь от 12 субъектов РФ. 

В соответствии с повесткой дня участники заседания обсудили итоги проведенного АРПП мониторинга текущей ситуации на рынке распространения печатной продукции в киосковых сетях и исполнение приказа Минкомсвязи №197 «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации».

Цыбина Т.В. доложила собравшимся информацию о количестве торговых объектов по распространению прессы. Согласно последним данным АРПП, в России 29,5 тыс. киосков и павильонов прессы. Порядка 4700 торговых точек прессы размещено на территории магазинов сетей FMCG и минимаркетов на АЗС. Около 4500 тыс. объектов относятся к таким форматам, как: пресс-стенды, лотки, ручники и вендинговые автоматы. Реализацией прессы в розницу занимаются около 19 тыс. почтовых отделений связи. Без учета почтовых отделений в России насчитывается  40750 торговых точек с периодикой.

Киоски прессы на российском рынке распространения печатной продукции до сих пор играют ключевую роль. На киоски и павильоны прессы приходится 72% от всех торговых объектов, реализующих прессу. Киоски распространяют 57% розничных тиражей, в обороте розничного рынка распространения на них приходится 54%.

В связи с высокой значимостью киосков прессы для отрасли АРПП  в августе и сентябре 2014 г. проводила мониторинг текущей ситуации на рынке распространения печатной продукции в киосковых сетях с целью выработки основных механизмов по поддержке и развитию отрасли, а также информирования Минкомсвязи в соответствии с их запросом. 

Оськин А.В. заметил, что на рынке появились новые тренды – есть динамика и по росту, и сокращению нестационарных торговых объектов печати, обозначились новые тенденции по расширению ассортимента, реализуемого в киосках прессы. 

Федотов А.В. привел пример европейских стран по продажам прессы, в частности Франции, сообщив, что практически весь контент СМИ в сети Интернет является платными, это положительно сказывается на росте продаж печатной продукции. В России же сильно развит пиратский рынок электронных СМИ и книг, который негативно влияет на продажи печатных изданий и отрасль в целом. Он также высказал мнение о необходимости расширения ассортимента в киосках прессы за счет товаров, пользующихся повышенном спросом у населения.

Бережной О.А. отметил, что наблюдается сокращение темпов падения киосковой розницы. Но в тоже время в 2014 году имела место уникально плохая ситуация, связанная с сезонным падением продаж, которая длилась более 5 месяцев. На рынке наблюдается отсутствие новых издательских проектов и продвижения существующих изданий на точках продаж.  Морулев В.П. подчеркнул, что процессы затянувшегося «мертвого» сезона прямо влияют на рентабельность киосков, и распространители печати должны компенсировать это за счет других категорий товаров и введения услуг для населения. 

Баринов Г.В. отметил необходимость и важность обсуждения идей по поддержке бизнеса, повышения рентабельности в торговых сетях, обмена опытом, внедрения инноваций в объектах  прессы. Говорова И.Ю. затронула вопросы присутствия прессы в сетях магазинов самообслуживания, оборачиваемости средств и рентабельности при розничных продажах периодики. 

Участники заседания обсудили вопросы установки терминалов оплаты мобильной связи и предложения других услуг в киосках прессы, поделились опытом в данной сфере. 

Подводя итоги совещания, Оськин А.В. призвал всех членов Комитета активно участвовать в подготовке доклада АРПП для Минкомсвязи о положении дел в отрасли и первоочередных мерах по её поддержке со стороны государства. 

Пресс-служба АРПП