Фактически, повышение почтовых тарифов на прием подписки у населения и доставку изданий подписчикам весной 2014 года привело к росту доли услуг связи в подписной цене до 50% в среднем по рынку подписки. Но у региональных изданий эта доля выросла до 58%. Как следствие, значительно сократились тиражи, сборы и доходы издателей.
ФГУП «Почта России» пытается исправить ситуацию, но неуспешно. Руководители «Почты России» на верном пути, когда говорят о необходимости снижения подписных цен. Но как этого добиться? Не готов согласиться с тем, что вопрос о субсидиях почтовому оператору надо снимать с повестки дня. Его необходимо поднимать постоянно — шансы вернуть субсидии остаются. Проблема же сегодня заключается в том, чтобы объединить рынок в борьбе за эти субсидии.
На самом деле, субсидии сохраняются на уровне региональных бюджетов (до 90 млрд. руб.). Эти бюджеты финансируют часть региональной прессы, в первую очередь — муниципальные издания различных уровней. Но в чем виноваты подписчики других изданий? Почему они не имеют право на подобное субсидирование? Очевидно, что субсидии должны выделяться, в конечном итоге, подписчикам, а не кому-либо еще. Ведь и «Почта России» в 2008-2013 гг. была всего лишь распорядителем государственных субсидий, а конечным их пользователем являлся подписчик.
Необходимо работать над возвращением субсидий. Молчаливое согласие участников рынка с тем, что субсидий больше нет, приведет к уничтожению рынка подписки на периодическую печатную продукцию. И в первую очередь — на региональную прессу.
Не так давно «Почта России» объявила о создании собственной структуры для организации подписки на периодику. Однако статистика рынка заставляет усомниться в том, что создание почтового подписного агентства прекратит рост почтовых тарифов на прием и доставку подписки.
Объем рынка подписки в каталожных ценах — 7,39 млрд. руб., а убытки «Почты России» — 5-6 млрд. руб. Напрашивается вопрос: за счет каких источников почтовый оператор планирует компенсировать свои убытки? Особенно в ситуации создания подписного агентства, требующей значительных инвестиций? При этом «Почта России» возложит на себя функции, которые она до этого не выполняла (создание подписного каталога, договорная работа с издателями, экспедирование и сортировка, доставка до газетно-журнальных узлов, претензионная работа с подписчиками, продвижение и др.).
И самый главный вопрос: позволит ли создание почтового подписного каталога на второе полугодие 2015 года остановить рост почтовых тарифов на прием подписки у населения и доставку тиражей подписчикам? Готова ли «Почта России» гарантировать, что ее тарифы на второе полугодие не вырастут снова на 15-20% или даже больше? Сегодня это риторический вопрос. Но мне, как, уверен, и другим представителям медиасообщества, хотелось бы, чтобы ответ на этот вопрос оказался положительным. А иначе, зачем тогда создавать почтовое подписное агентство? Зачем это агентство издателям и подписчикам, если оно не сможет остановить рост тарифов и подписных цен?
Вячеслав Керов, председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы, заместитель председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции
(Материал подготовлен на основе выступления на первом заседании Экспертного совета по региональной прессе при Минсвязи РФ 17.09.2014)
Источник: PlanetaSMI.RU
Похожие материалы: Экспертный совет по региональным печатным СМИ начал свою работу