Читаю - значит, мыслю
Это помогает личности гармонично вписываться в культурный контекст
Снижение интереса к чтению приводит к дефициту знаний и конструктивных идей, сравнительно низкому уровню общекультурной компетентности всего населения страны, нехватке опыта успешного решения сложных проблем. Это отмечается в программе поддержки и развития чтения. Ведь именно чтение служит инструментом получения важнейшей информации, одновременно помогая личности гармонично встраиваться в культурный контекст, осваивать основополагающие аспекты национальной культуры и общечеловеческие ценности.
Не книгой единой
Внимание государства к этой проблеме становится постоянным. В ноябре 2013-го прошло Российское литературное собрание, где президент Владимир Путин предложил 2015 год сделать в России Годом литературы. Соответствующий указ был подписан в июне нынешнего года, уже начата подготовка ряда мероприятий. В их числе Международный писательский форум «Литературная Евразия», проект «Литературная карта России», «Библионочь-2015», проекты «Книги в больницы» и «Лето с книгой» (дни чтения в летних лагерях), творческие встречи писателей с читателями в библиотеках и книжных магазинах Москвы и регионов РФ, пилотный проект «Всемирный день книги», конкурс «Литературная столица России».
Однако обратим внимание: программы развития чтения в большинстве своём сосредоточены на книгах, на художественной литературе. Безусловно, произведения классиков и ныне живущих мастеров слова играют заметную роль в общественной жизни, но ограничиваться ими сегодня по меньшей мере недальновидно. Причём мы имеем в виду не только необходимость пропагандировать технические и научные, научно-популярные книги, но и необходимость включения в такие программы периодических печатных изданий - газет и журналов.
Российская пресса сегодня способна взять на себя важнейшую задачу по социализации подрастающего поколения. С помощью прессы можно изменить уже прижившуюся в молодёжной среде привычку моментального получения информации, причём информации очень краткой, сжатой, весьма простой для понимания и усвоения. Будь текст напечатан на традиционной бумаге или высвечен на экране сверхнового гаджета - современный потребитель предпочтёт ему видео или аудио. Такая тенденция приводит к снижению способностей к анализу, глубокому восприятию полученной информации. И в первую очередь под ударом оказываются дети и юношество - та часть общества, которая только ещё формируется. Но ведь сегодняшние школьники и студенты станут и потребителями информации, и её поставщиками. И самое время начинать борьбу за их умы и сердца.
Газета - король информации
В стране начинает действовать проект «Газеты в образовании», хорошо зарекомендовавший себя в мире. Это долгосрочное сотрудничество общеобразовательных школ, учителей, учащихся и редакций газет, которое выгодно всем его участникам: школы получают возможность использовать в новых образовательных технологиях самую оперативную и актуальную информацию с привязкой к данному городу или региону; подростки со школьной скамьи учатся регулярно читать газеты и самостоятельно искать интересующую их информацию; издатели формируют будущую аудиторию своих изданий, помогают детям, подросткам, молодым людям осознать тот факт, что газеты и журналы - естественная составная часть их информационного пространства.
Интересный пример подаёт Германия. Для повышения заинтересованности молодых людей в чтении газет и журналов по инициативе уполномоченного правительства по делам культуры и средств массовой информации Бернда Ноймана ещё в 2008 году был запущен проект «Национальная инициатива печатных СМИ». Это своеобразная организация, созданная в сотрудничестве с известными политиками, издателями, ассоциациями журналистов, представителями дистрибьюторов прессы и других различных учреждений для поощрения детского и юношеского чтения и общегражданского образования. НИП призван объяснить студентам важность печатных средств массовой информации в распространении разнообразия мнений и побудить их к ответственному использованию журналов и газет.
Запад подаёт пример
Были сформулированы пять основных принципов, на которых основывается НИП: газеты необходимы для жизнеспособной демократии; государство должно помогать системе создания и реализации печатных СМИ в исполнении их миссии; распространение цифровых носителей информации сопровождается значительным снижением интереса детей и молодёжи к политическим и социальным вопросам, что в долгосрочной перспективе очень вредно для демократии; государство и медиасообщество должны поддерживать семью и школу в деле приобщения молодёжи к чтению прессы; цель программы - сделать газеты и журналы неотъемлемой частью повседневной жизни подрастающего поколения.
Обратим внимание и ещё на один факт: начинать поиск новых читателей никогда не рано и никогда не поздно. В той же Германии действует проект Zikita - использование газет и журналов в образовательных программах дошкольников, и, кстати, проект очень успешен, а WAN, Всемирная газетная ассоциация, отметила его специальной наградой. А в Испании государство выкупает часть тиража информационных изданий для распространения… в домах престарелых. Социальная подписка, оплачиваемая государством, охватывает, кроме домов престарелых, также испанские высшие учебные заведения, библиотеки.
Цель ясна: задача государства - популяризация чтения среди молодёжи, ведь это помогает интегрировать молодых людей в общественную жизнь, способствует их социальной адаптации. Кроме того, именно чтение печатной периодики способствует более активному участию граждан в жизни страны, именно пресса обеспечивает возможность непосредственной связи как власти с населением, так и населения с властью.
Отдельные проекты по привлечению молодой аудитории в нашей стране реализуются, однако они не стали массовым движением. За рубежом молодёжные проекты издателей сегодня развиваются очень активно, при широчайшей общественной поддержке, и такой опыт можно применять и на русской почве.
Источник: Парламентская газета №32 от 19.09.2014 г.