А главное – социально важные функции прессы (обеспечение целостности информационного пространства государства, поддержание конституционного права гражданина на доступ к информации и др.) – в полной мере не может принять на себя никакой другой канал массовой коммуникации.
Крушение традиционной печати будет означать фактически разрушение информационного поля общества, под угрозой разрыва окажутся связи, в том числе и связь государства с собственными гражданами. Получается, что проблемы прессы в целом и ее дистрибуции в частности выходят за рамки отдельно взятой отрасли. И неслучайно власти многих стран принимают на себя часть ответственности за судьбу периодики.
В настоящее время в России в сфере издания и распространения печатных средств массовой информации, как и почти повсюду в мире, сложилась чрезвычайно тяжелая ситуация – несмотря на все усилия, мы никак не можем исправить урон, нанесенный кризисом 2008-2009 годов. Напротив, все увеличивается давление негативных факторов на отрасль. Финансовые параметры нашего рынка выглядят удручающе: рекламные сборы сокращаются (по данным ФАПМК, на 4,2% за 2013 год – со 117,42 млрд до 112,5 млрд рублей), а объем выручки от розничной реализации вырос немного и только за счет роста цен, в условиях ослабления курса рубля и инфляции такой рост можно считать статистической погрешностью. В сегменте подписки все стабильно плохо – тиражи сокращаются на 2-3% ежегодно. Причем в этом году государство отказало в поддержке «Почте России», которая в течение нескольких лет благодаря средствам из бюджета удерживала от роста тарифы на доставку подписных тиражей читателям. Результаты – думается, неутешительные – мы подведем уже менее чем через полгода.
Такое положение дел требует немедленного вмешательства государства, хотя отрасль и не просит о масштабных программах помощи вроде тех, что практикуются, скажем, во Франции, где прямые субсидии получают и издатели, и распространители, и почта, и даже курьерские компании. Эксперты рынка периодической печати полагают, что в России не менее действенной была бы косвенная поддержка отрасли государством, более того, по их расчетам, бюджет страны мог бы даже получить выгоду в случае успешной реализации некоторых предложений.
В ряду таких предложений – мера, которая согласуется с курсом на снижение административных барьеров для бизнеса, который заняли власти России. Речь идет о создании условий для увеличения числа розничных точек продаж прессы (включая киоски, павильоны, пресс-стенды и др.), в том числе об упрощении процедуры оформления и установки торговых объектов. Расчеты показывают, что увеличение только числа киосков на 50% приведет к росту объема рынка печатных СМИ на 26%. Соответственно увеличится число рабочих мест не только в киосках, но и в типографиях и издательствах. Дополнительные налоговые отчисления отраслевых предприятий в федеральный и местные бюджеты в этом случае составят около 3,5 млрд рублей в год.
Стоит отметить, что анализ статистических данных по количеству торговых объектов в России и за рубежом показывает, что чем выше уровень обеспеченности населения торговыми точками прессы, тем выше и уровень потребления населением печатных СМИ. Например, в Германии одна торговая точка прессы приходится на 670 жителей, и в среднем житель Германии покупает прессы на 46 евро в год. В Испании уровень обеспеченности населения торговыми объектами значительно хуже: одна торговая точка с прессой на 1 900 жителей. Это сказывается и на объеме приобретаемой прессы в розницу – всего 30 евро в год на одного жителя. В России средний показатель обеспеченности еще хуже: одна торговая точка с прессой на 3 480 жителей. Соответственно и уровень потребления прессы ниже более чем в три раза – всего 8 евро в год на человека. В Москве уровень обеспеченности торговыми объектами выше (одна точка на 2 450 жителей), и покупают прессу чаще и больше – 15 евро на человека в год.
Именно поэтому сокращение числа торговых объектов, реализующих прессу (примерно на треть за последние десять лет), специалисты считают одной из основополагающих причин резкого спада розничного распространения периодики. И российский, и международный опыт свидетельствует, что закрытие магазина или киоска прессы ведет не к перераспределению тиража изданий на соседние точки, но к сокращению объема рынка. Это связано с тем, что пресса – товар импульсного спроса. В результате же прибыль недополучают все участники рынка печатных СМИ: полиграфисты, издатели, распространители. Экономисты отрасли подсчитали, что потеря одной тысячи киосков приводит к сокращению реализации тиражей газет и журналов на 22-25 млн экземпляров или 0,8-1 млрд рублей в год. Объем сегмента розничного распространения прессы теряет около 1,5% в год. С 2004 года российский рынок прессы потерял ни много ни мало порядка 12 тыс. киосков. А это уже масштабные потери, которые выражаются в 300 млн копий непроданных журналов и газет за год, и сокращение российского рынка (в тиражах) на 18%. Поэтому сохранение и восстановление числа киосков – это задача стратегическая, определяющая перспективность российского рынка печатных СМИ. А ведь от государства не требуется вкладывать в это дополнительные средства – нужно только интенсифицировать те усилия, которые и так считаются необходимыми, и не чинить препятствий там, где можно без них обойтись. В частности, не выставлять на аукционы право аренды земельных участков под установку нестационарных торговых объектов, реализующих прессу, – продавцам социально значимого товара, каким являются газеты и журналы, не под силу тягаться на торгах с владельцами пирожковых киосков.
Еще один способ поддержки отрасли печатной периодики, который государство может обеспечить фактически росчерком пера, – расширение ассортимента киосков прессы в зависимости от сезона, конкретного региона, потребностей покупателей в районе расположения торговой точки. Так, было бы целесообразным в летнее время разрешать установку рядом с киосками прессы холодильников с прохладительными напитками. В зимний период в киосках прессы могли бы реализовываться горячие напитки, а также снэковая продукция в фабричной упаковке.
Такой подход с успехом реализуется в Польше. А в Финляндии пошли дальше: там в киосках можно не только перекусить или выпить чашку кофе, заказать и получить товар из интернет-магазина, но и выписать лицензию на рыбалку, и даже получить готовый гражданский паспорт.
Особый вопрос ассортимента – разрешение на торговлю в киосках табачными изделиями. Табачные изделия, являющиеся так называемым «трафикообразующим» товаром, способствующим увеличению оборота торговой точки и росту продаж печатной продукции, не так давно были исключены из перечня разрешенных товаров. Покупатели отреагировали на этот запрет немедленно – теперь они проходят мимо газетного ларька, нераскупленными остаются тиражи многих изданий. Соответственно терпят убытки не только распространители, издатели, полиграфисты, а следовательно, и федеральный бюджет. Между тем, если вернуть в список разрешенных товаров эту позицию, то соответствующее увеличение оборота киосков прессы может составить 7 млрд рублей в год, что приведет к росту налоговых и иных отчислений на 1 млрд рублей в год.
С этой проблемой перекликается и вопрос запрещенной рекламы в периодике. Недавний запрет издателям газет и журналов публиковать в них рекламу пива, элитного алкоголя, табака, биологически активных добавок привел к оттоку рекламодателей в Интернет. Между тем контролировать размещение такой рекламы в печатной прессе проще, чем на бескрайних просторах Сети. Тем более что согласно закону о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, сегодня все бумажные издания получают соответствующую возрастную маркировку. Важно и то, что, отменив этот запрет, государство снова не понесет никаких расходов, но вместе с тем окажет отрасли печатных СМИ существенную помощь: доходы издателей от размещения рекламы увеличатся на 2 млрд рублей в год, что приведет к росту налоговых поступлений на 0,5 млрд рублей в год. Кроме этого, увеличение рекламных доходов позволит издателям оплачивать продвижение своих изданий и вкладывать средства в новые проекты, что объективно приведет к росту рынка печатной периодики.
К слову о новых проектах: по данным Роскомнадзора, в 2013 году в России ежемесячно регистрировалось 100-150 новых изданий, показатель обновления рынка по количеству наименований составил 5% (около 3 тысяч проектов). Но в 2008 году тот же самый показатель составлял 9% (около 7 тысяч новых проектов) – а значит, количество новых проектов сокращается. Существующие отрабатывают и заканчивают свой жизненный цикл, на смену им не приходят новые – в этом кроется страшная опасность для нашего рынка.
Да, отрасли приходится отвечать на множество вызовов, но в этой борьбе пресса не должна оставаться в одиночестве. Ведь кроме всех вышеперечисленных экономических факторов укрепление системы распространения, издания прессы, полиграфической промышленности будет иметь важное значение для усиления единства информационного пространства страны. А предлагаемые нами альтернативные меры поддержки отечественных издателей и распространителей прессы будут способствовать поступлению дополнительных доходов в бюджет страны. Предложения Ассоциации распространителей печатной продукции по данному вопросу были направлены в Министерство финансов Российской Федерации.
Дмитрий Мартынов, президент АРПП
Александр Оськин, председатель правления АРПП
Источник: Lenizdat.ru