По мнению общественников и экспертов, законопроект ко второму чтению нуждается в серьезной доработке.
Как сообщила председатель Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева, текст законопроекта изначально переделывался несколько раз, но и последний вариант оставляет желать лучшего.
«Законопроект не имеет ясного и четкого содержания. Не определено, что такое почтовая услуга, что такое почта. Чем почта отличается от курьерской службы, экспедиторов, смежников. Отследить это невозможно», — заявила глава Комиссии ОП.
Критику у члена ОП вызывает и понятие «оператор связи». Кто им может стать? «Любые юридические лица, оказывающие услуги почтовой связи на основании лицензирования или компания, которая годами завоевывала репутацию?», — задалась вопросом Михеева.
«Нормально функционирующая конкуренция всегда рассматривается как благо, но далеко не каждая коммерческая структура готова обслуживать далекую деревню. Ведь одно дело вести бизнес в мегаполисе, другое — в регионе», — ответила член ОП на свой вопрос.
Следующий проблемный момент, по мнению эксперта, вопрос об ответственности за сроки доставки сообщения или посылки и за утрату. «Гарантий, судя по тексту, в проекте не обнаруживается. А риски для потребителей могут быть невероятными. Убытки могут исчисляться миллионами», — заявила Лидия Михеева.
Общественница также подвергла критике положение о тарифах. В законопроекте не усматривается, каким образом будут устанавливаться льготы и иные особые условия тарификации самых необходимых для населения почтовых услуг.
«Нет даже подходов, как будут устанавливаться тарифы. Они не стеснены никакими критериями», — отметила председатель Комиссии. Кроме того, по словам Михеевой, в статье о принципах работы почтового оператора нет такого важного момента как доступность услуг связи для малоимущих граждан.
В свою очередь первый заместитель Секретаря ОП Владислав Гриб затронул проблему субсидирования подписки на печатные периодические издания. Многие региональные издатели жалуются на то, что после того, как «Почтой России» были подняты тарифы на подписку, это серьезно ударило по экономике СМИ. А в некоторых субъектах РФ ряд средств массовой информации просто закрылись.
На этом заместитель министра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев отреагировал, что вопрос подписки, безусловно, важен, но он не относится к закону «О почтовой связи». «Надо поддерживать СМИ, но государство может поддерживать их деньгами, идущими через Роспечать. Но оно не должно это делать через зарплаты почтальонов», — сказал он.
Дискуссию вызвал вопрос и о создании почтового банка. Несколько экспертов считают, что создание подобного банка сложная и трудоемкая процедура, которая потребует и переоборудования отделений и переобучения кадров. И, поскольку почта из финансовых операций осуществляет только денежные переводы, ей надо выбрать иную организационно-правовую форму, но не банковскую деятельность.
«Почта — это социально значимый институт. Потребителю от вас нужно оказание социально значимых услуг. Зачем им заморачиваться с банковской деятельностью, которая очень сложна», — считает юрист Лариса Санникова.
Почтовики же напротив уверены, что оказание банковских услуг позволит сделать предприятие безубыточным.
«В мире не существует почтовой системы, которая была бы безубыточной без предоставления банковских услуг. В Европе почта — это бизнес. Там есть банки», — заявил генеральный директор ФГУП «Почта России» Дмитрий Страшнов.
Он предложил участникам слушаний для начала определить, является ли почта для государства социальным институтом или она должна развиваться как бизнес, в условиях жесткой конкуренции.
«Если это социальный институт, то тогда государство должно нести на себе обременение. Без дотаций государства не получается поднять зарплату почтальонам. Я просто не понимаю, откуда брать деньги», — посетовал Страшнов.
Он уверен, что если предприятию не дадут возможность заниматься банковской деятельностью, тогда социальная значимость почты должна быть четко зафиксирована в законе и государство должно нести за почту отвественность.
«Почта должна оставаться социальным институтом. Необходимость ее услуги по доставке пенсий и социальных пособий очевидна. Но при этом ей нужно дать механизмы для осуществления коммерческих и финансовых операций», — не сомневается член ОП Артем Кирьянов. По его мнению, это позволит модернизировать предприятие и вывести его работу на качественно новый уровень.
«Вопрос с банком давно назрел. Либо почта будет оказывать финансовые услуги, либо вообще не будет, а это потянет ее вниз», — добавил Михаил Евраев.
«Мы должны решить основные три задачи: чтобы был надежный национальный оператор, в первую очередь Почта, в отрасли появилась здоровая конкуренция и защита прав потребителей», — подчеркнул замминистра.
Все участники общественных слушаний сошлись во мнении, что ко второму чтению законопроект необходимо доработать.
«По итогам сегодняшнего обсуждения мы обязательно направим в Государственную Думу экспертное заключение Общественной палаты РФ и будем отслеживать, какие позиции будут учтены», — проинформировала в заключение Лидия Михеева.
«Спешить со вторым чтением законопроекта без доработки мы точно не будем», — пообещал в свою очередь первый заместитель председателя комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.
Пресс-служба Общественной палаты РФ
Похожие материалы: Правительство одобрило законопроект «О почтовой связи»