Свои предложения о том, как улучшить ситуацию, специалисты изложили «Агентству Бизнес Новостей».
Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) заявляет о продолжающемся падении рынка газетных киосков в России. По данным организации, выручка от розничной продажи газет и журналов растет только за счет увеличения цен, да и то совсем незначительно. У ассоциации имеется целый пакет предложений, как улучшить ситуацию.
Так, предлагается упростить процедуру оформления и установки торговых объектов. Причем простое удвоение числа газетных киосков поможет увеличить рынок печатных СМИ в России на 26%. В ассоциации уверены, что продавцы газет должны иметь особый статус, не могут тягаться с владельцами киосков с фаст-фудом.
Помимо этого в ассоциации считают целесообразным вновь позволить газетным киоскам торговать сигаретами, поскольку табачные изделия – «трафикообразующий» товар, а после запрета оборот резко сократился. Другой мерой поддержки могло бы стать разрешение на торговлю сезонными, сопутствующими товарами. Все свои предложения ассоциация уже направила в Минфин, ответа, впрочем, пока не поступило, сообщил АБН председатель правления АРПП Александр Оськин.
Киоскам не дают «жирком обрасти»
Эксперты, опрошенные АБН, сходятся в том, что отрасль в поддержке остро нуждается. С точкой зрения АРПП полностью согласен Владимир Касютин, который в секретариате Союза журналистов России курирует обустройство медийного рынка.
«В государстве нет понимания, что серьезная пресса – это не совсем рынок, не совсем бизнес и необходимы серьезные меры по поддержке этого сегмента. Подписка на газеты падает по разным причинам […]. Если смотреть на разные сегменты СМИ, то районные газеты и газеты малых городов, с которыми мы (Союз журналистов – АБН) много работаем, демонстрируют рост тиража, по крайней мере, не сокращение», — считает он.
Разделяет беспокойство и первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Туманов.
«Проблема действительно большая с киосками. Уже закрылось огромное их количество. У нас как метут и продовольственные киоски (из Москвы их вообще почти вывели), а вместе с ними и газетные попадают. Сейчас с прессой и так ситуация напряженная: главное ведь ее донести до читателя. А сделать это можно только двумя способами: это подписка, которая сейчас уронена до минимума своего, и остается только розница. Розница – это только через киоски. Раньше были так называемые «ручники», которые по электричкам и просто по улицам ходили, а сейчас по поездам запретили ходить», — сказал Туманов.
При этом член Союза журналистов Касютин отмечает, что зачастую в киосках, где должны торговать газетами и журналами, нет ни того, ни другого. Зато продают иные всевозможные товары, отмечает эксперт. С ним соглашается и депутат петербургского ЗакСа Марина Шишкина, которая на региональном уровне давно говорит о проблемах продавцов газет. По ее словам, оппоненты в ее борьбе за киоски в Петербурге нередко приводят именно этот аргумент, мол, там торгуют неизвестно чем. При этом сама парламентарий согласна, что киоскеры должны иметь возможность продавать и другие товары – газеты нерентабельны.
«Я считаю, что ничего страшного, если бы стали еще чем-то торговать. Но приоритетом должна быть газета», — подчеркнула Шишкина. О расширении ассортимента говорит и депутат Госдумы. Это даже более значимо, чем установка торгового объекта в людном месте, считает он.
«В основном же выезжают за счет попутной продукции. Раньше – сигареты, еще раньше – пиво. Тогда эти киоски более-менее жирком обрастали. Теперь на газетах особой кассы не сделаешь. У меня большие сомнения, что нужно серьезно ограничивать ассортимент у киосков», — заявил Туманов и тут же привел в пример ряд европейских стран, где помимо табачных изделий в киосках распространяют даже лекарства.
«Постоянное ограничение — это не совсем правильно. Если не помогаете, так хоть не мешайте своими законотворческими инициативами», — обращается Туманов к своим коллегам.
Меньше продают – меньше читают
Уменьшение числа киосков ведет и к другой проблеме – снижению интереса к чтению вообще, считает Касютин. «Чтобы в стране сохранялась привычка к серьезному чтению, журналистика, нужны льготы для тех, кто торгует серьезными газетами. Такие точки должны быть в больших городах, потому что есть категория потребителей информации, которые покупали бы газеты и журналы серьезные, будь они в определенной доступности», — сказал он.
По мнению эксперта, льгот для распространителей может быть огромное множество. «Если это киоски, в которых реализуется пресса, то это, как и предлагает Оськин, им могли бы разрешить торговать табачными изделиями, закусками, напитками. Это поможет перекрывать определенные убытки или небольшие доходы, которые приносит продажа газет и журналов», — полагает Туманов.
Чуть более глобально смотрит на проблему Шишкина. «Если Петербург хочет, чтобы в городе была газета, то надо создать все возможные условия, чтобы выделить эту отрасль в отдельную. Сейчас ведь по сути, что шаверма, что газета – одно и то же, нестационарный торговый объект. Для газетных киосков нужно создать льготные условия, не как для любого общепита. Сейчас это не есть объект социально-значимый, необходимый, нужный городу, поэтому и торгуют всем дополнительно».
Шишкина уверена, что газетные киоски должны стоять в центре города, тогда как на данный момент эта торговля оттуда выведена. А по новой схеме размещения вообще не поставить киоск, сетует парламентарий. «Чиновник должен понимать, что это особый товар. Если сейчас лишить горожан газеты, то они читать перестанут», — полагает депутат.
Туманов же отмечает, что эта проблема есть фактически во всех регионах. Одним из счастливых исключений он назвал Липецкую область, где разрешена широкая установка киосков. Вообще, депутат ГД уверен, что решению проблемы во много препятствует закрытость местных властей. «Легче достучаться до президента России, чем до них», — пояснил депутат.
На произвол чиновников жалуется и Оськин из АРПП. «В соответствии с Гражданским кодексом РФ продавец имеет право на свободную торговлю. Только он может определять и регулировать ассортимент. Часто мы сталкиваемся с произволом, когда местные чиновники стремятся установить собственную власть и диктуют правила формирования ассортимента», — сказал он.
Отметим, общий доход от удвоения числа газетных киосков в АРПП оценивают в достаточно солидную сумму. Как пояснил АБН Оськин, расчеты проводились исходя из экспертных оценок участников рынка. И согласно им федеральный и региональные бюджеты смогут получить около 3,5 млрд налоговых отчислений. Эту оценку считает справедливой и депутат Туманов. «Киоски хоть и мелкие, зато их очень много. Они берут, что называется, количеством», — резюмирует парламентарий.
Елизавета Большакова
Источник: АБН
Похожие материалы: Об итогах исследования состояния киоскового бизнеса по распространению прессы в России