На своей странице в Твиттере хакеры опубликовали пост со ссылкой на материалы, из которых якобы становится ясно, что московская мэрия тратила десятки миллионов рублей на проплачивание заказных текстов в крупнейших федеральных СМИ. Вся деятельность, по версии Болтая, осуществлялась через организацию ОАО «Московские информационные технологии», которая, по словам авторов, принадлежит московской мэрии и занимается "информационно-аналитическим обеспечением деятельности мэрии".
Согласно опубликованным данным, каналами распространения платной информации стали крупнейшие федеральные СМИ: газеты «АиФ», «Известия», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Независимая газета », агентства «Регнум», «РИА», «РБК», «Росбалт», «ИТАР-ТАСС» и многие другие. Хакеры также прилагают письма, в которых указываются расценки на публикации в изданиях, сметы бюджета, письма с согласованием материалов для публикации и многое другое. Если верить приведенным данным, мэрия города тратила десятки миллионов рублей на «информационные» цели.
«Оба массива принадлежат сотрудникам ОАО «Московские информационные технологии», это структура, принадлежащая московской мэрии и занимающаяся информационно-аналитическим обеспечением деятельности мэрии. В том числе в избирательных процессах. В одном из архивов можно найти примеры работы еще «мэрской» кампании. Как выясняется, тогда сотрудники МИТ не гнушались использовать материалы из взломанных почт оппозиции, а также готовить провокации в отношении оппозиции Ну, это, кроме той обычной работы по размещению «правильных» материалов в ряде СМИ и заканчивая написанием многостраничных аналитических продуктов», - пишут хакеры на своем сайте.
Журналисты не преминули прокомментировать новость. Так, например, владелец телеканала "Дождь" Александр Винокуров написал на своей странице в Facebook: «Прекрасный рассказ о жизни "других СМИ". О том, кто им платит и за что им платят. Особенно "обрадовало" интервью Олега Сороки на радиостанции Эха Москвы. Узнал, как удается существовать легендарной "Независимой газете". Немного расстроился из-за Ярослава Кузьминова (ему то это зачем?). От души повеселился над некоторыми элементами организационной структуры медиа-холдинга РБК. Понял, что многое потерял (в финансовом плане), что не знал о существовании, наряду с интервью, репортажем и пр., такого жанра, как "информационный материал". На вопрос ЖурДома, «выходят ли на Дожде или на сайте Слон.ру платные публикации не рекламного характера» медиаменеджер ответил отрицательно.
Василий Гатов, журналист и медиаменеджер написал на своей странице в Facebook: «Вот какие сочные, ясные и понятные детали: особенно последний документ с "директором департамента по работе с VIP-клиентами Холдинга РБК"».
Новость оказалась популярной и среди простых пользователей Facebook, мнения оказались категоричными:
«Главное правильно подать, и все съедается на ура! Как говорил Хаус - все лгут, всегда, везде и во всем. Всё как всегда» (Irina Ryabtseva)
«Когда мне было 15 лет, я мечтала стать журналистом. Тогда я еще не знала, что со временем слово "журналист" станет синонимом слова "проститутка". Не читайте за завтраком советских газет. И за обедом не читайте. P/S Самая дорогая ш*юха - Известия. 935 тыс. за полосу. Вот это уровень» (Alexandra Berezina)
«Особенно порадовала Московская правда ... я в ней много лет проработал ... з/п мизерные, зато главред жил на широкую ногу ... и дом в Испании ... и ресторан в Греции ... сын и жена там уже давно ... а тираж 5 тыс ... хотя пишет что 450 тыс, и то из 5 тыс на две была подписана какая то авиакомпания, которая просила да не везите вы свою макулатуру ... о как ...» (Ударник Каптруда)
ЖурДом связался с главными редакторами некоторых газет, фигурировавших в «сливе» с просьбой прокомментировать данный инцидент, а также подтвердить или опровергнуть факт участия в «мэрской информационной программе».
Александр Потапов, газета «Известия»:
«Я видел эти материалы, там все поставили с ног на голову. Подано это так, как будто мы занимаемся какой-то «джинсой». Есть контракт на издание тематических приложений газеты «Известия» с мэрией. Тематические приложения выходят постоянно. Такие же приложения выходят по Подмосковью, по Сколково. Они идут отдельными брошюрами. Они по какой-то конкретной тематике. Редакция газеты не занимается этими специальными приложениями. Ими занимается отдел рекламы. Я, как главный редактор, вообще не касаюсь этих приложений. У нас в газете есть полоса «Москва», которая наполняется материалами соответствующего отдела. Там публикуются расследования, новостные заметки, заметки об интересных событиях города. Но это чисто редакционный продукт. Потому что вряд ли в газете, которая имела бы договор с мэрией, могли выйти материалы с заголовками «Максима Ликсутова подозревают в лоббировании интересов McKinsey » (Прим.: «Известия» от 28.04.2014) или, например «Госприюты заработали на мертвых собачьих душах» (Прим.: «Известия» от 25.02.2014)».
Николай Зятьков, газета «Аргументы и Факты»:
«Мы публиковали материалы, которые были подготовлены журналистами. Если речь шла о каких-то материалах платных, я имею в виду не по выборам, а в целом, то для этого у нас существует рекламная служба. Они действуют согласно договорам, которые они заключают со своими контрагентами. Существуют разные рекламные рубрики, есть выделения шрифтом, спецоформление. Такова практика и она не противоречит закону. Но я не говорю о выборах. У меня нет информации, чтобы у нас были опубликованы тексты на платной основе, касающиеся выборов. О фирме ОАО «Московские информационные технологии», безусловно, я слышал. Но лично я с ней не сотрудничал, не подписывал никаких документов. Если что-то было и у вас есть какие-то данные, звоните в рекламную службу. А я редактирую и публикую тексты, которые пишут журналисты».
Владимир Сунгоркин, газета «Комсомольская правда»:
«У нас есть договоры об информационном обслуживании с целым рядом организаций, в том числе и с московскими. Я в этом ничего криминального не вижу. Мы публикуем ту информацию, которая нужна той или иной организации. Но нам, как СМИ, эту информацию просто так размещать не интересно. Потому что она не имеет массового запроса у аудитории. Мы к этому относимся, как к рекламной информации. У каждой большой организации - министерства, ведомства, есть такие потребности. Это обычная информация. Практика такая существует, и я считаю ее абсолютно нормальной и корректной.
Таких историй много. Существует компания, которая строит мост. Они страшно им гордятся и хотят рассказать о нем. Мы говорим: «Да, пожалуйста - хозяин-барин - присылайте либо готовую статью, либо мы пришлем вам хорошего фотокора и сделаем снимки». Присланная информация проверяется и журналистами, и службой проверки. Также обязательна санкция юридической службы».
Шод Муладжанов, газета «Московская правда»:
«Мы никогда не скрывали, что работаем с правительством Москвы. Но мы им не принадлежим. «МП» - старейшая газета Москвы, одна из функций которой - информировать москвичей о деятельности власти в Москве, ее планах, действиях, реакциях и отношении к явлениям московской жизни. Мы всегда к этому относились спокойно. Это не значит, что мы не критикуем правительство. Нам никто не запрещает давать свои аналитические и критические материалы по тем поводам, которые затрагиваются и в официальных материалах. Я считаю, что информирование людей, жителей города о деятельности власти - это одна из задач власти. И то, что она выделяет на это средства, тоже нормально. Ни для кого не секрет, что в последние годы произошел серьезный спад рекламных бюджетов, падают тиражи, федеральная власть не находит денег на адаптацию «Почты России», резко повышается подписная цена на печать. И если, таким образом, размещая материалы в печатных СМИ, власть поддерживает существование этих СМИ, я в этом ничего плохого не вижу. Можно рассуждать об этом в популистских традициях: «Вот власть что-то купила!». А можно по-другому. Очень важно, что это не сопровождается требованиями или условиями. В нашем случае нам не запрещают писать критические материалы даже по тем линиям, которые они размещают у нас. Мы свободны в той степени, в которой возможно сегодня в России. Я, как главный редактор и генеральный директор «Московской правды», должен обеспечить стабильное финансирование газеты, выпуска полос, и т.д.»
ЖурДом уже писал о том, как хакеры под псевдонимом "Шалтай Болтай" полтора месяца назад вскрыли личные почтовые адреса премьера Дмитрия Медведева и выложили в свободный доступ. До этого их блог уже был заблокирован - 22 июля 2014 года, по решению суда, «Шалтай-Болтай» попал в реестр запрещенных сайтов Роскомнадзора, а 27 июля в России были заблокированы сайт b0ltai.org и твиттер @b0ltai. Причиной послужили публикации в блоге переписки чиновников и конфиденциальных документов.
Оксана Солодовникова
Источник: ЖурДом
Похожие материалы: Роскомнадзор заблокировал блог Shaltay Boltay, опубликовавший переписку политиков