Представители РБК, СТС-Медиа, «Ведомостей» и других СМИ: будет хуже, но пока неясно, насколько

После принятия в первом чтении поправок в закон "О средствах массовой информации", ограничивающих долю иностранных акционеров в российских СМИ до 20%, портал RB.ru узнал у представителей известных СМИ с участием иностранного капитала, каким они видят свое будущее в случае принятия закона, а также что они думают об истинных целях правительства.

***

Елена Мясникова, вице-президент РБК:

Закон об ограничении иностранного участия в СМИ — это не что-то уникальное и потрясающее. Бывают еще более жесткие ограничения — например,  в Китае. Но все крупнейшие игроки, которые есть на нашем рынке, на китайском рынке тоже играют. Так что я бы не стала драматизировать суть закона. Неприятно в нем то, что в нашей ситуации он означает передел рынка и перемену правил игры уже в процессе. Издатели, выходившие на китайский рынок, знали, куда они идут и каковы правила игры. Они шли с открытыми глазами, могли выбирать себе партнеров, исходя из ситуации. На российском рынке правила изменились резко и внезапно, и значит, что нескольким игрокам придется одновременно в течение года искать покупателей на доли в своих активах — в некоторых случаях до 80% долевого участия. Учитывая экономическую ситуацию и падение рынка печатных СМИ, одновременная продажа крупных долей больших компаний означает, что они будут куплены сравнительно за бесценок. Это момент трудный. Трудно и то, что этот закон мешает иностранцам не только владеть изданием, но и контролировать работу редакции. Дело в том, что лицензионные соглашения предусматривают контроль лицензиара — как минимум, на уровне концепции и качества.

Может быть, за полтора года этот закон будет как-то смягчен и дополнен. Говоря о будущем, не исключено, что в результате все эти издательские дома будут куплены одной структурой и на рынке появится новый гигантский холдинг.

 ***

Виктор Шкулев, президент Hearst Shkulev Media:

Не думаю, что СМИ могут сосредоточиться в руках государства в рамках единого большого холдинга. Закон, скорее всего, будет принят в том виде, в котором он есть сейчас — уже понятно, что будет мало изменений во втором чтении (которое состоится сегодня, 26 сентября — ред.). Далее игроки рынка будут искать для себя решения. Разумеется, коммерческие СМИ не исчезнут. Оптимистичный прогноз заключается в том, что если игрокам удастся найти решение, чтобы вместе с российскими партнерами они могли бы остаться в бизнесе, то, думаю, рынок может достаточно быстро восстановиться. Имеется в виду, чтобы те, кто будет на этом рынке, работали относительно спокойно и уверенно. Сейчас, конечно, рынок находится в состоянии стресса.

Решение бросить все и развивать проекты только за рубежом — для меня радикальное, я не делаю ставку на это. Наш бизнес здесь, в России, и хотелось бы продолжать делать его в России. Дождемся тех реалий, в которых нам придется работать дальше, а там уже будет видно, как быть, какие решения принимать. Бизнесмены — по своей натуре народ оптимистичный и приспособленный к тому, чтобы постоянно решать проблемы. Мы живем в условиях конкуренции, особенно в нашем случае, когда мы действительно зарабатываем ровно то, что можем заработать сами, не рассчитывая ни на какие преференции, дотации и государственные бюджеты. Мы привыкли жить в таких условиях, решать сложные задачи — ну, вот добавилась еще одна. Посмотрим, попробуем ее решить. Если она решаема — OK, если не решаема — тогда и нужно будет думать.

***

Юлиана Слащева, генеральный директор "СТС-Медиа":

Я пока не могу практически ничего сказать на эту тему. Мы ждем окончательной редакции закона.

***

Людмила Агафонова, издатель журнала Cosmopolitan:

Интерес к красоте, моде и отношениям в России был всегда. У Cosmopolitan просто такая гигантская аудитория, что глупо будет убивать курицу, несущую золотые яйца. Поэтому для Cosmo — как для бренда, так и для журнала — у меня оптимистичный прогноз. Но это мое видение и мои надежды. Я хорошо знаю, что у страха глаза велики, и многие прекрасные вещи в стране делались в условиях самиздата, когда все было запрещено. И потом, это просто такой огромный кусок рынка, который действительно глупо убивать.

Я сажать картошку и уходить из медиа пока не собираюсь, но если я увижу, что это настолько плохо, что я не могла даже предположить, то мне придется менять свои планы.

***

Кирилл Вишнепольский, главный редактор Men's Health:

Понятно, что будет хуже, чем сейчас, но насколько — пока неясно. Многие законы в последние годы прошли по следующей схеме: сначала их принимают в драконовской редакции, потом -— дают ряд послаблений (подозреваю, что тут есть какая-то коррупция, но у меня нет прямых доказательств тому, что пострадавшие от закона "заносили скока надо" его кураторам и те в результате "слегка смягчались"). Так что будем ждать последнего чтения, да и затем следить за новостями. Пока не идут титры, еще не все потеряно. Строить планы, пока еще ничего не ясно, — опрометчиво.

***

Анастасия Голицына, обозреватель газеты "Ведомости":

Можно сказать, что мы вместе со всей страной недавно попали в совершенно новую реальность. И если раньше можно было думать о каком-то будущем, то о перспективах этой реальности пока сложно что-то сказать. Это как внезапно угодить в Нарнию и в первые полчаса пытаться понять, по каким законам она функционирует. Если все пойдет по плохому пути, уйду из медиа, скорее всего.

Ксения Герасимова

Источник: RB.ru

Похожие материалы: Госдума приняла в первом чтении закон об ограничении иностранных инвестиций в СМИ