Оздоровление экономики пока не коснулось рынка прессы. Согласно предварительным данным Дирекции медиа и культурной индустрии (ДМКИ) Министерства культуры и коммуникаций Франции, общий оборот французских печатных СМИ (ежедневные газеты и журналы) упал в прошлом году на 5,3% и составил 8,25 млрд. евро. Падение наблюдается уже шестой год подряд, отмечает ДМКИ.
Если рассматривать детально, то падение продаж (в рознице и по подписке) составило 3,5%, а рекламные доходы сократились на 8,5%. Сокращение розничных продаж в период между 2012 и 2013 годом ускорилось – с -2% до -6%.
Есть все основания утверждать, что такое ухудшение ситуации объясняется закрытием точек продаж. Что касается подписки, то она теряет позиции впервые за последние несколько лет, в то время как многие издатели считают её приоритетной с коммерческой точки зрения. Подписка росла в 2012 году, но немного сократилась в 2013-м, без сомнения, из-за роста цен, хотя издатели были готовы на большие скидки ради завоевания постоянных читателей.
Самое же резкое падение наблюдалось в сфере рекламы: доходы, связанные с продажей рекламных блоков и мест для платных объявлений сократились соответственно на 8,2% и 9,5%, и связано это было с плохой экономической конъюнктурой. Бесплатные издания объявлений стали наиболее уязвимым сегментом – в 2013 году их рекламные доходы сократились на 23,6%. К этому добавился эффект продолжающейся «миграции» рекламных мест из бумажных версий в цифру, но доходы в Сети еще далеки от того, чтобы компенсировать падение доходов на бумаге.
Серьезное уменьшение рекламных доходов с 2008 года наряду с менее значительным сокращением продаж в денежном выражении заставляет издателей изменять экономическую модель. Как отмечает ДМКИ, доля доходов от продаж значительно возросла в общем обороте: с 52,5% в 19990 году до 64% в 2013. Доля доходов от розничных продаж в общем обороте за этот же период уменьшилась с 36,7% до 32,5%, в то время как доля доходов от подписки увеличилась вдвое – с 15,8% до 31,5%.
ДМКИ, кстати, констатирует, что цифровые доходы остаются для многих издателей второстепенными. В обороте 300 крупнейших компаний на французском рынке прессы в 2013 году они едва перешагнули границу в 5%.
Источник: culturecommunication.gouv.fr
Перевод: Виктор Дейкин