Говорят, на наших глазах происходит закат эпохи бумажной прессы. На самом деле, хотя у газетно-журнальной отрасли есть объективные сложности, ее значимость для общества не снижается. Крушение традиционной печати будет означать разрушение информационного поля общества, под угрозой разрыва окажутся связи, в том числе и связь государства с собственными гражданами.
Сейчас в России, да и во всем мире, издатели и распространители печатных СМИ попали в чрезвычайно тяжелую ситуацию – несмотря на все усилия, мы никак не можем возместить урон, нанесенный кризисом 2008-2009 годов. Финансовые параметры нашего рынка выглядят удручающе: по итогам 2013 года рекламные сборы сократились на 4,2% - до 112,5 млрд рублей, а объем выручки от розничной реализации вырос только за счет роста цен, что в условиях ослабления курса рубля и инфляции можно считать статистической погрешностью.
В сегменте подписки все стабильно плохо – тиражи сокращаются на 2-3% ежегодно. Причем в этом году государство отказало в поддержке «Почте России», которая в течение нескольких лет благодаря средствам из бюджета удерживала от роста тарифы на доставку подписных тиражей читателям. Результаты – скорее всего, неутешительные – мы подведем уже менее чем через полгода.
Сложившаяся ситуация требует немедленного вмешательства государства. При этом отрасль не просит масштабных программ помощи вроде тех, что практикуются во Франции, где прямые субсидии получают и издатели, и распространители, и почта, и даже курьерские компании. В России не менее действенной была бы косвенная поддержка отрасли государством. Более того, по расчетам экспертов, бюджет страны мог бы даже получить выгоду в случае успешной реализации некоторых предложений.
Одно из таких предложений – создание условий для увеличения числа розничных точек продаж прессы, в том числе упрощение процедуры оформления и установки торговых объектов. Расчеты показывают, что увеличение только числа киосков на 50% приведет к росту объема рынка печатных СМИ на 26%. Соответственно увеличится число рабочих мест не только в киосках, но и в типографиях и издательствах. Дополнительные налоговые отчисления отраслевых предприятий в федеральный и местные бюджеты в этом случае составят около 3,5 млрд рублей в год.
Анализ статистических данных по количеству торговых объектов в России и за рубежом показывает, что чем выше уровень обеспеченности населения торговыми точками прессы, тем выше и уровень потребления населением печатных СМИ. Именно поэтому сокращение числа торговых точек специалисты считают одной из основных причин резкого спада розничного распространения периодики. И российский, и международный опыт свидетельствует, что закрытие магазина или киоска прессы ведет не к перераспределению тиража изданий на соседние точки, а к сокращению объема рынка. Это связано с тем, что пресса – товар импульсного спроса.
В результате же прибыль недополучают все участники рынка печатных СМИ: издатели, полиграфисты и распространители. Экономисты отрасли подсчитали, что потеря одной тысячи киосков приводит к сокращению реализации тиражей газет и журналов на 22-25 млн экземпляров или 0,8-1 млрд рублей в год. Объем сегмента розничного распространения прессы теряет около 1,5% в год. С 2004 года российский рынок прессы потерял порядка 12 тыс. киосков. А это уже 300 млн копий непроданных журналов и газет за год и сокращение российского рынка в тиражах на 18%.
Поэтому увеличение числа киосков – задача стратегическая. При этом государству не требуется вкладывать в это дополнительные средства – нужно только интенсифицировать те усилия, которые и так считаются необходимыми, и не чинить препятствий там, где можно без них обойтись. В частности, не выставлять на аукционы право аренды земельных участков под установку нестационарных торговых объектов, реализующих прессу, – продавцам социально значимого товара, каким являются газеты и журналы, не под силу тягаться на торгах с владельцами пирожковых киосков.
Еще один способ поддержки отрасли печатной периодики, который государство может обеспечить фактически росчерком пера, – расширение ассортимента киосков прессы в зависимости от сезона, конкретного региона, потребностей покупателей в районе расположения торговой точки.
Было бы целесообразным в летнее время разрешать установку рядом с киосками прессы холодильников с прохладительными напитками. В зимний период в киосках прессы могли бы продаваться горячие напитки, а также снэки в фабричной упаковке. Такой подход с успехом реализуется в Польше. А в Финляндии пошли дальше: там в киосках можно не только перекусить или выпить чашку кофе, заказать и получить товар из интернет-магазина, но и выписать лицензию на рыбалку, и даже получить готовый гражданский паспорт.
Особый вопрос ассортимента – торговля в киосках табачными изделиями, которые не так давно были исключены из перечня разрешенных товаров. Покупатели отреагировали на этот запрет немедленно – теперь они проходят мимо газетного ларька, нераскупленными остаются тиражи многих изданий. Если вернуть в список разрешенных товаров эту позицию, то соответствующее увеличение оборота киосков прессы может составить 7 млрд рублей в год, что приведет к росту налоговых и иных отчислений на 1 млрд рублей в год.
Авторы:
Дмитрий Мартынов, президент Ассоциации распространителей печатной продукции
Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции
Профиль №36(877) от 29 сентября 2014 года