Главная ошибка издателей - курс на выживание любой ценой (заметки со Всемирного конгресса)

Всемирный конгресс Дистрипресс, собравшийся в этом году в Каннах (Франция), прежде всего поразил количеством участников - 1200 делегатов из 90 стран.

Казалось бы, в условиях широкой экспансии интернета печатным СМИ следовало бы дышать на ладан и готовится к пышным похоронам. Но оказалось все наоборот. Делегаты сверкали оптимизмом, рассказывали с трибун о миллионных тиражах и миллионных прибылях, словом, медиа-елей лился широким потоком. Конечно, у многих оптимизм был наигранным, но были и реальные успехи. Это, прежде всего, издания женские, кулинарные, о хобби и творчестве, но и хорошие мужские журналы тоже демонстрировали завидную стабильность.

В очередной раз на конгрессе Дистрипресс выступил человек, получивший в международном медиасообществе завидную характеристику – Mr. Magazine (Мистер Журнал), это Самир Хусни из США. Он выступил с обширным анализом и прогнозом состояния и перспектив печатных СМИ. Именно он выдвинул тезис, что печатные СМИ вечны, как и вся человеческая цивилизация. Он сравнил печатные СМИ с театром, который не просто умер под влиянием кино, ТВ и интернета, а скорее наоборот, стал притягательным, в то время как билеты на театральные постановки многократно выросли в цене и стали дефицитными.

Оказывается, современные издатели, напуганные экспансией интернета, вели себя неправильно, многие стали практически готовится к "смерти". Курс на выживание заключался в сокращении полос, утончении бумаги, уменьшении периодичности выхода в свет и др. И в этом заключается негативная тенденция в издательском бизнесе - сохранение жизни изданий за счет минимизации затрат. Позитивная тенденция связана с внедрением инноваций, новых инвестиций в издательское дело и распространение контента, с развитием современных маркетинговых инструментов на стыке издателей, дистрибуторов и ретейла. "Цифра" должна помогать бумаге, а бумага "цифре" - в этом суть нового мышления на медиарынке.

Я встретился с Мистером Журналом, рассказал ему о положительном опыте российских издателей в сохранении и развитии бизнеса, в их числе об отечественных «передовиках» - издательских домах «КП», «МК», «Коммерсантъ», News Media и др, которые успешно используют мультимедийность и конвергенцию в издательском деле для укрепления своих доходов. Однако их прибыль в интернете весьма скромная. Если у западных издателей этот параметр достигает 20-30 процентов , то у российских - 5/10 процентов в лучшем случае.

Мое главное впечатление от 59 конгресса Дистрипресс в Каннах - это смена издательского испуга от интернет-экспансии на осторожный оптимизм, связанный с инновациями и запуском новых изданий, которых за рубежом все больше и больше. За прошлый год только в США вышло в свет более 500 новых журналов, в Германии - более 200. Успешно завоевывает свое место на рынке новый издательский продукт – буказины (книгожурналы), к которому российский издатели только-только робко подступают. Но, тем не менее, издательское дело, как я убедился на конгрессе, будет жить и побеждать, хотя и возможно уже в значительно меньших объемах. 

Источник: блог Александра Оськина на сайте "Эхо Москвы"