Администрации президента России.
Заместитель министра связи и массовых коммуникаций г-н Волин (в свое время скандально прославившийся странными для человека, занимающего столь высокую должность, заявлениями о том, что «журналист не должен думать, будто осуществляет некую общественную миссию», а является лишь инструментом для извлечения доходов для работодателей) постоянно подчеркивает в своих публичных выступлениях и интервью, что не желает никак сотрудничать с СЖР, давая при этом тенденциозные и не основанные на реальных фактах оценки его деятельности. Дошло до того, что нам пришлось обратиться со специальным письмом к министру Никифорову с просьбой разъяснить, является ли позиция г-на Волина официальной позицией ведомства, но, к сожалению, даже формального ответа мы не получили. Так или иначе, но тот саботаж наших предложений и демонстрационный отказ от каких бы то ни было контактов с Союзом со стороны Минсвязи мы считаем недопустимым и выходящим за рамки цивилизованных отношений. Во всяком случае, пользе делу он никак не служит.
Что же касается наших конкретных предложений, прилагаем к данному письму развернутую Резолюцию Х съезда СЖР, состоявшегося весной прошлого года, в которой изложена позиция Союза по ряду принципиальных вопросов обустройства рынка прессы, положения журналистов в обществе, взаимоотношения СМИ с государственной властью. Подчеркиваем, что документ составлен на основе длительных обсуждений в журналистских коллективах страны и принят съездом. Резолюцию мы направили в заинтересованные, как нам казалось, ведомства в расчете на совместную работу, но ни одного ответа на свои обращения мы не получили. При этом у нас, к сожалению, нет оснований думать, будто все эти ведомства и без сотрудничества с нами так уж хорошо справляются со всё обостряющимися проблемами.
Ежегодно во всех субъектах РФ мы проводим около ста обучающих семинаров для журналистов, редакторов, сотрудников пресс-служб региональных администраций по различным направлениям деятельности СМИ, для этого приглашаем лучших российских и зарубежных практиков и ученых. Каждый год мы издаем и распространяем учебные пособия и практические рекомендации. Наш журнал «Журналистика и медиарынок» стал общепризнанным центром, аккумулирующим и распространяющим опыт лучших российских региональных издателей, редакторов, журналистов и экспертов. Авторы журнала неизменно становятся главными спикерами всех отраслевых форумов и конференций, которые проводит не только Союз журналистов России, но и другие профильные организации. Мы разработали и внедрили в деятельность значительного числа районных и городских газет (их совокупный тираж сегодня составляет две трети от тиража всей общественно-политической периодики России) новые визуальные и содержательные модели.
СЖР — единственная государственная или общественная организация страны, которая на постоянной основе помогает семьям погибших коллег. Горькая цифра: более 350-ти погибших журналистов за последние двадцать три года… Но даже их бывшие работодатели, самые красноречивые, когда предъявляют претензии к другим, палец о палец не ударяют для действенной поддержки родных своих бывших сотрудников. И никто из них — никто! — не находит часа, чтобы хотя бы 15 декабря прийти на День поминовения, который уже двадцать лет проводит Союз журналистов, собирающий семьи погибших со всей страны, по копейке изыскивающий средства на их поддержку.
Гибель журналистов — и это еще раз подтверждается событиями на Украине — требует в каждом случае не только эмоциональной реакции, но и скрупулезного расследования, и — главное — принятия решений, которые могли бы оградить жизнь наших коллег в дальнейшем. Как свою заслугу СЖР рассматривает внесение, наконец, в Думу законопроекта, предусматривающего ответственность работодателей, отправляющих корреспондента в «горячую точку» — за его подготовку, экипировку, страховку. Принципиально важным мы считаем и меморандум, подписанный СЖР и Украинскими журналистскими организациями в Вене под эгидой ОБСЕ, предусматривающий в каждом случае совместные действия по обе стороны фронта и границы. Но, опять же — к сожалению, мы, как нам кажется, могли бы рассчитывать в этой работе на большую поддержку государства и его представителей.
Союз журналистов России видит свою главную задачу в восстановлении социального авторитета профессии как необходимого условия единства нации, консолидации общества, развития демократических институтов, борьбы со все, что мешает стране и человеку. Влиятельная и честная пресса, мы убеждены, — одна из важнейших «скреп» государства; неуважаемая пресса — наоборот, социально опасна. Этот тезис — основа нашей деятельности, и, мы убеждены, что осуществляя ее, вправе рассчитывать на всемерную поддержку государства. Выработка «формулы доверия», которой мы занимаемся все последние годы, подлинно патриотическая работа, необходимая стране, обществу, как ничто другое.
Здесь особенно важно единство всего журналистского сообщества, вне зависимости от позиции занимаемой тем или иным СМИ по тому или иному частному вопросу. Это — принципиальный момент, и нас тревожат все усиливающиеся попытки разного рода спекулянтов растащить это единство по политическим и иным отсекам — в угоду своим сиюминутным (чаще всего — финансовым) интересам. Говоря высоким слогом, не обремененных минимальной заботой о будущем.
Одним из действующих инструментов, служащих сохранению и укреплению профессионального единства журналистского сообщества России, стали ежегодные Фестивали прессы, которые, несмотря на все понятные трудности, наш Союз проводит почти два десятилетия. Наши оппоненты пытаются представить эти фестивали как чисто развлекательные мероприятия, служащие лишь целями пиара их устроителей. Это, безусловно, не так. Более того: это недобросовестная , злонамеренная ложь, не требующая специального опровержения для любого принимающего в них участия (кстати, в прошлом году один из круглых столов очередного фестиваля вел начальник Управления внутренней политики АП О. Морозов, который может рассказать о подлинной атмосфере, царящей на этих форумах). Достаточно сказать, что на фестивали собирается около двух тысяч участников, в программу их входит до ста пятидесяти различных мероприятий. С полной ответственностью заявляем, что наши фестивали — явление в российской журналистике уникальное, рядом с ними — как по массовости, так и по практической пользе для его участников — поставить нечего.
И последнее. Мы уже неоднократно ставили вопрос о необходимости ликвидировать ненормальное положение с собственностью на помещения, занимаемые Союзом. Мы их занимаем в здании, построенном в том числе и на средства бывшего Союза журналистов СССР, у нас есть документы, согласно которым нам было выделено 5000 кв. м — значительно больше, нежели мы сегодня занимаем. Еще в самом начале 90-х был подписан президентский Указ о передаче в собственность творческим союзам занимаемых ими помещений. Указ не отменен, но и не выполнен, саботирующие его чиновники не наказаны. В результате СЖР постоянно подвергается произвольно назначаемым, пристрастным и недобросовестным проверкам, находится под неотменяемой угрозой «уплотнения», а то и выселения вообще.
Почему российские чиновники не реагируют на наши предложения по правовому и экономическому обустройству медийного рынка, по правовому и социальному статусу журналиста? По каким причинам остаются нерасследованными сотни убийств журналистов? Что мешает чиновникам положительно решить вопросы, связанные с собственностью Союза журналистов России, выполнить Указ президента Ельцина, решение российского парламента?
«Журналистика-миссия» — так назвали мы главную тему своего фестиваля. И вступление к предстоящей дискуссии — поиск ответов, на основе которых мы обратимся к обществу, к президенту, к парламенту.
Секретариат Союза журналистов России
Резолюция X съезда Союза журналистов России «О приоритетных направлениях работы СЖР на 2013–2018 гг.»
Утвердить Приоритетные направления в работе Союза журналистов России на период 2013–2018 гг.
I.
События, происходящие в современном мире, обнажили хрупкость всех без исключения общественных институтов, в том числе и масс-медиа. Дело не только в падении тиражей или исчезновении газет с длинной историей. Двадцать первый век не сумел оставить в прошлом недоверие между людьми. Более того, недоверие стало глобальным. Между странами и религиями, между бизнесом и обществом, между властью и человеком. Недоверие как страшный вирус разъедает все живое, все человечное на планете.
Мы обрушиваем на людей водопад фактов и новостей, но не можем объяснить суть происходящих событий. Журналистов мало интересует обычный человек, ищущий защиту в неустойчивом и агрессивном мире. Медиаконтент посвящен сильным мира сего в политике, бизнесе, развлечениях. Групповое равнодушие к читателю рикошетом бьет по журналистике и ее основам.
Медиа торгуют лояльностью, вместо того, чтобы выполнять функции сторожевых псов общества. Всё больше слов о коррупции на медийном пространстве, о заказных материалах и компроматах. Мы не можем определиться со своей ролью в новых временах, подобрать костюм по росту. Когда медиа теряют доверие, это все равно, что камень, преградивший путь к роднику. Люди за чистой водой пойдут в другое место. И они идут.
В разных странах симптомы этой болезни проявляются по-разному. Но есть и общие черты. Прежде всего — журналист перестал быть практически единственным источником информации, которую только он и может передать миру.
В условиях существования неподцензурного Интернета привычная проблема взаимоотношений общества со средствами массовой информации во многом упрощается. Скрыть правду уже намного труднее, чем прежде, да и практически невозможно. «Неформальная журналистика» становится серьезным конкурентом печатных и электронных СМИ. И если журналистика не говорит людям правду о реальной жизни, то такая журналистика никому не нужна.
На этом фоне мы видим непрекращающиеся попытки использовать ситуацию во вред прессе и всему тому, что она традиционно олицетворяет, — демократии, свободе, возможностям человека ощущать себя человеком. Бюрократия счастлива самой возможности дискредитировать и обессилить своего естественного врага. Но не понимает, что одновременно выбивает почву и из-под собственных ног. Любые попытки ограничить прессу восстановлением или усилением цензуры, чем бы они ни оправдывались, в историческом смысле нерентабельны. Они не способны помочь даже в решении самых простеньких проблем сегодняшнего дня. Ограничения прессы под лозунгом: «Все равно пресса врет!» — недобросовестны, другое дело — прессе жизненно необходимо самой не давать повода приводить этот довод.
Пресса действительно власть, причем, быть может, наиболее уникальная из всех существующих, если учесть — чем она дается и чему служит. Власть журналистики, — это не власть должностного положения и денег, как почему-то кажется политтехнологам и политалхимикам, а власть слова и совести. Журналистика, если хотите, — могучий агент влияния, влияния силы честного слова на общественную жизнь, на ход мыслей, предшествующий ходу действий.
Без доверия острота наших перьев, сама миссия журналистики в целом, становятся бессмысленными, а мастерство — невостребованным и абсурдным.
Доверие к журналистике многократно увеличивает ее возможности, ее реальную власть над умами и сердцами людей. Тем нетерпимее должны быть мы все к тому, что подрывает в глазах читателей, зрителей и слушателей доверие к нашему слову.
Журналистика, если к ней не прислушиваются, обречена. Мы добивались и будем добиваться в дальнейшем, чтобы с нами считались. В этом смысле защита профессиональных интересов журналистов — это не только наш корпоративный долг, но и, выспренне говоря, обязанность перед страной в целом, страной, которую любим и неудачи которой переживаем.
Исходя из этого, делегаты съезда считают важнейшим направлением работы Союза продолжение борьбы за восстановление престижа журналистской профессии, во многом утраченного социального доверия к ней. В этой борьбе Союз будет сотрудничать со всеми профессиональными организациями, общественными и властными структурами, проявляющими соответствующую заинтересованность, на основе безусловной невовлеченности СЖР в их политическую деятельность. Консолидировать усилия по лоббированию интересов профессионального сообщества на всех уровнях. Настаивать на учреждении почетного звания «Заслуженный журналист России». Максимально широко привлекать к работе в СЖР молодых журналистов. Разработать специальные программы для молодежи.
Союз должен продолжить и активизировать работу по саморегулированию журналистского сообщества. Съезд безусловно одобряет механизмы, положенные в основу деятельности Общественной коллегии по жалобам на прессу, полагает абсолютно необходимым добиваться повышения эффективности этого органа, признания его юрисдикции всеми СМИ страны и всеми журналистами. Это — единственно возможный способ самоочищения корпорации и создания и укрепления института репутации без которого журналистика существовать не может.
Съезд поручает секретариату СЖР нового созыва, провести обсуждение в журналистских коллективах возможных поправок в Кодекс профессиональной этики, принятый в 1994 г., и принять новую редакцию кодекса на заседании Федеративного совета до декабря текущего года.
II.
Необходимо продолжить работу по укреплению законодательной базы СМИ, последовательно противостоять любым попыткам ограничить свободу прессы и права журналистов — в том числе и на этапе подготовки и обсуждения соответствующих документов. При этом необходимо в ближайшее время внести необходимые коррективы в уже принятые за последнее время Федеральные законы, относительно которых жизнь убедительно доказала их непродуманность и конъюнктурность. Добиться принятия Государственной Думой новой редакции Закона о средствах массовой информации, лежащей без движения уже пять лет. Принять деятельное участие в детальном обсуждении проектов, регулирующих деятельность в Интернете, законодательных предложений о телевидении.
— Национальным позором можно считать тот факт, что за два последних десятилетия в России погибло почти 350 журналистов, и при этом ни одно знаковое, резонансное дело до конца не расследовано, ни разу не названы заказчики этих преступлений. Уголовные дела по каждому из них по многу раз закрываются и открываются вновь, расформировываются уже находящиеся «в теме» следственные бригады, назначаются новые следователи… Совершенно нетерпимая обстановка в связи с этим сложилась в Дагестане, где только с 2000 года убито шестнадцать наших коллег, а силовые ведомства лишь отделываются обещаниями, которых потом не выполняют. Мы настаиваем на большей открытости в контактах с обществом МВД и Следственного комитета, привлечения к публичной ответственности тех сотрудников, которые раз за разом проваливают свою работу.
— Совершенно не работает 144-я статья Уголовного кодекса о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста. По официальным данным за последние восемь лет до суда по этой статье было доведено лишь шесть дел, причем реальных приговоров ни по одному из них вынесено не было. При этом нас не может не тревожить то, что все увеличивается число случаев, когда журналисты, выполняющие профессиональные обязанности, подвергаются необоснованному силовому давлению со стороны сотрудников полиции, уголовные дела по таким инцидентам не возбуждаются, а если и возбуждаются, то следствие по ним ведется крайне неудовлетворительно. Руководство МВД и Следственного комитета от обсуждения даже самых вопиющих инцидентов уклоняется. Съезд убежден, что для исправления ситуации требуется недвусмысленное проявление политической воли со стороны Президента, парламента, правительства страны.
— По-прежнему судами Российской Федерации ежегодно рассматривается более 3.500 дел против журналистов по защите чести, достоинства и деловой репутации их героев. Это сравнимо с числом таких дел во всем остальном мире. Одна из причин — иски по этой статье у нас не облагаются судебной пошлиной, что позволяет в частности требовать возмещения морального ущерба в сколь угодно фантастических размерах. Наши оппоненты утверждают, что это дает возможность судиться с газетой «простым людям», но статистика неопровержимо свидетельствует, что иски подают практически исключительно чиновники, коммерсанты и т.н. «звезды», т.е. люди вполне обеспеченные. При этом даже выигранный суд требует от редакции невосполнимых моральных и материальных усилий, а истцу абсолютно ничем не угрожает. Необходимо добиться, наконец, изменения подобной практики, путем принятия законодательных решений или постановления Пленума Верховного суда России.
— Продолжает оставаться актуальной проблема доступа журналиста к общественно-важной информации. Более того, мы становимся свидетелями попыток «засекретить» чуть ли не все и любые сведения, касающиеся работы чиновников любого уровня, поползновениями объявить сферу их служебных обязанностей чуть ли не «личной» их жизнью. Союз журналистов России должен последовательно противостоять таким попыткам.
— Авторитет прессы зиждется не только на профессионализме и честном исполнении своих обязанностей самими журналистами. Не менее важна реакция на выступления СМИ, оперативное их рассмотрение и принятие адекватных решений. Съезд констатирует, что так и не заработала статья 812-го Указа Президента России (1996 год, продублирована Указом 2000-го года), обязывающая должностных лиц незамедлительно отвечать на критические выступления печати. Не добившись подлинной действенности прессы, мы не победим коррупции, не добьемся выполнения самых лучших планов, не преодолеем правового нигилизма, апатии и безразличия.
III.
Принципиально важным для сохранения прессы становится необходимость немедленных мер по обустройству рынка прессы.
Для современных средств массовой информации нет темы более актуальной, чем экономическая независимость. Беды преследуют маленькие газеты, а «большие» СМИ, находящиеся на дотации государства, вынуждены выполнять «госзаказ». В издательский бизнес все активнее вмешивается политика и «многие СМИ уже встроены в «исполнительную вертикаль». При этом экономическая независимость еще не означает независимости политической.
Сегодня число действительно независимых СМИ в России очень ограничено и практически не растет, идея разгосударствления редакций не имеет практических механизмов реализации. Необходимо создать некую «программу для газет, которые уже подошли к тому, чтобы быть самостоятельными».
В сфере экономики средств массовой информации необходимо создавать новые условия для выполнения СМИ своих социальных функций. Если мы хотим сохранить традиционную прессу, необходимо как можно скорее «поместить ее в рынок», поставить в зависимость не от одного главного читателя, а от всей читательской аудитории. Экономической гарантией независимости может стать общественный фонд финансирования местных СМИ, не зависящий от конъюнктуры региональных и муниципальных властей.
Правительству и Государственной Думе следовало бы пересмотреть весь комплекс мер, необходимых для экономического обеспечения деятельности СМИ, сделать реальной стратегическую программу развития СМИ до 2015 года. Необходимо, наконец-то, признать прессу социально значимым товаром, а услуги по распространению газет и журналов социально значимыми услугами. Необходимо распространить на печатные СМИ поддерживающие государственные меры, которые позволят обеспечить доступность газет и журналов для населения. Речь идет об установлении единой ставки НДС для отрасли печатных СМИ в размере 10%, преференций в отношении амортизационных расходов в качестве механизма для технического переоснащения предприятий, создания новых мощностей по производству конкурентоспособных видов целлюлозно-бумажной продукции и полиграфических услуг и получении субсидий по кредитам. Следует внести изменения в законодательство о взносах во внебюджетные фонды, в таможенно-тарифное регулирование, укрепление киосковой сети и т.д.
IV.
Российская региональная общественно-политическая пресса — республиканские, областные, краевые, городские, районные газеты, несмотря на быстрое распространение Интернета, продолжает оставаться необходимым институциональным атрибутом даже самых социально неблагоприятных и экономически депрессивных территорий страны.
Именно региональные издания способны цементировать, регулярно актуализировать те социальные скрепляющие механизмы, которые позволяют сохраняться существующим, а также воспроизводиться новым местным сообществам. Во многих муниципальных районах районная газета по-прежнему остается основной площадкой для обсуждения местной повестки дня.
За последние пять лет число таких изданий практически не изменилось (около 3.700), а их совокупный разовый тираж даже вырос и составляет более двух третей совокупного тиража периодики России (около 50 млн. экз.).
Сегодня перед региональной прессой множество вызовов, главным из которых является зависимость редакционной политики изданий от учредителей и спонсоров (среди которых в основном региональные и муниципальные органы власти).
Действуя в русле авторитарной традиции, предусматривающей постановку перед медиакомпаниями политических задач в обмен на гарантию экономических основ деятельности, региональные и муниципальные органы власти оказывают избирательную финансовую поддержку в той или иной форме СМИ во всех субъектах Федерации. Механизмы оказания поддержки зависят от двух основных факторов: формы собственности СМИ и направления его редакционной политики.
Особенное давление испытывают региональные редакции от муниципальных органов власти, политика которых в значительной степени носит инструментальный, дифференцированный и конъюнктурный характер, ориентируясь на достижение краткосрочных и изменчивых утилитарных целей. Наиболее недальновидные и «медианеподкованные» чиновники стремятся максимально ограничить зону действия СМИ и упростить взаимодействие с журналистами до уровня отдачи распоряжений.
Мощным средством воздействия на периодику стала федеральная почта. Проблемы дистрибуции вытесняют с рынков наименее прибыльные проекты, а такими по определению, являются общественно-политические газеты, толкают их на поиски спонсоров, способных погасить затраты на доставку.
Региональная общественно-политическая печать, не выполняющая должным образом различные общественные функции, все более теряет конкурентоспособность в сравнении с глобальными, федеральными, региональными развлекательными печатными и электронными медиапроектами, открывая для их экспансии информационное пространство регионов.
Поэтому предложение о необходимости приватизации государственных региональных СМИ, высказанное в 2011 г. тогдашним президентом Д. Медведевым, важное и своевременное.
Главное, чтобы в процессе реформирования организационно-правовых форм, не были утрачены общественные функции этого обширного сегмента системы СМИ России. Уже сегодня многие редакции, пытаясь максимизировать прибыль и минимизировать риски, возникающие при обращении к острой социальной тематике, вынуждены осваивать таблоидную модель.
Необходимо отметить, что за 20 лет новейшей истории России в сегменте общественно-политической прессы было создано около 1% частных изданий. Складывающуюся конфигурацию наиболее развитых муниципальных медиарынков, можно обозначить следующим образом: пять бесплатных рекламных газет и одна платная общественно-политическая (в основном государственная или муниципальная). Максимальная коммерциализация содержания может стать вектором, по которому двинется немалая часть региональных газет России после приватизации, если этот процесс не будет сопровождаться государственными программами развития и удержания их в сфере общественной пользы.
Для эффективного реформирования российской региональной прессы недостаточно формально перевести медиактивы из государственной собственности в частную. Необходимы государственные программы, обеспечивающие сбалансированное развитие экономической самостоятельности региональных изданий с одновременным безусловным исполнением ими норм деятельности, требуемой от свободной и ответственной прессы.
Необходимо подчеркнуть, что законодательство многих европейских стран предусматривает предоставление средств из государственного бюджета для финансирования целевых расходов местной прессы. Специальные целевые программы государственной поддержки региональных газет по-прежнему играют важную роль в формировании плюрализма мнений в странах с устойчивым демократическим развитием (Франция, Швеция, Норвегия и др.).
В комплекс мер государственного регулирования региональной печати мы предлагаем включить следующие компоненты:
• Совершенствование законов и правовых актов, направленных на поддержку общественных функций региональных изданий.
• Дальнейшее развитие федеральной и региональной поддержки реализации социально-значимых проектов в СМИ.
• Развитие системы повышения квалификации и обмена опытом сотрудников СМИ на региональном и федеральном уровне.
• Медиаобразование сотрудников органов власти.
• Законодательное ограничение возможностей влияния муниципальной власти на деятельность редакций СМИ.
• Государственный контроль механизмов ценообразования распространения периодики Федеральной почтовой службой.
• Предоставление налоговых льгот для организаций, осуществляющих альтернативное распространение общественно-значимой периодики.
• Выделение субсидий редакциям для распространения региональных газет на экономически депрессивных территориях.
• Модернизация производства (реорганизация типографий с целью сокращения цены печати).
• Размещение государственной рекламы (информационные кампании социального содержания) в региональной прессе.
• Проведение семинаров, круглых столов, исследований по разработке стандартов, норм, кодексов, регламентирующих работу редакционных коллективов в субъектах РФ.
• Государственная поддержка проектов Союза журналистов России и других профессиональных общественных организаций, направленных на активизацию процессов саморегулирования в журналистской среде.
• Активизация такого направления саморегулирования прессы, как медиакритика, через поддержку профильных журналов «Журналистика и медиарынок», «Журналист» и др.
Дополнительными видами господдержки могут стать снижение налогов, предоставление льготных кредитов, снижение тарифов на аренду помещений, выделение дотаций на приобретение газетной бумаги и др.
В целях совершенствования механизмов господдержки региональной печати необходимо выполнение следующих требований:
• Обеспечение процедур открытых конкурсов, отсутствие политических преференций, и подлинно равноправное
участие в конкурсах изданий различных форм собственности;
• пресечение потенциальной коррупции при выделении средств на региональном и муниципальном уровне;
• соблюдение требований экономической транспарентности СМИ, претендующих на государственное финансирование;
• наличие законодательно закрепленных, единообразных и недвусмысленных критериев, по которым ее получают региональные издания.
Важным условием является определение диапазона системных параметров, прямо или косвенно отражающих качественное состояние изданий, которые должны учитываться при оказании государственной поддержки. В их числе могут быть предложены:
• тиражный и рекламный охват территории;
• платное распространение и определенная периодичность;
• действующий на страницах и веб-сайте форум для обмена комментариями и критикой;
• представленность мнений различных групп;
• количество и состав привлекаемых ньюсмейкеров и экспертов;
• отсутствие регулярного целенаправленного формирования положительного или отрицательного имиджа каких-либо лиц или организаций (экспертные заключения);
• исполнение изданием функций ньюс-омбудсмена и др.
V.
Всех работников СМИ, будь то корреспонденты печатных и интернет-изданий, фоторепортеры, телеоператоры, ведущие, погибшие или получившие травму в период исполнения трудовых обязанностей, должен защищать Трудовой кодекс РФ. Однако необходимо отметить, что вопросы правовой и социальной защиты работников СМИ, установления им государственных гарантий трудовых прав и свобод, создания благоприятных условий труда, защиты их прав и интересов в этом законодательном акте отражены недостаточно.
Статья 351 Трудового кодекса РФ определяет, как должно осуществляться «Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений».
Трудовой кодекс РФ поставил журналистов на один уровень «с иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений» в то время, как например, профессиональным спортсменам посвящена целая глава 54.1 Трудового кодекса РФ, состоящая из 12 статей.
Помимо спортсменов глава 54 ТК РФ регулирует особенности труда работников религиозных организаций. Она состоит из 6 статей (342–348).
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124–1 «О средствах массовой информации» также не содержит достаточного набора требований, которые обеспечивали бы должный уровень правовой, социальной и страховой защиты работников СМИ. А существующее понятие «журналист» данное в указанном законе не способствует правильному формированию законодательной и нормативной базы по защите трудовых прав работников СМИ. Статья 49 Закона предусматривает, что «государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг». При этом реальных и действенных механизмов финансовой и материальной защиты работников СМИ в настоящее время нет.
Анализ показывает, что наиболее часто работники СМИ гибнут и получают увечья от криминальных проявлений, совершаемых вне пределов рабочего времени. Причиной
убийств и нападений является профессиональная деятельность журналистов.
При этом ни Трудовой кодекс РФ, ни другие законодательные акты, не дают определения, что следует понимать под понятием «профессиональная деятельность». Это не даёт возможности отнести упомянутые выше случаи криминального травматизма, происшедших не на рабочем месте работника, к разряду несчастных случаев на производстве. А следовательно сам журналист и члены его семьи при его гибели не могут рассчитывать на надлежащий уровень социальной защиты, лечение, реабилитацию и т.д.
Статьей 209 Трудового кодекса РФ введено понятие «профессиональный риск», однако критерии определения профессионального риска для работников СМИ не установлены, хотя их труд по степени опасности и риска не сопоставим со стрессовыми и другими нагрузками, которые приходится испытывать представителям других творческих профессий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2005 года № 713 «Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска» и другими документами, изданными на федеральном уровне, установлено, что организации, в которых трудятся работники СМИ, относятся к первому самому «неопасному» классу профессионального риска, в то время как таких классов — 32.
Такое положение не может способствовать качественной профессиональной защите работников СМИ.
В настоящее время из Правительства РФ как структуры, обладающей правом законодательной инициативы, в Государственную Думу Федерального Собрания РФ поступил законопроект № 88331–6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и в статью 1 Федерального закона «Об электронной подписи». Этот законопроект регулирует вопросы дистанционной занятости работников, что может коснуться работников СМИ. При этом вопросы, связанные с ведением трудовой книжки, оплатой больничных листов, процедур учёта и расследования несчастных случаев с работником, работающим дистанционно, в нём не урегулированы.
Требуются серьезные законотворческие инициативы по страховой защите работников СМИ, формированию нормативной базы, регламентирующей их обучение мерам безопасности и охраны труда, установлению профессиональных стандартов.
Сегодня ясно, что работников СМИ необходимо бесплатно обеспечивать средствами индивидуальной защиты, такими, как сигнальные жилеты со светоотражающими полосами и надписью «Пресса», а в отдельных случаях легкими бронежилетами, защитной одеждой и обувью. Для этого необходимо осуществить подготовку типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Следует подготовить и в установленном порядке ввести в действие систему государственных нормативных актов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников СМИ в процессе их деятельности, которая включала бы в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Проблем в обеспечении безопасности, охраны труда, создания здоровых и комфортных условий труда для работников СМИ довольно много. Они многократно обсуждались в СМИ, на различных мероприятиях с участием представителей законодательной и исполнительной власти, научных учреждений, Союза журналистов России и других структур, однако позитивных сдвигов в их практическом решении не наблюдается.
В этой связи вопросы создания работникам СМИ здоровых и безопасных условий труда нельзя откладывать в долгий ящик. Они требуют незамедлительного решения на законодательном и нормативном уровнях.
Съезд поручает вновь избранному Секретариату сформировать специальную комиссию, которая бы проработала и представила в правительство и Государственную Думу проекты нормативных документов, регулирующих вопросы безопасного труда журналистов.
Съезд просит Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы ФС РФ, Комитет по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы ФС РФ, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы ФС РФ, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека совместно с Союзом журналистов России в установленном порядке рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ по регулированию особенностей труда работников СМИ.
При подготовке новой редакции Федерального закона «О СМИ» включить в него позиции, предусматривающие комплекс мер по обеспечению безопасности и социальной защиты работников СМИ.
Просить Следственный комитет РФ, который в настоящее время подготовил проект Федерального закона «О потерпевших от преступлений», включить в него позиции, касающихся понятия «профессиональная деятельность» и установления процедуры причинно-следственной связи между профессиональной деятельностью пострадавшего и совершенным преступлением.
Союзу журналистов России совместно с Минобрнауки России, Минсвязи России и представителями вузов, осуществляющих подготовку журналистских кадров, подготовить программу специальной подготовки журналистов, работа которых предполагает их выезд в «горячие точки», зоны ЧС и другие опасные объекты, включив в неё вопросы социальной защиты работников СМИ.
Союзу журналистов России совместно с Всероссийским Союзом страховщиков изучить зарубежный положительный опыт страховой защиты работников СМИ. Совместно с другими заинтересованными структурами наработать пакет предложений по внедрению эффективных механизмов страхования работников СМИ.
Съезд просит Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
— в порядке реализации требований Федерального закона от 3 декабря 2012 года совместно с другими заинтересованными структурами разработать профессиональные стандарты для всех работников СМИ (корреспонденты печатных и интернет-изданий, фоторепортеры, телеоператоры, ведущие и т.д.);
— типовые нормы бесплатной выдачи работниками СМИ специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты применительно к требованиям ст. 221 Трудового кодекса РФ и специфике деятельности журналистов;
Секретариату СЖР в связи с подготовкой Советом Федерации ФС РФ проекта Федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)» подготовить предложения по включению в него позиций, касающихся внештатных работников СМИ (фрилансеров).
Съезд поручает Секретариату Союза журналистов России совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в рамках реализации Генерального Соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации проработать вопрос о заключении Отраслевого соглашения с отражением в нём вопросов социальной защиты работников СМИ.
В рамках изучения и реализации международного опыта по защите трудовых прав и обеспечению безопасности работников СМИ Союзу журналистов России совместно с международными организациями журналистов и Международной организацией труда (МОТ) проработать вопрос о возможности подготовки и принятия Рекомендаций или Конвенции МОТ по защите прав работников СМИ по аналогии как это сделано по работникам морского флота. (Международную конвенцию 2006 года о труде в морском судоходстве подписала Российская Федерация и ратифицировала Федеральным законом от 05.06.2012 года № 56-ФЗ «О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве».
VI.
Союз журналистов России будет продолжать и укреплять сотрудничество с профессиональными организациями в рамках МФЖ и Европейской федерации журналистов, а также с братскими Союзами стран СНГ. Мы уверены, что гармоничное и свободное развитие социума в XXI веке невозможно без развития свободной журналистики, являющей собой глаза и уши наций, без осознания ее роли как базовой ценности и общего блага для всех. В этом мы солидарны с позицией Международной Федерации журналистов и международным движением «Этическая журналистика». Мы убеждены, что новые форматы и технологии являются лишь инструментом, очень важным, но не определяющим ни в коей мере основного содержания журналистской работы, и роли СМИ. Форма может и должна совершенствоваться, но смысл журналистского слова, базовые этические принципы и стандарты качества сбора и передачи информации и анализа остаются неизменными. Мы придаем большое значение программам медиаобразования для всех, в том числе и в рамках нашего международного партнерства, вместе с коллегами из Европы.
Российская журналистика в силу своих глубоких традиций, опыта и многовекторного развития разных направлений СМИ остается ведущей, фактически она центрообразующая для многих национальных СМИ на постсоветском пространстве.
В настоящее время во многих сопредельных с Россией странах продолжается падение статуса русского языка. Распад СССР и утрата Россией прежнего экономического, технологического и геополитического влияния на постсоветском пространстве и в мире в целом отразились и на положении русского языка и культуры в ближнем и дальнем зарубежье. Чтобы изменить отношение к русскому языку, а следовательно и к гуманитарным, научным и культурным ценностям России, нужно системно воспитывать сильную когорту русскоговорящих журналистов, которые после обучения в России будут работать в национальных СМИ. С одной стороны, они могут быть использованы в своих редакциях как эксперты по вопросам российской политики, экономики, культуры и проч. С другой стороны — они будут людьми не просто знающими, понимающими, но сопереживающими всем преобразованиям и событиям, происходящим в нашем обществе.
Тем не менее до сих пор нет целевой программы, которая поддерживала бы русскоязычные медиа-проекты за рубежом. Эти СМИ зачастую не получая поддержки как у властей своего государства, так и российского, маргинализуются, превращаются в боевые листки, существуя за счет коммерческой рекламы. Вместо того, чтобы становиться уважаемыми рупорами гласности и бизнес-проектами, они по причине низкого качества и малых тиражей отторгаются читателями, зрителями.
VII.
Восстановление доверия к слову жизненно необходимо не только тем, кто сам живет этим словом. Пресса — испытанный механизм взаимодействия внутри общества, установления в нем мира и согласия; разрушение этого механизма неминуемо приведет к непредсказуемым последствиям.
Поэтому мы вправе надеяться на помощь в нашей борьбе за восстановление социального авторитета журналистики.
Мы обращаемся за поддержкой к международным организациям: эта проблема — не только российская, с ней сегодня сталкиваются все без исключения страны, в той или иной степени. И решать ее надо вместе.
Мы обращаемся за поддержкой к органам власти: подавление, унижение прессы может принести краткосрочные политические выгоды, но в перспективе смертельно опасно и для самой власти.
Мы обращаемся к владельцам изданий. Серьезные газеты, журналы, телепрограммы сегодня приносят им все большие убытки, но, целенаправленно отучая потребителя от них, владельцы стремительно желтеющей прессы рискуют в один прекрасный момент погубить свой бизнес вообще.
И наконец, мы обращаемся к самим журналистам. Только вернувшись к бездарно растраченным ценностям, мы способны обеспечить свое профессиональное будущее. И чтобы восстановить уважение к себе, надо научиться уважать самих себя.
Источник: Новые Ведомости
Похожие материалы: Союз журналистов России предложит профсообществу этическую декларацию