Эксперты обсудили главные проблемы малой торговли

2 октября с.г. в конференц-залах гостиницы AZIMUT Moscow Olympic состоялся организованный Коалицией Киоскеров при поддержке «ОПОРЫ РОССИИ» Международный саммит «Факторы устойчивого развития малого торгового бизнеса», собравший за одним столом представителей власти, многочисленных предпринимателей и экспертов из разных стран. 

На повестке дня — основные вопросы, волнующие сегодня сектор малой торговли в странах Таможенного союза и Европы. Среди них и проведение аукционов на размещение нестационарных торговых объектов — вопрос более чем актуальный для розничных распространителей печатной продукции.

Присутствовавшая на заседании редакция интернет-журнала PlanetaSMI.RU записала доклады представителей власти (от имени федеральной на обсуждении присутствовал замдиректора Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребрынка Минпромторга РФ Никита Кузнецов; столичную представлял руководитель Департамента торговли и услуг г. Москвы Алексей Немерюк) и законспектировала возмущения выступавших предпринимателей. Основные тезисы, претензии и предложения — в нашем отчете по итогам заседания.

***

Являясь модератором дискуссионной панели, Никита Кузнецов и открыл ее заседание. Он сразу же подчеркнул важность Москвы в процессе формирования общефедеральной политики в области торговли, указав, что остальные регионы во многом перенимают опыт именно со столицы, хотя и обмен практиками между регионами также имеет большое значение. Второе, на чем акцентировал внимание представитель Минпромторга — это на разрабатывающейся в настоящее время в министерстве стратегии развития торговли на срок до 2020 года.

Никита Кузнецов:

«Основные принципы этой стратегии лежат в рыночной плоскости, в плоскости максимального расширения всех каналов сбыта для производителей, максимального расширения всех форматов розничной торговли, с наибольшим упором на малые форматы. На основании анализа, который мы проводили по всей России, именно эти форматы сейчас требуют максимальной государственной поддержки. Причем речь не идет о денежной поддержке — сейчас нужно просто максимально снимать административные барьеры».

***

Алексей Немерюк, взяв слово, сразу же, во избежание лишних вопросов, определил позицию Департамента торговли и услуг г. Москвы по главной теме встречи: «мы — против аукционов, выступаем за конкурсные процедуры». По словам Немерюка, именно применение конкурсов в данном сегменте могло бы обеспечить больше прав участникам рынка и исключить из него тех недобросовестных предпринимателей или посредников, которые сначала пытаются занять рынок, а потом — сдавать объекты профессиональным участникам в аренду.

Алексей Немерюк:

«Всегда есть организации, которые пытаются захватить рынок и в противовес всем законодательным нормам и инициативам не допустить на него тех, кто развивается и работает в данном сегменте. Поэтому мы говорили с московским ФАСом о возможности ухода от аукционов и перевода (процесса) в некий комплекс процедур, где цена не была бы основополагающим фактором, чтобы учитывались такие параметры, как опыт работы на рынке, наличие производственных мощностей, логистики, обученных сотрудников».

Выступая, Алексей Немерюк рассказал и еще об одной инициативе, которую вернее всего можно было бы охарактеризовать как «забытое старое»: на улицы Москвы в качестве эксперимента в небольших количествах стала возвращаться торговля «с колес». «Каждый район должен иметь разноформатную торговлю: начиная с мелкой розницы и заканчивая супермаркетом и ярмаркой выходного дня», — подчеркнул он.

«Больная» для распространителей прессы тема перемещения киосков из зон высокого пассажиропотока «во дворы» также нашла отражение в выступлении главы департамента.

Алексей Немерюк:

«На сегодняшний день, проанализировав карту размещения объектов мелкой розницы, (было выяснено), что более 50% из них сосредоточено вокруг метро, причем достаточно хаотично, без какого-либо принципа. Половина объектов тяготеет к основным пешеходным потокам. С одной стороны, это может быть удобно: человек, идя на работу, проходит мимо этих объектов и пользуется их услугами. С другой стороны, не всегда те слабо защищенные слои населения, которые должны иметь возможность в шаговой доступности приобрести те или иные товары и услуги, могут туда дойти. Им было бы комфортнее и удобнее иметь небольшие магазины непосредственно во дворе дома. В этой связи мы предложили свой формат: город будет сам строить магазины площадью 100-200 кв. метров и сдавать их в аренду. Ассортимент (в них) будет ограничен сугубо социальной надобностью».

***

Дмитрий Третьяков, председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, прежде чем обсуждать вопрос сдачи в аренду, вынес на повестку обсуждение монополизации российского потребрынка торговыми сетями. Термин продовольственной безопасности, указал он, предполагает следующее: каждый может купить продукты рядом с домом дешево, качественно и безопасно. В России же сегодня продовольственная безопасность полностью нарушена.

Дмитрий Третьяков:

«Как из этого выгребаться? Общаясь на саммите, я услышал, что у нас в стране не сформирована торговая политика. К сожалению, она сформулирована, и выражается короткой фразой: “Сети — это наше все!”. Но пока у нас монополия в торговле, мы ничего не добьемся. Единственный механизм демонополизации — развитие мелкой розницы. Мелкую розницу надо ставить всюду, где это технически возможно, где это не противоречит требованиям ГИБДД, электриков и прочих. А давать право чиновнику разбираться перенасыщен или нет рынок — не допустимо».

Яркая речь Третьякова закончилась предложением уже разработанного им плана действий.

Дмитрий Третьяков:

«Пункт первый. Необходимо внесение изменений в закон о торговле. Поскольку мы понимаем, что торговые сети душат производителей и, как бы там не было написано, все равно берут ретробонусы, плату за полку и т.д., то (соответствующие) разделы (закона) надо переписать так, чтобы ни одна тавтология не проходила. Второе. К великому сожалению я услышал от представителей Москвы следующее: “мелкая розница второстепенна по отношению к сетевой”. Именно эти тезисы закреплены в законе о торговле. Эти нормы оттуда надо убрать. Необходимо добиться того, что бы был понижен уровень регионального доминирования торговых сетей с 25% до 15%, иначе сети нас разрушат. Третье. По поводу государственного регулирования — оно нужно в нынешних условиях. Мы знаем массу случаев, когда поставщики малому бизнесу продают товары по ценам выше, чем сетевой рознице. Необходимо ввести в законодательство момент предела оптовой и розничной наценки. И последнее, самое важное. На федеральном уровне (необходимо) выпустить документ, запрещающий региональным законодательствам проявлять свои ноу-хау. В каждом регионе “свои погремушки”, и каждый сам (что-то) придумывает. У нас (в Санкт-Петербурге), например, придумали магистрали, вдоль которых нельзя стоять (уличным торговым объектам). Этому законотворчеству на местном уровне должен быть положен конец. Стоять можно всюду, где это не противоречит техническим требованиям безопасности».

Зал аплодировал.

***

Михаил Епишкин, член президиума Коалиции Киоскеров, представляя ситуацию в Новосибирской области и пеняя на власть, указал: нынешнее законодательство вынуждает предпринимателей (при наличии таковых, в первую очередь экономических, возможностей) уходить из малого бизнеса в средний. Те из них, кто еще недавно стремился открыть павильон «уже забыли про эту мечту, и теперь стремятся приобрести магазин», однако и это не спасает предпринимателей от многочисленных проблем.

Михаил Епишкин:

«Даже приобретая магазин, предприниматель оказывается в условиях крайней нестабильности. Каждый день меняются законы, требования к площадям, появляются запреты и новые стандарты. Человек покупает помещение, вкладывает 10 миллионов рублей, а завтра появляются милиционеры, и все вложения идут просто в никуда. И те люди, которые вложили в нестационарные объекты по 500-800 тысяч рублей, тоже оказались у разбитого корыта, потому что исчезло доверие к их бизнесу. Огромное количество поставщиков отказываются с ними работать. Торгуя, например, шоколадом, вы начинаете меньше продавать его, потому что раньше (до запретов) человек шел за группой товаров, а теперь идти за одним продуктом ему не интересно».

***

«Большая просьба к представителям правительства — не уничтожайте то, что потом создать не сможете. То, что вы сейчас уничтожаете, создавалось десятилетиями, а вы уничтожаете это одним росчерком пера», — буквально взмолился, взяв слово, координатор Коалиции киоскеров по Липецкой области Михаил Шведко.

Проблемы в области, судя по выступлению докладчика, отнюдь не уникальны: отказы в перезаключении договоров, проблемы с перепрофилированием…

Михаил Шведко:

«…даже имея договор, ты не можешь торговать, чем хочешь. Имея киоск и участок земли в восемь квадратных метров, ты не можешь перепрофилировать его в павильон для того, чтобы торговать табаком — получаешь отказ. Формулировки (отказа) разные, начиная от того, что курить вообще-то плохо и надо бросать, и заканчивая простым “а мы не хотим”. То есть, даже имея договор аренды земли, люди не могут работать. Это приводит к тому, что люди начинают работать нелегально. Предпринимателю деваться некуда, никуда вы нас не выкинете. Куда вы выкинете эту огромную армию людей? Сделайте так, что бы эти люди остались. Не надо уничтожать то, что мы создали».

***

Сергею Жаворонкову, старшему научному сотруднику Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, зал тоже громко аплодировал. Сергей Жаворонков — не юрист, поэтому правок, как Дмитрий Третьяков, в закон не предлагал. Но как опытный и признанный специалист в области экономики, он в отведенные регламентом пять минут в прах развеял утвердившийся во многих головах миф о сверхдоходности торговли.

Сергей Жаворонков:

«В России не такая уж большая рентабельность торговли вообще. По итогам 2013 года она составила 7,7%; в США — 6%, в Европе — около 5%. Мнение, что там зарабатывают мало, а у нас много неверно. Теперь посмотрим по секторам. По итогам 2013 года рентабельность ТЭК — 25%, рыбной отрасли — 21%, строительства — 10%, металлургии — 10%, оптовой торговли — 9,4%. Что у нас происходит по обороту? В последние годы розничная торговля с оборотом менее 10 млн. рублей вообще убыточна — это разоряющийся сегмент экономики. Самая прибыльная розничная торговля — с оборотом более 10 млрд. рублей, но и там прибыльность 4,5%, что меньше чем в среднем по стране».

От звучания этих цифр зал, в унисон с порывами осеннего ветра за окном, загудел. Это сидящие в нем еще не слышал о тех же показателях в сегменте продаж прессы с его 1% рентабельности…

«На мой взгляд, российским властям нужно спасать бизнес. Малый бизнес не просит никаких денег, ему нужно, что бы его просто не трогали», — продолжал с трибуны Сергей Жаворонков.

А в заключении доклада, он, возвращаясь к главной теме дискуссии (аукционы), резонно отметил: «Конкурсы или аукционы? На мой взгляд, это не так важно. Опасно другое: что при заключении договора в него вносится пункт, по которому его можно расторгнуть в любой момент. Вы заплатили деньги, а через год вам говорят: “мы думали, что ваш ларек нужен, а сейчас оказывается, что он не нужен”. А это безобразие».

***

Проблемы рынка продаж прессы на саммите обобщил Олег Бережной, вице-президент НП «Дистриклуб». Он не стал вдаваться в подробности и отраслевые нюансы, лишь одним предложением обозначив главную из проблем — падение потребительского спроса на прессу, что крайне отрицательно сказывается на развитии киоскового бизнеса по продажам печати.

Олег Бережной:

«У отрасли киоскового распространения прессы есть две главные проблемы. Первая: сохранение действующих объектов (нестационарной торговли). Необходимо обеспечить максимально льготное прологнирование (договоров на размещение) действующих объектов. Вторая: введение порядка легализации новых объектов. Аукционы — огромное зло. В нашей отрасли, которая наименее интересна с точки зрения инвестиций, допуск к ним посторонних структур смертельно опасен. Только отраслевые конкурсы профессиональных структур позволят сохранить тех немногих профессионалов, которые еще остались на нашем рынке».

***

«Мороженщики», «табачники», «булочники» и представители всех прочих видов и подвидов малого торгового бизнеса, подводя итоги заседания и подсказывая модератору, что именно ему нужно особо отметить по результатам обсуждения в своем блокноте, единодушно высказались за отмену всяких аукционов. Никита Кузнецов уверил собравшихся: «Смысл законопроекта, который мы сейчас готовим, именно в том, что продление прав должно происходить столько раз, сколько пожелает хозяйствующий субъект. Если это место требуется для каких-то(государственных) нужд, то должно быть предоставлено компенсационное. Мы хотим закрепить это в законодательстве, чтобы не было неразберихи».

Никита Кузнецов:

«Опасения, которые сегодня высказывались с трибуны, лягут в основу того, что мы сейчас делаем в министерстве совместно с другими ведомствами (разработка стратегии развития торговли до 2020 года); смысл этой работы заключается в том, что должна быть единая торговая политика. Сейчас в федеральном законе нет ничего, что бы гарантировало права хозяйствующих субъектов. Это неправильно. Мы считаем, что федеральный закон должен содержать основные принципы: стабильность права, возможность продления(права на размещение) и т.д., а дальше субъекты федерации на местах могут (эти принципы) улучшать. Опасения, которые сегодня высказывались, услышаны, и мы попытаемся по этим позициям вопрос решить на законодательном уровне».

Дмитрий Третьяков, правда, тут же внес свое дополнение, предложив в разрабатываемой министерством стратегии «ужесточить бесконтрольное развитие торговых сетей и прекратить дискриминационную политику по отношению к малому бизнесу». Однако Никита Кузнецов возразил: «если реализовать те меры, о которых сейчас говорилось, этого будет вполне достаточно для того, чтобы малый бизнес смог нормально развиваться».

Евгения Трушина

Источник: PlanetaSMI.RU

Оригинальное название: Аукционы на размещение торговых объектов: рынок против, но они есть. Итоги обсуждения на саммите «Факторы устойчивого развития малого торгового бизнеса»

Похожие новости: В Москве возрождается торговля с колес