Выживет ли этническая пресса?

Информационные и культурные потребности современного человека удовлетворяются динамично развивающимися телевидением, радио и сетью интернет. Когда же они заменят традиционные газеты и журналы?

Насколько перспективны печатные издания как средство информации и высокорентабельный бизнес? Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев подписался на нужные ему издания на первое полугодие 2015 года, заплатив намного больше привычной суммы, и решил разобраться в причинах повышения цен на периодику и перспективах этой некогда важнейшей отрасли. 

ТИРАЖИ ПИВНЫХ БУТЫЛОК РАСТУТ, А ГАЗЕТ — ПАДАЮТ

Были времена, когда в сентябре сельскую уборочную компанию и настоящий фронт за подготовку школ к новому учебному году заменяла подписная кампания. На первых полосах газет сообщалось, как идут дела в городах и селах, в телерепортажах мелькали отдельные передовики или целые семьи, которые выписывали десятки изданий. Наверное, это было нужно для поддержки высокодоходной системы газетно-журнальных издательств, которые принадлежали буквально ЦК КПСС. Во всяком случае, контрольные цифры, штаты, руководящие кадры утверждались в управлении делами ЦК партии, располагавшей более чем сотней стандартных издательств, работающих областях, автономных и союзных республиках. Они пополняли партийную кассу и поддерживали созидательное настроение в обществе. Издательство на улице Декабристов, 2 было одним из лучших в стране по всем показателям издания периодики и книжной продукции. Татары разных концов Союза выписывали издания, обнаруживая потенциал электората. Только журнал «Чаян» печатался тиражом почти в миллион экземпляров, женский журнал «Азат хатын» (прежнее название журнала «Сююмбике») набирал 600 и более тысяч. «Казан утлары»,«Ялкын» набирали приличный тираж. Газета «Татарстан яшьляре», помню, имела 200 и более тысяч подписчиков. Точную цифру не скажу, но ее можно узнать. Только в Башкирии ее выписывали 60 тысяч экземпляров.

Сейчас, конечно, ситуация другая. Подписные тиражи в десятки, а порой и в сотни раз ниже, розничная продажа в киосках хилая, на фоне сильнейшего роста «тиражей» пивных бутылок. Что объяснимо наступлением телевидения и интернета, расширением ассортимента изданий. Иногда предсказывают кончину печатных изданий через 10 лет. Народ сэкономит бумагу, леса будут целее. Хотя не очень-то верится, что немалое количество газет и журналов с редакциями и типографиями испарятся бесследно и станут печатать этикетки.

ТРЕТЬ ПЕНСИИ ПОД ПРЕСС

А в этом году почтовая связь повысила цену своих услуг, что привело к увеличению стоимости подписки на издания на 30 - 40 процентов. Много! И так в структуре затрат на выпуск и доставку периодики почтовые расходы достигают 60 - 70 процентов, что превращает ранее прибыльный бизнес периодики в убыточное занятие. Горько, обидно и непонятно, так как в этой сфере трудятся сильные, грамотные и политически, и культурно заряженные кадры.

В прошлом году было предсказано пропорциональное снижение подписки, что в российском масштабе и случилось. Центральные издания вздрогнули от финансового удара. Региональные и местные в Татарстане потеряли поменьше, 5 - 10 процентов, а кое-кто сохранил тиражи даже при повышении цен. Короче говоря, осенняя пляска количества подписавшихся для меня, как футбольно-хоккейная статистика или скачки лошадей. Интересно следить, какое издание вырывается вперед, а кто начинает хромать и ковылять позади. Это же показывает настроение масс и качественный состав редакционных коллективов, лучших перьев и главных редакторов. И демонстрирует, в каком состоянии находится общество, оно процветает или происходит деградация, моральный и идейно-культурный распад.

А это уже затрагивает интересы элит и власти разных уровней. Правда, любопытно! Вероятно, поэтому аргумент насчет замены бумажных изданий электронными представляется общепримиряющим и утешительным. Ничего, мол, не поделаешь, глобализация наступает, сливай воду и готовься к эвакуации. Я почти тоже соглашаюсь с таким подходом, но иду на почту, так как в киосках теперь не найдешь республиканские издания, особенно татарские. Поскольку професссия и привычка не меняются, поэтому иду подписаться. Благо сортировщица Флюра Ильясовна сама заполняет бланки мне и кладет в абонементный ящик, мне же остается только заплатить и ждать начала января. Очень удобно!

Так вот, в этом году Флюра ханум насчитала мне 5139 рублей. Такая сумма набежала с учетом скидок на абонементный ящик и прочих льгот. Почти треть моей пенсии! Бывало, укладывался в 2 - 3 тысячи. Поскольку бланки заполнены, мне осталась только отдать сумму. В следующем году придется список пересмотреть, что-то сократить.

ЗАКРЫТИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ РАДИ ИНТЕРНЕТА?

Заранее предупреждаю, я не противник цифровых технологий и IT-революции. Интернет в моем кармане всегда включен через мобильник, а еще в портфеле включенный iPad. Плюс дома и на даче компьютер в строю и Wi-Fi всегда включен. Но все равно «бумажные» газеты и журналы читаю регулярно, и их кончина для меня означала бы «инкыйраз» — вырождение татарского народа. Есть причины объективные — чтение бумажной периодики падает везде, подрастает молодежь, связанная с интернетом и не любящая читать татарские тексты. Есть и субъективные — творческая состоятельность редакций, умение рекламировать издание. По итогам подписки на первое полугодие 2014 года татарские журналы «Ялкын», «Идель», «Казан утлары», «Сююмбике», «Чаян», «Магариф», «Татарстан» набрали подписной тираж 60 - 84 процента к прошлогоднему уровню. А всего издания холдинга ОАО «Татмедиа» в среднем потеряли по 6 - 7 процентов. Некоторые новые журналы даже повысили прошлогодние тиражи на 10 - 20 процентов. Независимые издания держатся солидно, сохраняют тиражи или их падение происходит медленно. Как это понять? На что ориентироваться? Ответить на эти вопросы могли бы руководители медиахолдинга «Татмедиа». Или пусть они официально подтверждают версию о заинтересованности некоторых структур в снижении тиражей и закрытии этнических изданий и освобождении информационных площадок интернет-изданиям. Пусть скажут прямо и четко все, как есть. Или согласятся с версией о невозможности успешной работы государственных изданий на современном медиарынке.

В здании бывшего газетно-журнального издательства размещаются и республиканское агентство массовых коммуникацией «Татмедиа», руководимое Иреком Минахметовым. Там же находится и одноименный медиа-холдинг. Добравшись до кабинета его руководителя Фарита Шагиахметова, я отчетливо вспомнил: здесь сидел знаменитый руководитель большого полиграфического хозяйства Владимир Александрович Гаврилов. Это он был руководителем главного и единственного юридического лица и реальным издателем «суверенных» редакций газет и журналов.

Теперь на его месте, в бывшем его кабинете, работает Фарит Шагиахметов, к которому в те давние времена мы, выпускающие сотрудники редакций, прибегали в цех, чтобы он как мастер участка или начальник цеха выручил в критической ситуации. Отлично помню: молодой спокойный симпатичный парень, выпускник московского полиграфического института всегда находил выход, и сломанные машины и нарушенные графики печатания приходили в соответствие. Интересно, что Гаврилов еще четверть века назад сказал, что он, молодой инженер и секретарь комитета комсомола издательства, займет его место в директорском кресле. Только теперь Фарит Шагиахметов уже генеральный директор не только полиграфического комплекса, но и большого информационного хозяйства, включающего в себя районную печать, местные телерадиокомпании. Стоит взглянуть в официальную информацию об учреждении, которому нет аналога во всем постсоветском пространстве.

ЧТО МЫ, ХУЖЕ НЕМЦЕВ ЧТО ЛИ?

Скажу прямо, что работа холдинга меня удивила. Очень скоро я забыл свою убежденность в том, что государственные структуры в ус не дуют от медленного распада и деградации печатных изданий и национальной прессы. Настоящая империя не собирается умирать, наоборот, надеется на модернизацию материальной базы и контента, хотя никогда раньше не было в одних руках столько средств информации.

Перед Фаритом Шагиахметовым лежит медиа-карта республики с указанием всех ведущих СМИ в районах и городах. Холдинг заинтересован в сохранении и наращивании тиражей. Запущены проекты реорганизации некоторых газет и журналов. Осуществляется ребрендинг. Правда, я не знаю, когда журнал «Карл Фукс» и татарское издание для школы и родителей станут популярными. Предстоит убедить общественность, что электронное издание intertat.ru может потягаться с сильнейшими СМИ. Желание такое у них есть. У информационного сообщества немалый потенциал и крепкая материальная база. Современный менеджмент и продвинутые идеи взаимодействия бумажной прессы, телерадиоэфира и интернет-журналистики.

Сообщаю это в порядке сенсации для усталых ветеранов печати: иптэшлэр, нас не спишут с этого праздника жизни, если мы сами не скиснем! В доказательство привожу данные о немецких изданиях. Так вот:

«Исследование, проведенное недавно немецкой ассоциацией agma (Die Arbeitsgemeinschaft Media-Analyse e.V.), говорит об очень здоровой и стабильной ситуации как для газет, так и для журналов.

Исследование в части, касающейся газет, охватило 136 366 человек, представляющих 44,6 млн. читателей, т.е. 63,2% всех немцев старше 14 лет. По сравнению с предыдущим исследованием, эта цифра всего на 1,5% ниже. Прочность позиций газет особенно отчетливо проявляется в распространении местных и региональных новостей. Охват аудитории региональными подписными газетами остается практически неизменным (-0,5% по сравнению с предыдущим годом), т.е. чуть более половины всех немцев. Исследование также показывает, что в этом секторе наиболее активной аудиторией являются граждане страны с высшим образованием — газеты читают две трети из них.

Журналы доходят до 9 из каждых 10 немцев, т.е. охват ими составляет 91,3%. В целом 160 включенных в исследование журнальных изданий охватывают 64,4 млн. человек. В среднем каждый из немцев читает 8,5 журналов разных наименований. По сравнению с предыдущим исследованием охват населения журналами остается неизменным».

Допускаю, прогрессивные силы человечества с таким прогнозом не согласятся. Они будут считать дни до кончины бумажных изданий. Но наша жизнь интересна тем, что ситуация и взгляды постоянно меняются. Я верю во взаимодействие разных видов и каналов информации. И, разумеется, в свежие идеи и глубокий контент, интересное содержание, актуальность и честность публикаций. Правда пока с этим не очень... Почти везде.

Но ведь как раз эти вещи зависят исключительно от людей. И интернет-телевидение, и яркие многоцветные журналы, толковые газеты и радио-телеканалы — старые и новые — работают изо всех сил. Думаю, что преодолеем юношеский период информационного века с желтоватым оттенком, после которого гражданское общество подаст какие-то признаки жизни. Или кое-кто не верит этому? Я же, немного покопавшись в делах медийного сообщества, почему-то поверил. Наша профессия — не только бизнес, не только политика и не только развлечение. Но все эти компоненты смешались в одной чаше, похожей на здание нового дворца бракосочетания.

Единственное, о чем сожалению, что подписная компания сейчас не воспринимается и не проводится как большой праздник урожая или посевной. Жаль, если люди, застыв перед телеэкранами и сопереживая ментовским войнам, перестанут читать серьезные умные газеты и журналы. Уверен, без них мы можем натурально одичать, потерять память и адекватное отношение к своей стране, республике, родному народу. Если бы ОАО «Татмедиа» и в этом году провело конкурс на количество выписанных местных изданий, я бы тоже принял участие в нем. У меня 10 квитанций на издания РТ, оформленные 30 сентября на общую сумму 5139 рублей. Пусть наградят если не меня, так других, кто добровольно по своему выбору закажет еще больше изданий, поверив в таланты и благородство их творческих коллективов.

А если кто не подпишется, так пусть он сможет купить в киоске любую солидную газету или журнал. Только газетных киосков у нас осталось совсем мало, так как бизнес этот считается неприбыльным. Но есть в России города, например, Липецк, где размеры розничной продажи прессы превышают в 10 раз. А мы что сделали с розницей? И как торгуют местными и национальными изданиями? Потому я выписал их на 5 тысяч рублей с (учетом льгот и скидок).

Ну, ладно. Будем считать, что дурные слухи о смерти натуральных изданий сильно преувеличены. Хорошую прессу почитаем еще, и не меньше, чем немцы. Что мы, хуже что ли?

Римзиль Валеев

Источник: БИЗНЕС Online

Оригинальное название: Римзиль Валеев: «Слухи о близкой кончине бумажных газет и журналов сильно преувеличены»

Похожие новости: Почему печатная пресса по-прежнему значима