Как рассказали «Газете.Ru» в департаменте транспорта, первые аукционы пройдут уже в этом году. Участники рынка не хотят уходить и опасаются, что новые расценки выдавят малый бизнес, а в мэрии говорят, что нынешние владельцы палаток получают сверхдоходы на субаренде. Теперь все средства пойдут в казну, обещают чиновники.
В ближайшее время в Москве начнутся аукционы на торговые площадки в подземных переходах. Как рассказала «Газете.Ru» заместитель руководителя департамента транспорта столицы Алина Бисембаева, у мэрии уже готовы проекты облагораживания 96 станций, по части из них открытые аукционы пройдут до конца этого года.
«Аукционы будут открытыми, прозрачными, и в них смогут принять участие нынешние арендаторы», — уверяет Бисембаева.
Сейчас, по данным ведомства, под контролем всего пяти компаний находится 64% торговых площадей. Остальные территории распределены между примерно 50 мелкими арендаторами.
Большинство «нынешних» арендаторов площадей неизменно на протяжении последних 10 лет, еще со времен команды Юрия Лужкова.
Контракты с ними заключались по цене около 100 тыс. руб. за квадратный метр в год. И «проверенные клиенты», договорившиеся с городскими властями об аренде, выступали как субподрядчики и пересдавали торговые площади, зарабатывая сотни процентов прибыли.
«Были компании, которые связаны с Лужковым и Гаевым (экс-глава метрополитена. — «Газета.Ru»), — пояснил председатель комиссии «Опоры России» по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле Владлен Максимов. — Они пересдавали, получали, по разным данным, от 300 до 700% прибыли. Чаще фигурирует цифра в 400%».
Это же признают и сами городские власти. «Мы сдаем по одной цене, а они (арендаторы. — «Газета.Ru») — по многократно повышенной», — подтверждает Алина Бисембаева.
Сейчас арендная ставка за квадратный метр составляет в среднем 10 500 руб. в месяц. При этом нынешние арендаторы пересдают территорию по средней цене в 25–50 тыс. руб., подсчитывают в ведомстве.
Одним из самых крупных арендаторов называют Якуба Якубова, бизнесмена в возрасте около 70 лет, ведущего непубличный образ жизни и, по некоторым данным, постоянно проживающего за границей. По данным участников рынка, через посредников и зарегистрированных в России юридических лиц именно он предположительно контролирует ООО «Портхолл» и ООО «Метротэк» — два из пяти крупнейших арендаторов торговых точек в переходах метро. По данным ЕГРЮЛ, обе фирмы зарегистрированы по одному и тому же адресу на Новом Арбате и занимаются сдачей внаем недвижимого имущества, а также розничной торговлей. По телефонам из базы данных дозвониться до представителей этих фирм не удалось, по одному из контактов ответил сотрудник из совершенно другой фирмы, который о торговле в метро никогда не слышал.
Более широкой общественности Якубов также известен тем, что якобы именно ему принадлежит скандально известное поместье на территории ВВЦ, которое в отличие от других местных сооружений, подлежащих сносу в ходе реконструкции, по-прежнему остается на своем месте. «Здание по указанному адресу не является собственностью города и зарегистрировано как объект частной собственности, — прокомментировали «Газете.Ru» ситуацию в департаменте городского имущества Москвы. — Реконструкция парка предусматривает работу исключительно с городскими объектами».
Еще один крупный арендатор торговых площадей в метро — российский миллиардер Лев Кветной, в числе прочего владеющий терминалом внутренних линий Внуково. Ему якобы подконтрольно ООО «Дегама», также специализирующееся на сдаче в аренду нежилых помещений. Еще среди крупных арендаторов в СМИ упоминались бизнесмен Владимир Кузнецов, прежде возглавлявший компанию СПК «Развитие», а также президент Федерации детского спорта России Бэла Нусуева. Комментарий у предпринимателей на момент публикации получить не удалось.
«Сейчас город изыскивает средства на реконструкцию метро, обновление подвижного состава, открывает новые станции, остро стоит вопрос безопасности, а тут миллиардные прибыли оседают в чьих-то карманах — вы только задумайтесь, каких средств должен стоить частный огромный особняк на территории ВВЦ», — негодует в беседе с «Газетой.Ru» источник, близкий к департаменту транспорта.
По словам одного из собеседников «Газеты.Ru», несмотря на смену формата подземной торговли и повышение тарифов, нынешние арендаторы, работавшие еще с командой Лужкова, по-прежнему заинтересованы в торговых площадях. Отказываться от прибыльного бизнеса они не намерены, уверен один из участников рынка.
Председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг Михаил Мандалян, в свою очередь, заверил «Газету.Ru», что нынешние арендаторы знают кухню, видели развитие этого формата и поэтому будут пытаться остаться на рынке, «обсуждая с мэрией вопросы в рабочем порядке». «Мы приветствуем решение мэрии навести порядок в этой сфере, но хотели бы более тесного взаимодействия», — отмечает он.
Предприниматели, занимающиеся непосредственно торговлей в метро, в свою очередь, не видят больших плюсов в работе с посредниками. «Даже сейчас, когда пытаешься выйти на арендатора, толком непонятно, чего тебе ждать, — комментирует ситуацию на условиях анонимности один из участников рынка. — С властями, конечно, шутки тоже плохи, но тут хотя бы не боишься откровенного «кидалова».
Примечательно, что и сейчас в интернете посредники сдают в аренду торговые площади в метро. При этом на сайтах нет ни малейшего предупреждения, что вскоре арендаторы и условия могут измениться. Общаться с корреспондентом «Газеты.Ru» на том конце провода категорически отказались.
Но столичные власти настроены решительно: стоимость аренды возрастет, «проверенные клиенты» пойдут на общих основаниях, а субаренда станет невозможной — это будет прописано в новых контрактах с московской мэрией. Зато, как отмечают московские власти, впредь вся прибыль от сдачи в аренду подземных переходов пойдет в казну города.
Столичные бизнесмены, в свою очередь, отмечают, что рост цен на аренду помещений в переходах наблюдается давно. «Последние два-три года арендная ставка и так росла, так что она несильно отличается от будущих расценок», — обращает внимание председатель комитета МТПП по развитию оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг Михаил Мандалян.
Вместе с тем бизнесмены указывают на то, что меры столичного руководства выдавливают с рынка малый бизнес. «Этот проект рассчитан на сетевиков типа «Ашан», «Метро» и так далее, — утверждает Михаил Мандалян. — Я знаю, что они изъявили желание войти в проект. Но частные предприниматели тоже готовы участвовать и даже провести необходимые работы. Необходимо вести диалог».
На некоторых станциях (из числа недавно открытых) подземная торговля уже приведена в соответствие с планами мэрии.
Так, например, «Газета.Ru» ознакомилась с тем, как реализуется пилотный проект в районе станции метро «Новокосино». Местная торговля унифицирована пока наполовину — лишь в одном из переходов, расположенных со стороны района Новокосино. Со стороны подмосковного Реутова строительство продолжается, и половина подземного перехода затянута строительными лесами.
Торговые ряды действительно удалось привести к единообразию, а не аляповатости, как это было принято раньше. Сейчас все магазинчики выполнены в одном стиле, площадью около 10–15 кв. м каждый. Среди них киоск с прессой и книгами, одеждой и бижутерией, автомат, делающий фотографии, а также забегаловка с фастфудом — чиновники рассчитывают привлечь сюда сетевой бизнес. На полу в переходе нанесены принты, выполненные в фирменном стиле метро, с указаниями того, что именно продается в том или ином магазине. На прозрачных стеклянных стенах киосков также нанесены принты, указывающие на профиль магазина.
Полностью переформатировать торговлю в метро планируется к концу 2015 года.
Ольга Артемьева
Источник: Газета.Ru
Оригинальное название: Торговлю достают из-под земли
Похожие новости: Эксперты обсудили главные проблемы малой торговли