Реклама уходит из печатной прессы

Рекламный рынок в России практически перестал расти. Хуже всего дела обстоят в печатных СМИ, лучше всего – в интернете. Лидирует контекстная и мобильная интернет-реклама: дешевый и наиболее точный способ заинтересовать потребителя

Объем рекламного рынка России по итогам года увеличится на 1,2% - до 331,7 млрд рублей, сообщил президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Алексей Ковылов в рамках Всемирного рекламного саммита.

"В 2014 году суммарный объем рынка рекламы может вырасти на 1,2% по сравнению с прошлым годом и составить 331,7 млрд рублей, - сказал он. - Доминирует по темпам роста интернет и мобильная реклама. При этом существенно сократилась доля прессы. В мировом масштабе расходы на прессу в рекламных бюджетах в 2012 году составляли 47%, а к прошлому году они составляли уже 25%. А интернет поднялся с 2% до 21%".

Объем рекламного рынка России по итогам первого полугодия 2014 составил 165 млрд рублей, что на 6% больше показателя за аналогичный период предыдущего года. В указанном периоде все сегменты рекламного рынка в отчетный период, кроме печатных СМИ, показали положительную динамику. Так, объем размещения рекламы в печатных СМИ сократился 10% - до 16,9 млрд рублей. Наибольшая динамика роста в отчетном периоде приходится на сегмент интернета, где объем рынка увеличился на 20% - до 38 млрд рублей. Объем рынка рекламы на телевидении вырос на 4% - до 78,9 млрд рублей, на радио - на 6% - до 7,8 млрд рублей. Сегмент наружной рекламы не изменился, объем размещения остался на уровне 21 млрд рублей.

Еще весной эксперты прочили рынку 6-7% рост по итогам года, но уже сейчас понятно, что изменившаяся экономическая и политическая ситуация не даст этому прогнозу сбыться.

«Снижение динамики рекламного рынка в первую очередь связано с общими факторами негативной макроэкономической конъюнктуры. Не стоит забывать, что PMI в секторе услуг в этом года почти 2 квартала подряд был ниже 50.0 пунктов, что указывало на спад активности, а соответственно и на снижение заказов в секторе. От этого и пострадал рекламный рынок», - отмечает аналитик «ИнстаФорекс» Антон Фомин.

По мнению директора по развитию компании QB Finance Маргариты Горшеневой, во втором полугодии реклама «затормозилась» из-за международных компаний, являющихся очень крупными игроками рынка, «которые заняли выжидательную позицию и несколько скорректировали свои планы по размещениям» из-за неблагоприятной геополитической ситуации.

Так, например, один из крупнейших рекламодателей на российском рынке, американская The Coca-Cola Company с августа отозвала рекламу сразу с четырех федеральных телеканалов. По данным экспертов, в 2013 году Coca-Cola потратила на продвижение в российских медиа 2,543 млрд рублей, в то время как ее основной конкурент PepsiCo — 7,073 млрд рублей.

В компании заявляли, что решение никак не связано с санкциями, однако политическое давление на компанию могло быть оказано: три из телеканалов связаны с подпавшим под санкции банком «Россия», а еще один — с Минобороны.

Снижение рекламной выручки в прессе началось в 2013 году и постепенно нарастало - с 5% в первом квартале до 10% по итогам всего прошлого года. По данным Аналитического центра Vi, рекламные доходы печатных изданий в январе--августе снизились на 13% к уровню прошлого года — до 13,01 млрд руб. Лучше всего обстояли дела в сегменте женских журналов — снижение на 3,2%, до 3,213 млрд рублей.

Как отмечают эксперты, после того как была запрещена реклама алкоголя и табака, рекламную активность в центральной прессе снизили также клиенты крупнейшего для прессы сегмента - производители медицинских товаров, лекарств и БАДов - на 6% до 760 млн. рублей в начале 2014 года. Это вызвано в первую очередь уменьшением сразу на 22% до 165 млн. рублей бюджетов на рекламу лекарств, следует из данных АЦ Vi.

На фоне глобального пессимизма выделился сегмент интернет-рынка, который, по прогнозам, в текущем году вырастет на 20%, а уже через 4-5 лет по объему достигнет рынка ТВ-рекламы. «Это связано, во-первых, с высоким потенциалом роста этого сегмента, во-вторых с тем, что интернет-реклама просто удобней - она более массовая, более удобная в размещении и более восприимчивая, а общая интернет-аудитория в России уже приближается к ТВ-аудитории», - отмечает Фомин. При этом эксперты подчеркивают: речь идет не обо всей интернет-рекламе, а лишь о некоторых ее сегментах.

«Тенденции в самом Интернете схоже с общерыночными, - говорит Горшенева. - Особенно сильно растет контекстная реклама, доступная и крупному, и малому бизнесу. Она позволяет проследить путь от рекламных затрат до конечных покупок и целевых действий, поэтому сегмент стремительно растет. Медийная реклама (показы банеров), наоборот, снижает темпы роста, поскольку она целесообразна в основном для крупного бизнеса, заинтересованного в большом охвате, имиджевом продвижении. А эта категория рекламодателей ведет себя очень осторожно в контексте неблагоприятных явлений в экономике. В 2014 году, по нашим оценкам, нас ожидает очень умеренный рост на уровне 3-5%. А в следующем году, если политическая напряженность не пойдет на спад, мы и вовсе можем увидеть отрицательную динамику в 2-3%».

Перспективы мобильной рекламы (распространяемой с использованием мобильных телефонов) наиболее оптимистичны. Среди лидеров - SMS и email-информирование – оно дает высокую эффективность при минимальных затратах. При этом рассылаемые сообщения позволяют компаниям моментально информировать своих клиентов в любое время и в любом месте. SMS-рассылка – универсальный инструмент, позволяющий решать широкий спектр маркетинговых задач. С помощью SMS банки информируют клиентов о движении средств на счетах, розничные магазины сообщают о скидках, специальных предложениях и акциях, такси сигнализируют о подаче машины, салоны красоты напоминают о времени визита. При столь широком спектре возможностей SMS как рекламный канал практически лишен недостатков. SMS-рассылки идеально подходят для программ лояльности клиентов компаний из любой сферы бизнеса. По оценке оператора услуг мобильного маркетинга Devino Telecom, российский рынок SMS-информирования имеет самые радужные перспективы:

«Рынок, безусловно, будет расти, поскольку этот инструмент рекламы обеспечивает рекламодателю прямой путь к клиенту. Значительное снижение стоимости смартфонов и мобильного интернета привело к увеличению проникновения этих устройств среди населения России. Это дает рекламодателям больше возможностей общаться с потребителями напрямую: через SMS, социальные мобильные услуги и почту. При этом доступ на рынок коммуникаций такого рода обходится значительно дешевле, чем остальные средства рекламы, а возможность таргетировать аудиторию - несравнимо выше», - считает исполнительный директор Devino Telecom Дмитрий Авраменко.

Большие экраны смартфонов и планшетов дают рекламодателям возможность создавать новые форматы SMS- и email-рассылок. Наибольшую отдачу дают программы лояльности, учитывающие вкусы, привычки и желания каждого конкретного клиента.

В сегменте мобильной рекламы выделяется мобильная интернет-реклама. По данным J'son & Partners Consulting, российский рынок мобильной интернет-рекламы вырос на 300% с 2011 по 2013 год. Более того: начиная с текущего года все больше брендов стали выделять расходы на mobile отдельной строкой бюджета.

Релевантные сообщения и широкие возможности сегментации аудитории – ключевые преимущества мобильной рекламы по сравнению с традиционными размещениями. Для их использования бренды получают доступ к персонализированной информации о подписчиках: такой, как пол, возраст, социальный статус, интересы и пр.

«На сегодняшний день существуют разные технологии, позволяющие показывать пользователю ту или иную рекламу. Прежде всего, это проведение прямых опросов. Результаты сохраняются в системе, и далее уже имеющиеся предпочтения конкретного пользователя учитываются при выборе рекламной кампании и баннера. Во-вторых, это отслеживание статистики действий: нажатие на баннер определенной тематики. Например, три клика на баннер тематики «Авто» и пять кликов на «Бизнес» определяют точные предпочтения. В-третьих, это отслеживание тематик посещенных сайтов и поисковых запросов. И, наконец, совокупность математических методов для прогнозирования интересов пользователя на основе всей доступной информации», - поясняет руководитель отдела развития продуктов компании WapStart Герман Царев.

Эксперты J’son & Partners Consulting выделяют самый большой сегмент рынка – рекламу в сообщениях, которая занимает 60% рынка мобильной рекламы. Рассылки занимают максимальную долю среди всех мобильных рекламных каналов и в структуре доходов операторов от мобильной рекламы. Однако сегмент рекламных сообщений, по оценкам экспертов J’son & Partners Consulting, будет терять долю рынка, при этом оставаясь самым большим сегментом в прогнозируемом периоде.

On-screen-реклама является самым перспективным каналом мобильного маркетинга. Этому способствует ряд факторов: увеличение парка смартфонов, расширение географии 3G-сетей, улучшение качества связи.

Также прогнозируется значительный рост рекламы в приложениях. Реклама в приложениях уже популярна, поскольку предполагает возможность интегрировать рекламное сообщение по заданным условиям рекламодателя.

По прогнозам экспертов, к 2016 году объем мирового рынка мобильной рекламы может достигнуть 30,11 млрд долларов, увеличившись в 4 раза по сравнению с результатами текущего года, в России – 157 млн долларов.

Екатерина Шохина

Источник: expert.ru

Оригинальное название: Реклама уходит в сеть

Похожие новости: Владимир Черников о ситуации на столичном рынке рекламы и о поддержке печатных СМИ правительством Москвы