Генеральный директор Interpress (Норвегия) Эспен Толлфсен выступил с докладом о норвежском рынке дистрибуции газет и журналов. Площадь страны составляет 385 000 кв. км, население 5,1 млн. человек. В стране работают два дистрибутора: Interpress (доля рынка 20%) и Bladcentralen (80%).
Interpress была основана в 1894 году, компания распространяет 100 местных и 1500 международных изданий через торговую сеть, насчитывающую 2000 точек. Blandcentralen основана в 1989 году четырьмя крупнейшим издателям Норвегии, ассортимент компании насчитывает 100 наименований местного производства, количество точек распространения - 6000.
Объем рынка розничных продаж журналов в 2013 г. оценивается в $415 млн., по сравнению с прошлым годом падение составило 7%. Количество наименований газет и журналов сократилось на 10% за последние два года. Тиражи ТОП 10 изданий за пять лет потеряли 30%. Несмотря на негативную динамику в целом, по ряду сегментов наблюдается активный рост объемов продаж. Издания о кулинарии, здоровье и хобби в продажах выросли на 23%. По мнению докладчика, негативная динамика рынка вызвана сокращением количества точек продаж прессы, ужесточением конкуренции за место на полке со стороны других товарных групп, снижением интереса к прессе со стороны населения, стремительным ростом популярности цифровых медиа.
Рост проблем на рынке дистрибуции прессы Норвегии вызвал ответную реакцию со стороны издательского сообщества, с их стороны активизировалось проведение различных промо-мероприятий. В качестве примера докладчик привел опыт лидирующей национальной газеты, при покупке которой выдавался лотерейный билет, главным призом в розыгрыше стал автомобиль.
Участники конгресса обсудили различные форматы проведения издателями промо-акций, стимулирующих продажи, приводились примеры использования социальных сетей, таргетирования для увеличения продаж. Отмечалось, что каждый бумажный журнал должен стать центром стимулирования продвижения контента по всем возможным каналам. Подчеркивалась принципиальная важность увеличения количества точек продаж прессы в шаговой доступности от потребителя. Приводились примеры успешного использования в целях стимулирования продаж геолокации, размещения новостей в социальных сетях со сылкой на бумажный журнал и т.д.
Об использовании стратегии 360 градусов в издательском бизнесе рассказал Грег Салливан, учредитель и генеральный директор холдинга AFAR Media, который издает журнал о путешествиях AFAR. Тираж бумажной версии журнала за четыре года увеличился с 50 000 копий до 250 000. Таких высот удалось добиться благодаря построению ряда цифровых платформ, которые лаконично дополняют бумажный контент. Например, ежемесячно сайт компании посещают 500 000 уникальных пользователей, приложение для мобильных телефонов загрузили более 50 000 человек. В бизнес-модели AFAR Media цифровые медиаканалы выступают катализаторами увеличения аудитории бумажной версии. Как результат применения стратегии 360 градусов, доходы от размещения рекламы в бумажной версии за последние два года удвоились, и в общей структуре выручки на них приходится 50% поступлений. Особое внимание редакция уделяет ценообразованию журнала. Докладчик раскритиковал коллег, отметив, что в среднем по рынку стоимость подписки на ежемесячный журнал не превышает 14 долларов в год, таким образом, один номер журнала обходится подписчику чуть более доллара. В то же время в розничной продаже стоимость одного экземпляра может доходить до 5 долларов. Низкая цена ассоциируется у покупателя с низким качеством. «На примере буказинов мы видим, что если потребителю нравится контент, он заплатит 15 и более долларов» отметил Грег Салливан. В состоявшийся затем дискуссии по данной проблеме участники конгресса поддержали предложение о необходимости повышать подписные цены, одновременно предоставляя подписчику комплекс бесплатных информационных услуг.
Исполнительный вице-президент и редакционный директор Bonier Corp. (Дания) на примере журнала Science Illustrated раскрыл тему синергии бумажных и цифровых медиа.
По мнению докладчика, издатель должен относиться к цифровым технологиям не как к врагу, а как к новому способу создания добавочной стоимости бумажного журнала.
Флагман Bonier corp. – журнал Science Illustrated – 85% выручки получает за счет подписки, для стимулирования которой разработаны четыре цифровых приложения. Их нельзя купить, зато они предоставляются бесплатно всем подписчикам. Первое приложение позволяет читать новости науки. Второе – аналог известной телеигры «Кто хочет стать миллионером»: пользователю задаются вопросы из области популярной науки и предлагается четыре варианта ответа. Третье – позволяет просматривать архив цифровых версий журналов Science Illustrated, четвертое – фотобанк наиболее интересных и захватывающих фотографий. Бизнес-модель, в центре которой стоит бумажная версия, а цифровые медиа лишь способствуют увеличению ее аудитории, позволила издательскому дому Bonier Corp. стать ведущим медиахолдингом Скандинавии, выйти на рынки других стран и увеличить годовой оборот до $3.9 млрд.
С докладом на тему «Кулинарные издания: обзор стратегии и опыта» выступил Хейенс Вилкерсон, главный редактор Morris Media Network. Холдинг издает два журнала кулинарной тематики - Taste of the South и Tea Time. Для стимулирования интереса к бумажной версии в изданиях активно используются QR- коды. Особой популярностью пользуется загрузка рецептов в смартфон с помощью кода на странице журнала. «Еженедельно пользователи загружают сотни тысяч рецептов в смартфоны. Получив первую статистику, мы были потрясены популярностью сервиса. Технология QR- кодирования позволяет незаметно отслеживать потребности пользователей. Например, если мы видим, что количество загрузок рецептов с бараниной растет, в следующем номере на обложке мы изображаем запечённую баранью ногу, и публикуем 5-10 лучших рецептов. Как результат, мы отмечаем рост продаж в рознице. Это очень простой, но в то же время эффективный способ лучше узнать читателя и подстроиться под его запросы», - рассказал Хейенс Вилкерсон.
По мнению докладчика, шок от цифровой революции прошел. Издатели больше не хотят вкладывать значительные средства в цифровую активность. Усилия должны быть сфокусированы на ядре бизнеса – глянцевых журналах. Цифровые технологии должны стимулировать спрос на печать. «Мы активно используем цифровые технологии для продвижения кулинарных изданий в бумажном формате, хорошие результаты показывает активность в социальных сетях, e-mail-рассылки и другие способы онлайн-продвижения. Хочу отметить, что мы идем в сеть для того, чтобы найти там покупателя на бумажный журнал», добавил главный редактор Morris Media Network.
Делегация АРПП встретилась с владельцем и руководителем крупнейшей типографии из Чикаго, выпускающей более 1000 глянцевых журналов, Жаном Бредбурном. Он проявил интерес к российскому рынку журнальной продукции и выразил готовность выполнять заказы российских издателей, поставлять печатную продукцию морем. Жан Бредбурн предложил направить в АРПП образцы своих лучших изданий, обложки которых имеют голограммы, рельефные рисунки, теснение фольгой, картинки в формате 3D, многочисленные вложения и т.д. Оськин А.В. пригласил Жана Бредбурна и Дженифер Ридер, директора по международным продажам, посетить Москву для переговоров. Приглашение было с благодарностью принято.
Эспен Толлфсен, генеральный директор Interpress (Норвегия)
Доклад исполнительного вице-президента, редакционного директора Bonier Corp. (Дания)
Пресс-служба АРПП