В заседании участвовали Г.В. Баринов, генеральный директор ЗАО "Ариа-АиФ", М.Н. Голованова, генеральный директор ОАО "Южное АП", Ю.Р. Дятлов, руководитель отдела развития "Желдорпресс-ГП", А.Б. Игнатьева, генеральный директор ЗАО "Пресса для всех", Н.А. Кантюк, менеджер отдела согласования и развития ЗАО "Центропечать", М.А Литвинов, руководитель отдела развития ООО ГК "Кардос" О.В. Лымарь, ведущий специалист по развитию розничной сети ХК "Сегодня-пресс", А.В. Оськин, председатель правления АРПП, М.В. Портнов, начальник розничной сети ЗАО "Сейлс", А.В. Федотов, генеральный директор ХК "Сегодня-пресс", Т.В. Цыбина, директор департамента стратегического маркетинга ООО "Консалт-Центр".
Открывая заседание, А.В.Оськин сказал, что операторам рынка прессы надо активно бороться за сохранение бизнеса, против точки зрения, будто москвичам не нужны киоски, — необходимо разоблачать мифологию. Поэтому так важно на заседании Рабочей группы обсудить результаты исследования ВЦИОМ об отношении москвичей к киоскам и начать работу над концепцией развития распространения прессы в Москве на среднесрочную перспективу. Многие киоски сейчас находятся в подвешенном состоянии: они не могут пролонгировать договор с муниципалитетом, однако чиновники пока не требуют их сносить.
Т.В. Цыбина выступила с докладом по результатам исследования ВЦИОМ, которое выявило ряд неожиданных тенденций во мнениях москвичей. По данным опроса, почти каждый второй москвич, регулярно приобретающий прессу в розницу, не удовлетворен расположением киосков прессы (44%). Уровень неудовлетворенности расположением мелкорозничных объектов другой специализации (цветы, мороженое) ниже и составляет 36%. Киоски прессы москвичами были выбраны как самый удобный способ приобретения печатной продукции. Они получили наибольшее число положительных оценок. Около 70% опрошенных москвичей поставили максимальную оценку киоскам по степени удобства покупки газет/журналов («очень удобно»), еще 12% москвичей выбрали вариант «удобно». Таким образом, исследование ВЦИОМ показало, что данные об отношении москвичей к мелкой рознице в целом и объектам прессы в частности не соответствуют ранее распространяемым в Москве исследованиям и опросам, организованным департаментами Правительства Москвы.
А.В. Федотов выразил опасения, что текущая ситуация может спровоцировать передел рынка в городе. Любые изменения в исполнительной документации Правительства Москвы могут привести к тому, что кто-то из игроков окажется за бортом, а кто-то может попробовать воспользоваться кризисом для собственного обогащения. Поэтому в критический момент важно сплотиться и направить усилия на сохранение существующего рынка и ведущих операторов.
Г.В. Баринов призвал не смешивать политику и экономику. Распространителям прессы следует не конфликтовать, а идти с городскими властями на сотрудничество и компромисс. Однако для этого крайне важно выработать прозрачные правила игры. Чиновники должны озвучить бизнес-план минимум на пять лет, чтобы все представители отрасли знали, чего ожидать. Власть должна утвердить ставки аренды, представить дорожную карту от Департамента торговли и схему размещения киосков.
М.А. Литвинов также выразил желание как можно скорее увидеть до сих пор не оглашенный проект дислокации киосков, а также критерии, по которым могут демонтировать нежелательные объекты. Городские управы по-прежнему неохотно выдают информацию, в то время как рынок сейчас нуждается в максимальной открытости властей.
А.Б. Игнатьева рассказала, как производится вывоз киосков, попавших в зону ТПУ возле метро. Кроме того, она перечислила меры, уже предпринятые Рабочей группой АРПП и Департаментом СМИ для защиты киосков прессы. В данный момент заканчиваются договоры также и у продуктового ритейла, и часть точек может быть отдана под прессу в порядке перепрофилирования через аукционы. По ее мнению, если город хочет вложить свои деньги в киоски прессы, то нужно разъяснить особенности новых подходов к этому бизнесу и возможные риски.
Подводя итоги, А.В. Оськин призвал членов Рабочей группы сосредоточиться на подготовке предложений для департамента СМИ по развитию системы распространения печатной продукции в 2015-2020 гг. Он дал положительную оценку взаимопониманию и сотрудничеству между Рабочей группой АРПП по Москве и Департаментом СМИ города. А.В. Оськин подчеркнул, что Департамент делает много полезного и важного для медиаотрасли. Ему следует помогать, но вместе с тем выстраивать конструктивный диалог в интересах отрасли и для сохранения в Москве киосковых продаж прессы.
Участники заседания пришли к выводу о необходимости создания концепции развития распространения прессы, в которую войдут предложения и пожелания представителей отрасли. Важнее всего изменить подход к рознице и позволить торговым точкам максимально расширить ассортимент. Понадобится провести разъяснительную работу среди чиновников и издателей о пользе расширения ассортимента в целях укрепления экономики и сдерживания роста цен на прессу.
Члены рабочей группы договорились в ближайшее время разработать дорожную карту №2 по Москве и разработать концепцию по развитию распространения прессы в городе в связи с планируемыми реформами на столичном рынке.
Пресс-служба АРПП
Александр Оськин, Ассоциация распространителей печатной продукции
Участники заседания
Герман Баринов (АРИА АиФ), Алексей федотов (ХК "Сегодня-Пресс")