Открывая первое пленарное заседание, председатель правления АРПП А.В. Оськин отметил, что конференция проходит в период, когда Россия и Китай отмечают 65-ю годовщину со дня установления дипломатических отношений между двумя странами. В этом контексте, подчеркнул А.В. Оськин, конференцию можно рассматривать, как конкретный вклад российских издателей и распространителей в дело сближения народов двух государств, как стремление содействовать укреплению сотрудничества, в том числе в вопросах расширения и развития взаимовыгодных контактов в сфере средств массовой информации.
В ходе конференции, сказал А.В. Оськин, нам предстоит общими усилиями оценить характер изменений на медийном рынке, найти векторы движения, способные указать пути преодоления трудностей, повышения эффективности издательского и распространительского бизнесов. При этом необходимо будет учитывать влияние непростых процессов в различных областях экономики и политической жизни, происходящих в России и за её пределами.
С докладом «Общие проблемы рынка распространения прессы в России: состояние, тенденции, прогноз развития» выступил Г.Н. Кудий, член правления АРПП. Анализируя финансовые параметры рынка прессы, состояние рекламных поступлений, он обратил внимание на обозначившуюся в текущем году тенденцию к снижению этих показателей. Раскрыл причины объективного и субъективного свойства, негативно влияющие на экономику отрасли.
Докладчик подробно остановился на основных трендах, свойственных газетному, журнальному и книжному рынкам. Проиллюстрировал структуры читательской аудитории, доходов издателей от продажи контента, указал на рост платного доступа к онлайн проектам, предложил пути оптимизации затрат.
Г.Н. Кудий напомнил, что Указом Президента РФ 2015 год объявлен Годом литературы. В связи с этим, сказал он, предстоит значительный объём работы по подготовке и проведению мероприятий в целях поднятия общественной и образовательно-информационной роли печатного слова в России на должную высоту. Необходимо добиваться, чтобы библиотеки, книжные магазины, киоски прессы превратились в привлекательные многофункциональные культурные центры, чтобы ушли все барьеры, мешающие развитию подписки на прессу и доступу к ней в сетях розничного распространения.
Значительное место в докладе было уделено проблемам государственной поддержки индустрии печатных СМИ. По словам Г.Н. Кудия, в стране по ряду причин отсутствует целостная политика в этом вопросе. Всего в 2014 году на государственную поддержку социально значимых проектов в области печатных средств массовой информации в федеральном бюджете предусмотрено 99,1 млн. рублей. При этом приоритет отдаётся проектам в региональных печатных СМИ.
В заключение своего доклада Г.Н.Кудий отметил, что в Китае, в частности в Шанхае, достаточно много киосков прессы, в которых в широком ассортименте представлены газеты и журналы. Китайский опыт следует проанализировать и применять в российской практике.
О новые форматах распространения печатной продукции рассказал генеральный директор ООО «Холдинговая компания «Сегодня-Пресс» А.В. Федотов. По его оценке, на рынок печатных СМИ негативно влияют два основных фактора – стагнация экономики и цифровая революция. Эти обстоятельства диктуют следующие требования: торговая точка должна быть многофункциональной и предоставлять широкий спектр услуг покупателю. Таким образом, современные мультимедийные объекты должны иметь расширенный перечень газетно-журнальной продукции, других информационных носителей и разносторонний комплекс услуг. В ходе выступления А.В. Федотов продемонстрировал различные виды и форматы дизайнерского решения современных объектов категории «Печать», представил презентацию нового книжного магазина, которое их предприятие планирует открыть в Москве в ноябре с.г. Он ответил на многочисленные вопросы участников конференции о параметрах и экономике будущего объекта.
Собственным видением актуальных проблем рынка в свете изменений законодательной базы поделился генеральный директор ООО «Бауэр СНГ Медиа» М.С. Фишер. Он также высказал соображения относительно поиска путей повышения эффективности взаимодействия издателей и дистрибуторов, разработки и воплощения в жизнь дистрибуторами новых идей продвижения изданий. М.С.Фишер остановился на проблеме функционирования издательских домов с участием иностранного капитала, отметив, что в случае сохранения закона в нынешней редакции ИД «Бауэр СНГ Медиа» будет вынужден отказаться от планов запуска в России новых издательских проектов.
Исполнительный директор АРПП Я.В. Полюхович раскрыла тему «Опыт КНР в области взаимодействия госпочты и прессы». Она представила аналитическую информация о практике государственной поддержки почты КНР и взаимодействия этой структуры с участниками медиарынка.
В своём видеообращении к участникам конференции генеральный директор ИД «Коммерсантъ» П.Ю. Филенков призвал не поддаваться пессимизму по поводу судьбы печатных СМИ. Упаднические настроения наносят ущерб, а конструктивный подход способен подвинуть в сторону поиска эффективного решения существующих проблем. А проблемы на самом деле существуют и в области рекламы, и в области распространения. В области рекламы - это принятый ряд законодательных актов, лишивших печатные СМИ значительной части доходов. Разрушает систему распространения прессы и борьба региональных властей с киосковыми сетями.
Сама издательская отрасль никаких новых проблем не приобрела. Нет оснований соглашаться с утверждениями некоторых скептиков, что электронные СМИ являются либо «убийцами» печатных СМИ, либо альтернативной, которой не избежать ни одному бумажному изданию. На протяжении ряда последних лет реальная экономика свидетельствует, что эти рассуждения ошибочны – доля доходов от электронных СМИ находится в пределах от 8 до 12 процентов от объёма доходов от печатных версий.
«В «Коммерсанте» мы рассматриваем электронные СМИ не как «убийц» бумажных газет и журналов, а как их помощников. Они способствуют продвижению печатного контента, выступают в качестве альтернативной формы донесения информации, способом распространения рекламы».
С докладом «Состояние киоскового бизнеса по продажам прессы в России» выступила директор департамента стратегического маркетинга ООО «КОНСАЛТ-ЦЕНТР» Т.В. Цыбина. По её словам, количество объектов с прессой сокращается по многим европейским рынкам, при этом в первую очередь сокращаются объекты специализированные. В качестве примера были озвучены цифры, характеризующие динамику киосков по продаже периодики в Германии, Польше, Испании.
О ситуации на российском рынке распространения прессы в киосковых сетях Т.В. Цыбина рассказала, основываясь на результатах мониторинга, который в августе-октябре 2014 г. провела экспертная группа АРПП. В анкетировании приняли участие 54 распространителя прессы из 8 федеральных округов РФ.
Из анкет и сообщений из других источников следует, что в настоящее время из общего количества объектов по реализации периодики на киоски приходиться 72%. Киоски прессы реализуют 57% всех розничных тиражей, это 54% в рублевом выражении от общего объёма.
В числе факторов, негативно влияющих на финансовые показатели розничных распространителей анкетируемые, по словам Т.В. Цыбиной, назвали административное вмешательство, низкую промоактивность издателей, отсутствие на российском рынке новых издательских проектов, рост арендных ставок, вывод из ассортимента сигарет. Также в качестве факторов, которые оказывают негативное влияние на рынок распространения прессы, были выделены кадровые проблемы рынка.
Начальник отдела маркетинга ООО «Медиа Дистрибьюшен» Т.С.Власенко, представила доклад «Макроэкономические факторы, влияющие на покупательную способность», в котором проанализировала состояние розничной торговли в России, в частности ритейла. Согласно официальной статистики в России по-прежнему наблюдается недостаток торговых площадей по сравнению с развитыми европейскими странами. Показатель обеспеченности торговыми площадями в России на тысячу жителей в 1,5 раза ниже, чем в ТОП-5 странах Европы. При этом в России появились уже города, где количество торговых площадей превышает европейские показатели – это Краснодар и Екатеринбург.
Т.С.Власенко отметила, что пресса относится к ассортиментной категории, т.е. ее объемы продаж напрямую зависят от количества SKU и даже при снижающемся спросе необходимо поддерживать широкую ассортиментную матрицу в торговых точках, иначе продаже начнут падать более быстрыми темпами. Кроме того, пресса является низкоэластичным товаром, т.е. незначительное повышение цены (до 5%) не отражается заметно на спросе. Но низкая эластичность приводит и к низкой эффективности акций со снижением цены менее 10%.
По мнению Т.В.Власенко, на российском рынке сложилась такая ситуация, при которой потребитель экономит на импульсных покупках, товарах не первой необходимости, и стремиться покупать как можно дешевле. В этой ситуации повышение цены на прессу негативно скажется на объемах продаж прессы. Она предложила в качестве дополнительного источника доходов для развития рынка искать на рекламном рынке, стремиться на отраслевом уровне поднимать престиж рекламы в прессе, не допускать пассивного перетекания рекламных бюджетов в другие каналы.
Т.В.Власенко также сослалась на китайский опыт по распространению прессы в Китае, опыт которого следует изучать более активно.
С интересом была встречена «Презентация издания Business Traveller», с которой выступила директор по рекламе и распространению ООО «Уитнесс Медиа» М.Н. Гореликова. Она представила нишевой журнал Business Traveller, который выходит 6 раз в год тиражом 75 тыс. На международных рынках журнал издается около 40 лет и выпускается более, чем в 20 странах мира. На российский рынок издатель вышел в 2013 года, поэтому российской версии журнала менее года – это новый проект, который так необходим российскому рынку. Распространяется журнал пока в основном бесплатно на бортах самолетов, в сети ресторанов и т.д. Основной источник дохода у журнала – реклама. Но у издателя есть желание вывести его на розничный рынок и получать также доход от продаж. Пока удалось заключить только несколько договоров на поставку журнала в розничную сеть «Хорошие новости» и в ряд магазинов сетевого ритейла. Высокие входные бонусы в сети как киосковые, так и ритейла стали настоящей преградой для нового издания. М.Н. Гореликова призвала распространителей разработать возможные варианты сотрудничества для ее журнала и других новых проектов, что позволило бы российскому рынку получить новые возможности для развития. Она высказалась за использование китайского опыта в запуске новых журнальных проектов.
Завершило первый день работы конференции заседание «круглого стола» по теме «Как жить дальше на «падающем» рынке печатных СМИ», которое привели генеральный директор ООО «Холдинговая компания «Сегодня-Пресс» А.В. Федотов и генеральный директор ООО «Издательство «Арбуз» Н.В. Гришина.
Конференция продолжает свою работу.
Пресс-служба АРПП