Представляется, что субъекты рынка печатных СМИ потенциально в состоянии справиться с такой задачей, несмотря на все имеющиеся трудности. Причём опыт Китая в этом деле может быть очень полезен.
Как известно, падение реализуемых тиражей газет и журналов в странах Европы, Северной Америки, Австралии и наиболее развитых странах Азии давно составляет до 5 и более процентов в год. Однако Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям состояние российской индустрии печати пока оценивает с осторожным оптимизмом.
В докладе ФАПМК о состоянии рынка печатных СМИ за 2013 год его финансовые параметры оцениваются 112,5 млрд. рублей. В текущем году, согласно прогнозу, совокупные рекламные доходы прессы сократятся до 39,4 млрд. рублей. Роста выручки от розничных продаж прессы тоже не наблюдается, хотя цены на прессу в 3 квартале 2014 года в России выросли на 2,8%, что в 2 раза быстрее, чем на другие товары и услуги, а за 9 месяцев этого года они выросли почти 6%.
В то же время, ситуация с государственной поддержкой индустрии печати, а шире с государственной политикой в отношении печатных СМИ, сегодня складывается неоднозначно. Нельзя сказать, что печатную прессу государство игнорирует вовсе, но и целостной его политику в этом смысле назвать нельзя, особенно на фоне зарубежного опыта.
Так, издатели и распространители прессы и книг пользуются рядом таможенных и налоговых льгот. Недавно на постоянной основе была установлена 5% таможенная пошлина на пару самых ходовых сортов мелованных бумаг зарубежного производства. Достаточно давно от ввозных таможенных пошлин освобождён импорт современного полиграфического оборудования, запчастей и полиграфических материалов к нему.
За счёт средств федерального бюджета целевым образом поддерживается выпуск социально значимой литературы в рамках ФЦП «Культура Росси (2012-2018 годы), проведение немалого количества профессиональных отраслевых мероприятий, направленных на поддержку чтения, литературного творчества, журналистики, защиту авторских прав. Немалая поддержка рынка прессы осуществляется на региональном и муниципальном уровне, особенно нужных изданий.
Однако главный парадокс российской государственной политики на рынке печатных СМИ состоит в том, что с одной стороны, пресса и книгоиздание имеют определённые законодательные поблажки, а, с другой, действующие нормы регулирования этих рынков, практически не учитывают специфику их деятельности.
Депутаты и сенаторы Федерального Собрания, а также их коллеги из местных законодательных собраний при участии органов исполнительной власти всех уровней последовательно выхолащивают законодательные нормы, которые ранее обеспечивали внебюджетную поддержку развития рынка печатной прессы. Здесь и различные запреты на рекламу (например алкоголя, бадо, табака и пр.), и ужесточение налогового бремени, и гонения на киоски прессы, и многие другие действия того же порядка. Наконец, недавно Государственная Дума приняла закон об ограничении иностранного участия в компаниях СМИ 20%. Фактически это ставит крест на всех отработанных уже формах привлечении в российские СМИ иностранных инвестиций, технологий и передового опыта. Равноценная замена известным зарубежным брендам вряд ли появится и выживание розничных сетей продаж печатной продукции становится большой проблемой. Вместе с отменой механизма государственной поддержки подписки и последовавшим за этим обвалом подписных тиражей во втором полугодии 2014 года, продолжающимся далее, картина и вовсе становится зловещей.
Как известно, 2015 год Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом литературы. Подготовка и проведение мероприятий этого знакового во всех смыслах события в культурной жизни страны тоже даёт хорошие инструменты для поднятия общественной и образовательно-информационной роли печатного слова в России на должную высоту.
Воспитание насущной потребности в чтении и любви к книжной культуре требуют титанической комплексной работы с каждым человеком от мала до велика. При этом число книжных магазинов и киосков прессы в России постоянно снижается, экономические условия функционирования книжного рынка и рынка периодической печати несовершенны, ширятся призывы вытеснить книгу из образования, заменив её различными электронными учебниками и пр. А нужно, чтобы библиотеки, книжные магазины и тех же киоски прессы превратиться в привлекательные многофункциональные культурные центры, ушли все барьеры, мешающие развитию подписки на прессу и доступу к ней в сетях розничного распространения, федеральные, региональные и муниципальные мероприятия в поддержку чтения стали обыденностью.
Кризис заставил отрасль мобилизоваться, ускорив процесс трансформации индустрии печати в иное, мультимедийное качество. Под влиянием отрицательной динамики продаж и рекламных сборов, медийные компании всего мира стали активно внедрять модель бизнеса, основанную на развитии всех возможных каналов дистрибуции контента печатного издания. Например, организации продаж журналов о рыбалке или оружии в специализированных магазинах, торговли электронными версиями журналов и газет в интернете, развитием различных дополнительных сервисов на собственных сайтах. Такая модель бизнеса условно была названа продажецентричной, и она даёт неплохой результат.
В издательском сообществе ныне произошел сдвиг парадигмы. И если в 2010 году все издательские дома работали по рекламо-центричной бизнес-модели, то сегодня они переходят на потребителе-центричную модель бизнеса. А это означает, что во главу угла ставится читатель, потребности которого издатель стремится удовлетворить любой ценой. Следовательно, в современных условиях бренд издателя необходимо рассматривать как своеобразную «экосистему» различных медиа каналов (социальных сетей, веб-платформ, приложений для мобильных устройств и т.д.), в центре которой находится бумажный журнал.
Читательская аудитория, несмотря на прогнозы ряда специалистов, продолжает следовать не столько за модным носителем, сколько потреблять контент на разных носителях. Сегодня уже достаточно чётко обозначилась тенденция, согласно которой аудитория, тиражи и обороты собственно печатных СМИ более-менее стабилизировались, а их мультимедийные проекты, обычно привлекают новую аудиторию и служат дополнительным источником доходов, но несравненно меньшим по сравнению с доходами от печатных изданий. Причём эти две аудитории пересекаются не больше чем на 10-15%. И это ещё один аргумент в пользу бумажного носителя, во всяком случае, на данном временном этапе.
Запуск и вывод на рынок новых интересных издательских проектов, причём именно печатных, становится одним из важнейших условий функционирования издательского и дистрибуторского бизнеса. Однако особыми успехами на этом поприще российский рынок печатных СМИ пока похвастаться не может, хотя подвижки здесь у нас происходят заметные.
По данным Роскомнадзора в России теперь зарегистрировано около 27 тыс. наименований газет и почти 32 тысячи журналов самого разного назначения, содержания и качества. Причём общее количество газет за 2013 год фактически не изменилось, а общее количество журналов уменьшилось почти на полтысячи. Схожие тенденции наблюдаются и в текущем году, но это нормальный рыночный процесс селекции, так как газетно-журнального мусора у нас зарегистрировано немало. Отмечается также рост доли на газетно-журнальном рынке корпоративных изданий, а также небольшой рост регистрации печатных СМИ в регионах.
Непростая, а во многом даже кризисная ситуация на рынке печатной прессы заставила издательское сообщество осознать, что возврата к прежним условиям ведения бизнеса не будет, а объективная реальность выдвинула новую главную задачу – медийность и освоение новых источников доходов. На практике это означает необходимость найти оптимальное соотношение между производством печатной продукции и расширяющейся сферой распространения контента в цифровом формате. Именно это дало старт принципиальным изменениям во всём издательско-полиграфическом комплексе, определяющим его дальнейшее развитие и статус в формировании национального «информационного сообщества». Развитие этой индустрии прямо связано с освоением новых ниш и источников доходов, причём не только в электронной сфере.
Немного о том, что происходит на российском рынке сегодня. По данным Росстата и ФГБУН «Российская книжная палата» общий годовой тираж российских газет превышает 16 млрд. экз. (в условных единицах: 4 полосы формата А2), а их разовый тираж - 110 млн. экз. В целом сохраняется и сложившееся за последние годы соотношение между выпуском общефедеральных, региональных и местных газет на уровне 30 и 70% соответственно. Причём именно региональное предложение ныне во многом определяет длительность жизненного цикла газетных изданий, в том числе федеральных. Но процесс определенной стагнации выпуска газетной продукции сохраняется на всем пространстве Российской Федерации уже не первый год. По итогам прошлого года заметный прирост газетных тиражей был зафиксирован всего в Москве и Московской области, Башкортостане, Татарстане, Свердловской и Амурской областях. В остальных регионах в большей или меньшей степени произошел спад выпуска газетной продукции. Видимо, в силу структурной перестройки местных медийных пространств, а также оттока полиграфического производства газет из регионов на межрегиональные полиграфические предприятия.
Пресса продолжает оставаться одним из крупнейших и что очень важно, самых эффективных рекламных носителей. Но, как и прежде, это своё преимущество в России она в целом использует плохо, тогда как в мире, рекламная доля прессы является гораздо большей. Как позитив, однако, можно отметить пока ещё робко выраженную тенденцию к отказу части рекламодателей от Интернет-рекламы и возвращению в более эффективные в этом смысле печатные СМИ. Конечно, для её развития издателям газет и журналов предстоит сделать немало, но такие возможности у них есть.
Несмотря на общее снижение интереса к чтению, процессы замещения печатных версий книг электронными, обострившийся кризис товаропроводящей сети и другой негатив в 2013 году книжный сектор российского рынка печати продемонстрировал достаточную устойчивость, показав рост по ряду ключевых показателей, причем по некоторым из них, например, совокупному тиражу, впервые за пять прошедших лет. В 2013 году российскими издательствами было выпущено 120,5 тыс. названий книг и брошюр, общим тиражом 541,7 млн. экземпляров, что превысило результаты предыдущего года.
Среди основных тенденций, складывающихся на книжном рынке, следует выделить расширение ассортимента при сокращении выпускаемых тиражей одного издания. Так, согласно последним статистическим данным, книжные издания тиражом 500-1000 экземпляров в суммарном годовом тираже составляют 4,3%, а по названиям – 53,1%, тогда как 34% средних и крупных тиражей составляют всего 7% названий.
Важный аспект для будущего полиграфии связан с тем, что на рынке печатных СМИ возрастает региональная составляющая. Следовательно, и полиграфисты должны быть готовы к увеличению объемов, красочности и форматных вариантов местных газет и региональных выпусков федеральных изданий. Одновременно цифровая печать промышленного назначения открывает новые возможности для региональных газет, содержание которых рассчитано на местную аудиторию.
В 2014 году на государственную поддержку социально значимых проектов в области печатных средств массовой информации в федеральном бюджете предусмотрено 99,1 млн. рублей, что в масштабах России, разумеется, немного. Естественно, что по этой причине удовлетворить все заявки на оказание такой поддержки, поступающие в Агентство от печатных СМИ, мы попросту не состоянии. Кроме того, существует немалое количество поручений Президента и Правительства Российской Федерации, согласно которым на первый план выдвигаются то те, то иные государственные приоритеты. В текущем году, согласно поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина от 28 апреля 2014г. № Пр-951 по итогам пленарного заседания Первого Медиафорума независимых региональных и местных средств массовой информации «Правда и справедливость», таким приоритетом является поддержка социально значимых проектов в региональных печатных СМИ. Объем субсидий, предназначенных таким изданиям, в 2014 году планируется повысить до 50% от предусмотренных бюджетных средств, где-то даже в ущерб федеральным детским изданиям, литературно-художественным журналам, изданиям о театре, и другим.
В заключение хотел бы отметить, что Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям в силу своих возможностей и полномочий старается осуществлять качественный мониторинг развития ситуации на рынках печатных СМИ, книгоиздания и полиграфии, чтобы вносить на этой основе предложения по улучшению условий их функционирования.