В начале своего выступления Т.В.Цыбина подчеркнула значение киосков прессы на рынке распространения печатных СМИ в России и за рубежом. На российском рынке роль специализированной розницы, а именно киосков прессы, очень велика – это 72% от всех объектов прессы. Киоски/павильоны прессы играют значимую роль также на рынке Австрии, где они составляют 52% от всех объектов прессы, а также на рынках Италии, Испании и Польши – где на них приходится около 30% всех объектов с прессой.
Т.В.Цыбина отметила, что количество специализированных объектов по распространению печатных СМИ сокращается во многих европейских странах. На рынке Германии общее количество точек продаж за 2013 год сократилось на 2%. Количество специализированных магазинов с прессой снизилось на 3% (-368 магазинов), количество павильонов прессы - на 5% (-329), а количество киосков прессы - на 7% (-195 киосков). При этом увеличилось количество точек в супермаркетах и в других непрофильных объектах – аптеки, галантерейные магазины и т.п. На рынке Испании также закрываются специализированные киоски прессы, рынок Испании в 2013 году потерял их порядка 4%. На рынке Польши проходят аналогичные процессы, в 2013 году количество киосков прессы сократилось на 2%. Потери российского рынка по киоскам прессы также оцениваются в 2%.
Далее Т.В.Цыбина привела статистику по количеству точек продаж прессы в России различных форматов. Всего в России – 40750 точек, в т.ч. 31 150 специализированных объектов, из них 29,500 киоски и павильоны прессы.Значение киосков прессы в системе розничного распространения в России трудно переоценить. По количеству объектов на киоски приходиться 72% от всех объектов с прессой в России.Они реализуют 57% всех розничных тиражей, это 54% в рублевом выражении от общего объема розничных продаж.
Затем Т.В.Цыбина перешла к результатам опроса АРПП, который представлял собой анкетирование руководителей киосковых сетей России. Целью опроса был мониторинг текущей ситуации на рынке распространения печатной продукции в киосковых сетях и информирование Минкомсвязи в соответствии с их запросом. По состоянию на 15октября 2014 годабыли получены анкеты от 54 распространителей прессы из 8 федеральных округов РФ. В опросе приняли участие 33 крупных киосковых сетей с количеством киосков более 100, 9 средних киосковых сетей (50-99 киосков), и 12 мелких киосковых сетей (менее 50 киосков).
Согласно подученным данным, у более половины киосковых сетейпроизошло сокращение количества объектов в сети (30 сетей из 54). В сетях закрывались нерентабельные объекты, а также объекты, не попавшие в утвержденную дисклокацию. У 28% сетей (это 15 опрошенных сетей из 54) количество объектов увеличилось.У 9 киосковых сетей количество объектов осталось без изменений.В ходе исследования была выявлена разница по динамике количества объектов между крупными сетями и средними/мелкими сетями. Почти все крупные сети (27 из 33крупных сетей) проводили оптимизацию по издержкам и закрывали нерентабельные торговые точки. В то время как средние и мелкие сети наращивали количество объектов: у 15 сетей из 21 средних/мелких сетей наблюдался рост по количеству объектов, с целью сократить свои издержки путем экономии от масштаба бизнеса.
В ходе опроса было выявлено, что в настоящее время многие киосковые сети ведут модернизацию своих торговых объектов по различным причинам. По пути замены киоска на павильон пошли 18 распространителей, тем самым сохранив в своем ассортименте группу товара «Табак».9киосковых сетей при замене старых киосков пошли по пути увеличения его площади с целью увеличения торговой площади под сопутствующие товары. Еще 9 сетей проводили замену старых киосков на новые, в большинстве случаев это связано с необходимостью установки образцов утвержденных региональными властями.Модернизацией киосков и оснащением его дополнительным оборудованием с целью расширения ассортимента занимаются 33 киосковые сети. Наиболее часто владельцы киосков (33сети из 54 сетей, это 61% опрошенных сетей) устанавливают холодильники для прохладительных напитков и для мороженого, реже – дополнительное оборудование под продукты питания и горячие напитки (33% опрошенных сетей).12 сетей из 54 (22% опрошенных сетей) на киосках установили рекламные конструкции.
Что касается ассортимента печатной периодической продукции, которая является основной товарной группой для объектов печати, то 30 сетей из 54 (это 56%) не проводили никаких изменений в ассортиментной матрице периодики. 15 сетей пошли по пути сокращения ассортиментной матрицы прессы, выведения из ассортимента нерентабельных изданий в распространении и высвобождении места под другие товары.
Развитие ассортимента киосков прессы у большинства компаний направлено в сторону расширения перечня сопутствующих товаров. В этом направлении работают 33 сети из 54 (61% опрошенных сетей).9 киосковых сетей (17% опрошенных) расширили книжный ассортимент.Также необходимо отметить, что расширение ассортимента и введение в него новых групп строго контролируется региональными властями, поэтому 6% опрошенных сетей пришлосьсократить перечень сопутствующих товаров в киосках прессы по указанию местных администраций.
Т.В.Цыбина проинформировала участников конференции, что наиболее сильное негативное влияние на киосковый бизнес по распространению прессы в России оказывают внешние факторы, а именно административное вмешательство. 30 сетей из 54 (60% опрошенных) выделили его как основной фактор, оказывающий негативное влияние на финансовые показатели. О негативном влиянии низкой промоактивности издателей заявило 60% опрошенных сетей. Около 44% сетей связывают отрицательную динамику финансовых показателей своих киосков и отрасли в целом с отсутствием на российском рынке новых издательских проектов. 15 киосковых сетей отметили как негативный фактор рост арендных ставок.9 сетей из 54 отметили негативное влияние на их бизнес такой фактор как вывод из ассортимента товарной группы «Табак». Остальные сети либо смогли сохранить эту товарную групп, либо она не имела в их ассортименте значимую роль.Также в качестве факторов, которые оказывают негативное влияние на рынок распространения прессы, были выделены еще кадровые проблемы рынка (6% опрошенных) и отсутствие 100% выполнения заказа по патворкам (6% опрошенных).
Далее Т.В.Цыбина подробно остановилась на финансовых показателях киосковых сетей. 72% сетей в 1 полугодии 2014 года отметили тенденцию сокращения выручки по товарной группе «Пресса», только 17% опрошенных удалось нарастить ее в среднем на 1 киоск. У 11% сетей она осталась без изменений.
Общая выручка киоска сократилась еще у большего количества киосковых сетей – у 78% опрошенных. Нарастить общую выручку удалось 17% сетей, у 6% она осталась без изменений. Такая динамика по выручки привела к снижению показателя рентабельности у 78% опрошенных. 17% сетей удалось сохранить рентабельность на уровне прошлого года. И только 6% сетей ее улучшили.
Т.В. Цыбинаотметила, что кризис на рынке распространения прессы лучше переживают крупные сети. Так, у 9 крупных сетей из 33 выручка от продажи прессы и общая выручка на 1 объект улучшилась или осталась на уровне прошлого года, а 12-ти крупным сетям показатель рентабельности удалось улучшить или сохранить на достигнутом уровне.В то время как по средним/мелким сетям выручка от прессы вырослаили осталась без изменений только у 6 сетей, общая выручка в среднем на 1 объект – только у 3 сетей, а показатель рентабельности снизился во всех мелких/средних сетях.
В заключении своего доклада Т.В.Цыбина представила «успешные» киосковые сети. К ним были отнесены сети, которые удержали показатель рентабельности на уровне прошлого года или улучшили. Киосковые сети, которые были отнесены в эту группу имели следующие характеристики:
•Крупные киосковые сети (более 100 объектов).
•Общее количество объектов в сетях сократилось, были закрыты нерентабельные объекты.
•Все сети установили холодильники и дополнительное торговое оборудование для продуктов питания и напитков.
•Все сети расширили ассортиментную матрицу за счет сопутствующих продуктов, а также прохладительных напитков и мороженого.
•Ассортиментная матрица периодики осталась без изменений или была сокращена, что позволило освободить площади под другую продукцию.
•Выручка от реализации прессы на 1 объект сократилась при росте общей выручки киоска.
После доклада состоялось обсуждение результатов исследования, а также различных аспектов функционирования киосковых сетей, системы управления данным форматом распространения печатной продукции.
Пресс-служба АРПП