Как жить дальше на «падающем» рынке печатных СМИ?

Этот вопрос был вынесен в название круглого стола, завершившего первый день XXVII международной медиаконференции АРПП.

Ведущие круглого стола, - генеральный директор ООО «Холдинговая компания «Сегодня-Пресс» Алексей Федотов и генеральный директор ООО «Издательство «Арбуз» Наталия Гришина - постарались сблизить позиции издателей и распространителей по этому вопросу. Сделать это в полной мере им не удалось, но прозвучавшие на круглом столе предложения вызвали бурную дискуссию его участников. Некоторые из них могут иметь большую практическую ценность для медиарынка. 

Началом дискуссии послужило эмоциональное выступление Н.Гришиной, упрекнувшей распространителей в том, что оплата присутствия в сетях распространения прессы не дает сегодня никаких гарантий успешных продаж.

Своеобразным ответом ей стало выступление А.Федотова, предложившего издателям и распространителям объединить усилия в развитии продаж прессы. Распространители ждут от издателей расширения ассортимента и могут предложить в ответ помощь в организации мерчендайзинга и продвижения изданий в точках продаж. Эта работа не требует существенных затрат, но способна значительно увеличить рентабельность печатного медиабизнеса.

Предложение Федотова не смогло в полной мере стать ответом на вопросы, поднятые Гришиной. Возглавляемый ею издательский дом обладает одной из самых значительных ассортиментных линеек на рынке. Но, по ее словам, это обстоятельство не в состоянии реально помочь в выстраивании отношений с распространителями.

Обмен мнениями ведущих круглого стола послужил началом оживленной дискуссии. Генеральный директор ООО «Бауэр СНГ Медиа» Марк Симон Фишер поддержал мнение Федотова, назвав отсутствие единства издателей и распространителей очень тревожным сигналом, особенно в условиях сокращения у издателей доходов от рекламы. Федотов, в свою очередь, заметил, что доля прибыли киосковых сетей от продаж прессы также постоянно сокращается. Необходимо безотлагательно пересмотреть действующие нормы, предусматривающие 60-процентную представленность прессы в этих сетях.

К лагерю пессимистов в дискуссии присоединился также генеральный директор ООО «АРПИ Сибирь» Сергей Гаврилов. По его словам, ситуация на рынке делает невозможным региональное расширение розничных сетей, торгующих прессой. Он также выступил за объединение усилий издателей и прессы в отстаивании интересов отрасли в органах государственной власти. Не менее 30-40% розничных точек распространения прессы убыточны и могут закрыться в ближайшее время. Для изменения ситуации необходима реальная поддержка издательским сообществом усилий распространителей по возвращению киоскам права торговли сигаретами и другими сопутствующими товарами, позволяющими увеличить маржинальность продаж. В идеале России необходимо сегодня внедрение итальянской модели развития розничной торговли. В Италии исключительное право на торговлю сигаретами и сопутствующими табачным изделиям товарами закреплено именно за малыми магазинами, а не за супермаркетами.

Генеральный директор ООО «Агентство печати «Экспресс» Игорь Глухов, напротив, поддержал оптимистичный прогноз будущего отрасли, рассказав о положительных примерах развития продаж в киосках и торговых павильонах, сумевших компенсировать убытки от запрета торговли сигаретами за счет других сопутствующих товаров, например, фастфуда.

Генеральный директор ООО «Пресс-Логистик» Константин Недосекин высказался за прекращение взаимных упреков издателей и распространителей. Сокращение рекламных доходов у первых и запрет на торговлю сигаретами у вторых могут привести к серьезному кризису на медиарынке. 

Генеральный директор ООО «Росчерк» Татьяна Зеленкевич рассказала о белорусском опыте повышения рентабельности розничных продаж прессы. Некоторые белорусские рецепты аналогичны российским, другие отражают региональную специфику. В Белоруссии активно развиваются как киоски прессы, так и павильоны. Есть положительный опыт торговли фастфудом и кофе. В частности, в крупных павильонах торговля фастфудом позволяет увеличить продажи в 3-4 раза. В Белоруссии есть положительные примеры пользы объединения районных киосковых сетей в областныеи, а также и регулирования ассортиментной политики. В частности, ООО «Росчерк» регулярно проводит компьютерный анализ успешности продаж, что позволяет оптимизировать его, ежемесячно выводя из ассортимента 2-3 плохо реализуемых издания. Белорусские павильоны прессы представляют собой объекты недвижимости, статус которых защищен государством от произвола местных чиновников. Площадь павильонов составляет от 24 до 100 квадратных метров. Распределение мест под павильоны происходит на основе специальных аукционов. 

Комментируя выступление Зеленкевич, Гаврилов предложил в качестве рецепта улучшения ситуации сокращение количества торгующих сетей. Этот метод санации рынка подтверждается зарубежным опытом. Например, в Германии за последние 15 лет количество оптовых компаний медиарынка сократилось на 40%, что позволило не только сохранить прежний уровень продаж, но и увеличить его. Другие методы оптимизации, например, развитие продаж фастфуда, достаточно спорны. Опыт прибалтийских сетей «Rkioski» и «Darvisson» доказывает, что увлечение продаж сопутствующих товаров ведет к сокращению прессы в ассортименте до 20-30%. Он высказался также против завышенных требований, предъявляемых издателями к распространителям. Киосковая сеть может обеспечить доставку прессы в точки продаж и организацию выкладки. Дальнейшее стимулирование продаж возможно, но необходимо, как минимум, отказаться от стандартных подарков продавцам киосков, перейдя к их прямому материальному стимулированию. Кроме того, нужно понимать, что белорусский опыт государственно-частного партнерства в условиях России может привести к поглощению бизнеса государством. 

Пессимизм Гаврилова относительно надежд распространителей на поддержку государства поддержала исполнительный директор самарской «Социальной газеты» Татьяна Мельникова. В подтверждение своих слов она рассказала о ситуации в своем родном городе, где практически невозможно сегодня поставить новый киоск. И дело не только в высокой стоимости киосков (от 600 тыс. рублей), но прежде всего – в труднопреодолимых бюрократических препонах. 

Но общий настрой круглого стола был все же достаточно оптимистичным. Его участники обсудили реально работающие рецепты  преодоления кризиса на рынке распространения прессы. Подводя итоги круглого стола, председатель правления АРПП Александр Оськин положительно оценил и рекомендовал к использованию белорусский опыт развития розничных продаж прессы. Он предложил, от имени участников медиаконференции, направить письмо в Министерство экономического развития РФ с предложением разрешить продавать в киосках сигареты и другие  сопутствующие товары в целях увеличения налоговых поступлений в бюджет РФ. В Белоруссии, например, к разрешенным к продаже в павильонах прессы товарам относится, в том числе, и ликеро-водочная продукция.

По словам Оськина, общественным организациям отрасли необходимо также обратиться в российские министерства, отвечающие за развитие малого и среднего бизнеса, с конкретными предложениями по поддержке киосковых сетей.  

И наконец, необходима реальная консолидация медиаотрасли для защиты ее интересов перед государством. Отсутствие этой консолидации ярко продемонстрировало обсуждение в медиасообществе проекта закона об ограничении присутствия иностранного капитала в российских СМИ. Уровень разобщенности в отрасли угрожает ее существованию. Требуются немедленные усилия по изменению ситуации.

А.Оськин призвал активно изучать и внедрять положительный опыт медиаиндустрии Китая в развитии киосковых сетей печатной продукции. 

Конференция продолжает свою работу. 

Пресс-служба АРПП