Состоялось пленарное заседание, которое было посвященного вопросам взаимодействия печатных и электронных СМИ и поиску оптимальной модели.
Открыл пленарное заседание президент АРПП Д.В.Мартынов, отметив, что конференция проходит в непростое время, когда в стране принят новый закон, ограничивающий деятельность иностранных издателей. В своем докладе Д.В.Мартынов сделал обзор мировых трендов, как положительных, так и негативных. Большая часть отмеченных трендов наблюдается и на российском рынке. Однако негативные тенденции на российском рынке проявляются с такой же силой как и на западных рынках, а вот позитивные тенденции, за исключением роста супермаркетов в сегменте розничных продаж, развиваются вяло.
Д.В. Мартынов представил сравнительный анализ темпов сокращения количества розничных точек продаж прессы в России и за рубежом. Наиболее заметное сокращение специализированных объектов наблюдается на немецком рынке – минус 7,4% за 2013 г. Достаточно много специализированных объектов закрылось в Испании - 4% (2013 г. к 2012 г.). Польша, где высока доля специализированных киосков по продаже прессы, потеряла за последний год около 1%. Российский рынок потерял около 500 киосков прессы, что составляет 2% от их общего количества.
Дистрибуция печатных СМИ во многих странах мира прирастает за счет неспециализированных точек, чаще всего ритейла. В России сегмент развивается более активно, чем на Западе: прирост в России по количеству объектов в ритейле в 4 раза выше, чем в Европе. Но пока Россия значительно отстает от европейских стран по количеству объектов: в России в ритейле только 4700 объектов, торгующих прессой, а, например, в Германии - 45 тысяч.
Затем докладчик перешел к прогнозам развития рынка печатных СМИ и отдельных его сегментов. Д.В.Мартынов представил четыре варианта прогноза: пессимистический, реалистический и оптимистический, а также предусматривающий случае уход с российского рынка иностранных издателей. Докладчик изложил ряд конкретных условий, которые необходимы для развития российского рынка по оптимистической модели:
- Запуск новых проектов на уровне европейских стран и США.
- Рост маркетинговой активности со стороны издателей и истрибуторов прессы.
- Рост количества точек продаж прессы – «Пресса везде!»
- Совместные проекты цифровых и печатных СМИ.
- Развитие цифровых технологий на рынке распространения прессы.
- Поддержка государством института подписки в России: замораживание» почтовых тарифов на доставку подписных изданий.
С интересом было встречено выступление китайского специалиста по внешнеэкономическим связям из Шанхайского представительства Китайской национальной корпорации по импорту и экспорту печатных изданий Ши Юнга на тему «Печатный рынок СМИ Китая. Основные тенденции, проблемы, развитие». Начал свой доклад Ши Юнг с представления своей корпорации и ее сферы деятельности, отметив, что на китайской рынке корпорация работает с 1949 года и занимает долю в продажах печатной продукции в 43%. Корпорация имеет 44 представительства в разных странах мира, в том числе и в России. Докладчик привел статистические выкладки, демонстрирующие количество изданий корпорации, динамику продаваемых тиражей, роста себестоимости продукции и другие.
Главная мысль, которую провел через свое выступление Ши Юнг, – это смещение развития бизнеса компании от печатных СМИ к цифровым технологиям. Развитие цифровых технологий в компании началось в 2009 году, и сегодня бизнес компании строится с учетом двух тенденций: печатные СМИ приносят основной доход компании, но потребительский спрос смещается в сторону цифровых коммуникаций.
После доклада состоялась оживленная дискуссия, в ходе которой участники конференции имели возможность задать уточняющие вопросы по докладу, а также прояснить ситуацию на рынке печатных СМИ Китая по количеству розничных объектов, объему подписки, господдержки отрасли, по основным центрам прибыльности отрасли и т.д.
Далее о современных тенденциях подписки на газеты и журналы в РФ и за рубежом доложил Керов В.В., председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы, заместитель председателя правления АРПП. Он отметил, что общемировой тенденцией рынка печатных СМИ является рост доли подписки. Россия до повышения подписных тарифов также была в общемировом тренде, наблюдался рост доли подписки с 25% в 2002 году до 36% в 2013 году. Однако отказ государства в 2014 году от субсидирования подписчикам услуг по доставке подписных тиражей через ФГУП «Почта России» привел к тому, что во 2-м полугодии 2014 года подписные тиражи сократились на 23% (основная подписка с досрочной), а в ряде регионов РФ падение достигло 30%. Это такие регионы, как Владимирская, Томская области, Республики Северная Осетия-Алания, Хакасия, Татарстан, Адыгея и др.
В.В.Керов также сообщил, что, получив такие результаты в подписке, о необходимости возобновления государственного субсидирования данного рынка заговорил Общероссийский народный фронт. Он подготовил запрос о выделении из бюджета в 2015 году 3 млрд.руб. на поддержку региональных СМИ.
Также В.В.Керов проинформировал участников конференции о деятельности Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы, в частности, о рекламной поддержке подписки на бесплатной основе в ряде регионов РФ.
Продолжил тему подписки В.А.Дворянов, руководитель службы по связям с общественностью ООО «Межрегиональное агентство подписки», с докладом «Подписка на газеты и журналы сегодня и завтра». Он назвал три базовые проблемы российского рынка подписки:
- Несоответствие высоких подписных цен и низкое качество доставки изданий в «традиционной» подписке.
- Низкая рентабельность новых проектов в подписке для пользователей интернета, планшетов и смартфонов
- Отсутствие государственной поддержки подписки на прессу для негосударственных изданий.
По мнению докладчика, рынок подписки в настоящее время находится в преддверии новых реформ, а также новых возможностей и стимулов к росту, которые пока еще не найдены. Он отметил, что сейчас современные подписные компании находятся в поиске новых решений, они внедряют современные технологии, такие как интернет-магазины печатной и электронной прессы, мобильные киоски для пользователей планшетов и смартфонов, альтернативные методы доставки изданий подписчикам.
В заключение своего доклада В.А.Дворянов предложил варианты выхода из кризиса на рынке подписки, которые он видит в изменении системы договорных отношений с позиции «права потребителя», в создании новых сервисов подписки, не связанных с почтовой инфраструктурой, в альтернативных службах доставки тиражей в регионах, а также в развитии «непочтовой доставки» подписки в интернет-магазинах, в подписке на электронные версии печатных СМИ и дайджесты печатной прессы.
А.Л.Громадина, руководитель издательского отдела ОАО «Редакция газеты «Культура» выступила с докладом, посвященным году литературы в России, уделив особое внимание роли и месту печатных СМИ, которые почти во все времена - с дореволюционной и советской прессы до современной - рассматривали как своего рода литературу. Газета – это мысль, газета – это аналитика, газета – это какие-то спорные вещи, которые можно обсуждать, это всегда самые острые публикации.
Представитель ООО «Медиа Дистрибьюшен» О.Г.Лугарева, директор департамента продаж раскрыла в своем докладе тему перспектив дистрибуции книг в сети FMCG. Она отметила, что, несмотря на влияние негативных факторов, среди которых сокращение количества числа книжных магазинов, пиратство и другие, книжная отрасль все же стабилизировалась и продемонстрировала по ряду ключевых индикаторов (например, совокупный тираж) устойчивое развитие. В подтверждение она привела статистику по книжному рынку, в которой также продемонстрировала важную роль непрофильных каналов сбыта, в том числе сетей FMCG. Пропускная способность этого канала высокая и составляет, со слов докладчика, 5,96 млрд. руб. в год. Но работа поставщика в ритейл должна учитывать сетевые особенности, ограниченность полочного пространства, покупательную способность. Сети продуктового ритейла не являются «книжными» магазинами, поэтому в ассортимент включают самые «сливки» ассортимента, все самое новое и популярное, востребованное, учитываются модные тенденции.
Т.В.Цыбина, директор департамента стратегического маркетинга ООО «Консалт-Центр», продолжила тему роли ритейла в распространении уже печатных СМИ, представив участникам конференции доклад «Рынок дистрибуции прессы в ритейле: состояние и перспективы в России и за рубежом». Она проинформировала об основных тенденциях в данном сегменте рынка распространения прессы, прежде всего отметив, что во всем мире идет консолидация оптового звена, происходит рост количества точек обслуживания на 1 оптовика, оптовые компании проводят сокращение издержек, ритейл развивает мобильные приложения для своих покупателей, наращивает количество кросс-продажных акций.
Отдельно Цыбина Т.В. остановилась на вопросе выкладки прессы в супермаркетах. Она отметила, что на рынке Германии наблюдается улучшение качества выкладки прессы. Оптовики прессы постоянно оптимизируют ассортиментную матрицу в ритейле. Предварительные результаты работы показывают, что сокращение ассортимента до оптимального и улучшение выкладки ведет к росту продаж. В заключение Т.В.Цыбина остановилась на основных проблемах в сегменте поставок прессы в ритейл, среди которых выделила слабую представленность прессы в сетях FMCG, работу ритейла с прессой как с «рядовым» товаром, а не социально-направленным; снижение прибыльности категории печатных СМИ по отношению к другим товарам; трудный ввод в ассортимент новых издательских проектов, особенно низкобюджетных; высокий уровень входных бонусных выплат; низкое количество и качество кобрендинговых акций издателей с ритейлом.
Бесплатный сегмент периодических изданий представил на конференции А.И.Синельников, главный редактор газеты «Мой район». Он продолжил мысль, прозвучавшую в начале заседания, о том, что рынок печатных СМИ живет сегодня в эпоху перемен, а это значит, что для успеха на рынке необходимо постоянно находиться в поиске своей аудитории, системы дистрибуции, новых рекламодателей, в поиске новых креативных и творческих идей.
Доклад о новых издательских проектах ГК «Толока» представил О.В.Кононов, управляющий компании. Компания планирует развивать на рынке зонтичный бренд «Сваты» и выпустить в свет три новых издания. О.В.Кононов выступил с предложением о том, чтобы издатель и дистрибутор совместно участвовали в продвижении новых изданий на рынок. В этом случае дистрибутор будет нести общую солидарную ответственность за запуск проекта и ему будет гарантироваться определенная часть доходов в случае успешного запуска.
В этот же день В.В.Керов, председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы и В.А.Дворянов, руководитель службы по связям с общественностью ООО «Межрегиональное агентство подписки» провели заседание круглого стола по теме: «Подписка на газеты и журналы через Интернет. Состояние, тенденции и проблемы». Был обсужден круг вопросов, затрагивающих основные проблемы распространения печатных изданий по подписке, отношения между издателями и подписными агентствами, методы повышения продаж, сдерживания роста цен и другие вопросы.
Медиаконференция продолжает работу.
Пресс-служба АРПП
Мартынов Д.В., президент АРПП
Ши Юнг, Шанхайское представительство Китайской национальной корпорации по импорту и экспорту
печатных изданий (второй слева)
Керов В.В., председатель координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы
Дворянов В.А., руководитель службы по связям с общественностью ООО «Межрегиональное агентство подписки»
Громадина А.Л., руководитель издательского отдела ОАО «Редакция газеты «Культура»
Цыбина Т.В., директор департамента стратегического маркетинга ООО «Консалт-Центр»