Мнения участников круглого стола показали их полное непонимание перспектив развития рынка подписки и сомнения в связи с объявленными планами ФГУП «Почта России» создать в 2015 году собственное подписное агентство. В круглом столе принял участие специалист по внешнеэкономическим связям Шанхайского представительства Китайской национальной корпорации по импорту и экспорту печатных изданий Ши Юн.
В начале круглого стола В.Керов предложил его участникам-издателям рассказать о том, какую роль в их системе распространения играет подписка. Участники разделились на два лагеря. В первом оказались издатели с незначительной долей подписки в общем тираже и издатели, у которых эта доля превышает половину тиража. Среди первых оказался, в частности, заместитель генерального директора ООО «Издательство «Вокруг света» Дмитрий Шкутов. У представляемого им издательского дома подписка дает лишь 10% от общего тиража.
Во вторую группу вошли генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ-Пресс» Альфред Хакимов (60% от общего тиража), управляющий ГК «Толока» Олег Кононов (30%) и исполнительный директор «Социальной газеты» из города Самара Татьяна Мельникова (93%). При этом у участников второй группы оказались неравные доли почтовой подписки в общих подписных тиражах. У «Коммерсанта» через «Почту России» приходит лишь 10% подписчиков при 70% подписчиков в рамках редакционной подписки, у «Толоки» - 40% в России и 50% в Белоруссии, у «Социальной газеты» - 85% (остальное дает подписка на базе киосков сетей «Союзпечать» и «Роспечать»).
В соответствии с реальным значением почтовой подписки в общем тираже разделились и оценки планов «Почты России» по созданию собственного подписного агентства. По словам А.Хакимова, деловые издания были вынуждены фактически уйти из почтовой системы распространения в связи с низким качеством почтовой доставки. Аудитория деловых изданий хочет получать своевременную информацию, но почтовый оператор не может этого обеспечить. При этом, по словам Хакимова, создание почтового подписного агентства неизбежно приведет к монополизации им рынка подписки. Остальные агентства будут вытеснены с рынка. Но приведет ли это обстоятельство к улучшению качества подписных услуг и снижению роста почтовых тарифов и тарифов на услуги почтового подписного агентства, вопрос сомнительный.
Сравнивая ситуацию в России с китайской действительностью, Ши Юн рассказал, что в Шанхае сегодня подписчикам доступны 8 каталогов коммерческих подписных агентств, подписной каталог китайской почты и подписной каталог Шанхайского представительства Китайской национальной корпорации по импорту и экспорту печатных изданий. Несмотря на то что китайское государство контролирует прессу, введя цензурные ограничения и запретив доступ населения страны к ряду интернет-ресурсов, централизация системы распространения с доминированием одного государственного подписного агентства признана нецелесообразной.
Д.Шкутов рассказал о специфике подписки на журнал «Вокруг света». Многие читатели журнала не готовы приобретать все номера издания, интересуясь лишь определенными выпусками. Кроме того, подписке на «Вокруг света» очень сильно вредит то обстоятельство, что почтовый оператор доставляет очередной номер издания, как правило, в тот момент, когда из печати уже выходит следующий номер. Издатель видит определенные перспективы в сотрудничестве с альтернативными подписными агентствами. Хотя до сих пор дистрибуция в каналах, альтернативных почтовым, не приносила особого успеха. Но и в перспективах улучшения качества почтовой доставки после создания почтового подписного агентства приходится сомневаться.
Т.Мельникова высказалась за возвращение практики государственного субсидирования печатной прессы, в первую очередь для социально незащищенных категорий населения и для пенсионеров.
Участники круглого стола обсудили также практику организации подписки на базе киосков прессы. По мнению А.Хакимова, несмотря на ряд успешных примеров, получить широкого распространения такая практика никогда не сможет из-за принципиальной разницы в технологиях подписки и розничных продаж прессы. Тем более в условиях, когда чиновники российских регионов пытаются сегодня закрывать киоски прессы или хотя бы менять их дислокацию на менее выгодную. Кроме того, организация подписки на базе киосков требует привлечения собственной или аутсорсинговой логистической кампании и постоянного контроля качества ее работы, потому что доставка ежедневной прессы должна происходить в промежутке с 8 до 10 часов утра. Для деловой прессы время доставки – очень важный критерий. При этом даже супермаркеты не могут обеспечить утренней выкладки ежедневной прессы, что совершенно неприемлемо для читателей деловых изданий. Попытка ИД «Коммерсантъ» развивать подписку в супермаркетах с помощью скретч-карт также имеет весьма незначительный успех.
Участники круглого стола поддержали мнение о том, что подписка сегодня развивается главным образом с помощью маркетинговых усилий участников рынка, вынужденных постоянно искать новые способы распространения в связи с тем, что традиционные каналы (в том числе и почтовая подписка) не обладают достаточным потенциалом для развития тиражей. Ситуацию в почтовой подписке значительно ухудшило произошедшее весной 2014 года увеличение почтовых тарифов на прием и доставку подписки. Ожидается также рост тарифов на магистральную доставку, запланированный на начало 2015 года. При существующем качестве почтовой доставки любо рост стоимости услуг почтовой связи и, как следствие, подписных цен, ведет к сокращению подписных тиражей. Что заставляет издателей компенсировать тиражные потери за счет поиска альтернативных каналов распространения.
Подводя итог круглого стола, председатель правления АРПП Александр Оськин отметил неопределенность, существующую сегодня на рынке подписки. Только что было принято решение об отмене государственного субсидирования подписки начиная с 2014 года. У государства не нашлось в бюджете 3 млрд. руб. на поддержку всей российской прессы. Но на днях в СМИ появилась информация о том, что Общероссийский народный фронт смог добиться включения в бюджет на 2015 год субсидий региональной прессе в объеме 3 млрд. руб. Очевидно, что необходимо продолжить работу в этом направлении, добиваясь возвращения субсидирования и федеральных изданий. Как говорят в Китае, «поход на 10 тысяч миль начинается с одного шага».
Конференция продолжает свою работу.
Пресс-служба АРПП