Эксперты давно уже бьют тревогу: через два-три года в Москве могут исчезнуть газетные ларьки. Доходы от киосков не покрывают затраты на транспорт, логистику, менеджмент и зарплаты продавцов. По данным Ассоциации распространителей печатной продукции, пять лет назад в столице было 30 тысяч точек мелкооптовой торговли - так принято называть палатки в официальных документах. Сегодня их всего 7 тысяч. Из них только 4 тысячи торгуют книгами, газетами и журналами.
Московские чиновники убеждают москвичей, что интерес к печатной продукции заметно снижается, поэтому уменьшение числа газетных ларьков - естественный процесс. Но результаты доклада ВЦИОМа на тему "Удовлетворенность москвичей объектами мелкорозничной торговли" показали, что хоронить газетные киоски еще рано. Порядка 85% москвичей продолжают читать свежую прессу. Из них 74% покупают периодику в газетных киосках. При этом 44% недовольны тем, как установлены киоски в столице: их отодвинули от метро и убрали с остановок общественного транспорта.
"Доклад ВЦИОМа - это развенчание мифов, которые людям навязывают чиновники. Нам очень долго объясняли, что объекты мелкой розницы городу не нужны. Жителей вынуждают покупать прессу в супермаркетах. Но наш независимый опрос, сделанный авторитетной организацией, показал, что киоски по-прежнему востребованы", - сказал на пресс-конференции генеральный директор АРПП Александр Оськин.
По его словам, правительство Москвы собирается создать единое государственное предприятие, занимающееся продажей периодики и других мелкорозничных товаров. Возникновение мощного монополиста неизбежно убивает рынок - это факт.
"Мы считаем, что только конкуренция между частными предприятиями может создать среду, максимально удобную для каждого жителя города", - подчеркнул Александр Оськин. По словам экспертов, уже сейчас понятно, что государство не сможет полноценно заменить бизнес. На сегодняшний день существуют официальные рекомендации Минсвязи и Минпрома с четко установленными нормами: на каждую тысячу человек должен приходиться один павильон с мелкорозничным товаром. Но столица с задачей не справляется - маленьких палаток в городе намного меньше.
Больше половины участников опроса высказались за то, что ассортимент товара на прилавках киосков должен быть гораздо шире. Люди считают, что здесь хорошо покупать всякую бытовую мелочь, оплачивать счета ЖКХ и получать небольшие заказы из интернет-магазинов.
Расширение ассортимента на прилавках объектов мелкорозничной торговли - это тот путь, по которому идут все западные страны. Сегодня уже не найти ни одного европейского города, где бы торговые точки продавали исключительно газеты. Во всем мире распространение прессы практически не приносит прибыли. Для того чтобы киоск с периодикой вышел хотя бы на самоокупаемость, необходимо продавать еще множество сопутствующих товаров, приносящих доход. В Финляндии и Чехии, например, в газетном магазинчике можно приобрести сигареты, пиво и даже шкалики с водкой. Во многих крупных городах России эта проблема решена. В Казани разрешили выкладывать на прилавки воду и бутерброды. После этого продажа газет увеличилась на 30% - заглянув перекусить, покупатели неизбежно обращали внимание на прессу. И только в Москве чиновники строго ограничивают бизнесменов в том, что можно и чего нельзя в ларьках. В итоге - одни убытки. Средняя зарплата киоскера в столице - 15-20 тыс. руб. За такие деньги сюда не идут работать даже гастарбайтеры.
"Мы не просим деньги у государства. Мы готовы сами их отдавать в виде налогов. Только дайте нам спокойно и свободно работать!" - сказал Александр Оськин, добавив при этом, что российские распространители могут приносить в бюджет порядка 3 млрд руб. в год. Вот только государству они, похоже, не нужны.
"Я ни разу не слышал, чтобы представители власти собрались за круглым столом с бизнесменами и как-то обсудили сложившуюся ситуацию. В такой обстановке непонятно, как развиваться дальше. Есть ли у нас хоть какие-то перспективы", - сказал генеральный директор ЗАО "АРИА-АиФ" Герман Баринов.
Между тем мировой опыт показывает, что перенос продажи периодики в супермаркеты никак не решает проблему. Покупатели, лишившись привычных киосков, не спешат отправляться в крупные магазины, а просто перестают покупать газеты и журналы.
Наталья Пуртова