Рынок печатных СМИ Китая в цифровой век

На втором пленарном заседании XXVII медиаконференции АРПП, проходящей в Шанхае (Китай), состоялось выступление Ши Юнга, специалиста по внешнеэкономическим связям из Шанхайского представительства Китайской национальной корпорации по импорту и экспорту печатных изданий. Он выступил с докладом на тему: «Печатный рынок СМИ Китая. Основные тенденции, проблемы, развитие».  

Поприветствовав всех участников медиаконференции, Ши Юнг, начал свое выступление с представления корпорации China National Publications Import&Export Corporation и ее сферы деятельности. Китайская национальная корпорация по импорту и экспорту печатных изданий входит в состав Китайской издательской группы. Ши Юнг представил корпорацию как крупнейшего китайского издателя и внешнего агента на рынке печатных СМИ. На китайском рынке корпорация работает с 1949 года, имеет лицензию на производство и продажу печатных изданий. Годовой оборот компании составляет 620 млн. долларов. Корпорация издает 370 наименований изданий на китайском языке, 100 изданий в 2013 году экспортировала на международный рынок. Китайская национальная корпорация по импорту и экспорту печатных изданий занимает 43% на китайском рынке и является самой крупной компанией в Китае на рынке печатной продукции. Она имеет 44 представительства в разных странах мира, в том числе и в России.  

Корпорация развивает пять бизнес-направлений:

- Производство и реализация газет и журналов

Производство и реализация книг и аудиоизданий на CD

- Создание баз данных на CD

- Производство музыкальных инструментов и торгового оборудования для печатных изданий (книг, журналов, газет)

- Организация выставочной деятельности, в т.ч. проведение одной из самых крупнейших книжных выставок в мире, которая проходит в Китае.

Докладчик привел статистические выкладки, демонстрирующие количество изданий корпорации, динамику продаваемых тиражей, роста себестоимости продукции и другие. Со слов Ши Юнга, количество наименований печатных изданий сокращается, многие ниши уже заняты издателями. Себестоимость выпуска одного печатного издания ежегодно увеличивается. Такие тренды корпорация стала фиксировать с 2009 года, она их связывает  с развитием цифровых технологий в Китае и во всем мире. В этом период  Китай имел уже развитую платежную систему, она стала массовой в Китае и удобной для населения. Корпорация стала изучать опыт мировых издателей, которые стали развивать цифровые платформы, т.к. понимала, что без их развития может потерять рынок дистрибуции, а значит и свой доход.

Особое внимание Ши Юнг уделил анализу угроз и возможностей корпорации в период начала кризисных тенденций в отрасли печатных СМИ и книг. Он назвал четыре основные угрозы для корпорации:

- Прибыль снижается

- Себестоимость производства печатных изданий растет

- Активно развивается цифровой контент

- Растет уровень конкуренции на рынке печатных изданий в Китае.

При этом у корпорации есть преимущества и возможности в отношении других игроков в Китае, а именно он видит их следующем:

- Корпорация имеет долгосрочные отношения с издателями

- Корпорация имеет лицензию, которую достаточно сложно получить, т.к. в Китае существует строгая цензура в отношении импорта/экспорта печатных изданий, а также лимитирована деятельность издательств с иностранным капиталом

- Опыт работы с потребителями, что позволяет сделать анализ их покупательских предпочтений.

Далее Ши Юнг проинформировал участников конференции о развитии в корпорации цифровых платформ в издательском бизнесе. В настоящее время их пять:

1) cnpLINKer  - навигационная база данных для читателей по периодическим изданиям (журналы). Издательства размещают в базе данных корпорации информацию о своих изданиях. С этой платформы можно сделать заказ печатной версии, которая поставляется одновременно с электронной.

2) Enavor - поисковая система, которая позволяет читателям найти нужный материал и печатное издание.

3) PSOP – справочная платформа по специализированным книгам

4) TWIG – справочная платформа по учебникам, которой пользуются учащиеся и учителя

5) Reaker – интеграционная платформа массовых журналов и газет, она позволяет покупать и читать издания онлайн. В ней представлены 30 ведущих газет и журналов Китая. Платформа создана для VIP-клиентов крупных корпораций, а также пятизвездочных отелей и других крупных компаний. Продается пакет изданий корпорациям, можно говорить об оптовых поставках электронного контента на платной основе. 

Главная мысль, которую провел через свое выступление, Ши Юнг – это смещение развития бизнеса компании от печатных СМИ к цифровым технологиям. Развитие цифровых технологий в компании началось в 2009 году и сегодня бизнес компании строится с учетом двух тенденций: печатные СМИ приносят основной доход компании, но потребительский спрос смещается в сторону цифровых коммуникаций.

После доклада состоялась оживленная дискуссия, Ши Юнг ответил на многочисленные вопросы, касающиеся рынка распространения прессы и книг в Китае. В частности он рассказал о системе распространения печатных изданий в Шанхае, которая представлена 7 тыс. киосков (в 2009 году их насчитывалось 9,5 тыс.). Киоски работают под названием «Восточный». Прибыль киоски получают не от продаж журналов и газет, а за счет оплаты входа в торговую сеть. 

Также участникам конференции Ши Юнг рассказал о господдержке отрасли печатных СМИ и книг, которая выражается в существенных налоговых послаблениях. В частности, НДС для всех издателей (книг, журналов, газет) снижен с 13% до 7%. Есть налоговые льготы и у Почты Китая, из федерального и региональных бюджетов выделяются субсидии на проекты по поддержке китайских СМИ за рубежом. Со слов Ши Юнга, на проекты в 2014 году было выделено 75 млн.юаней из бюджета Шанхая и 2 млрд. юаней из бюджета Китая.

По завершении работы пленарного заседания А.В.Оськин, председатель правления АРПП, вручил Ши Юнгу памятный подарок.

Конференция продолжает свою работу.

 


Вручение сувенира китайскому коллеге

 

Оргкомитет АРПП с Ши Юном (Китайская национальная корпорация по импорту и экспорту печатных изданий)

Пресс-служба АРПП