Открыл пленарное заседание Г.В.Баринов, генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ». В своем видеообращении к участникам медиаконференции он обосновал бесперспективность развития формата монотоварного или специализированного киоска, будь то киоск прессы, киоск молока или хлеба. У узкой специализации нет будущего. В киосках продается в основном товар импульсного спроса низкой стоимости – «малоценка». Затраты на операционное сопровождение бизнеса высокие, их можно покрыть только за счет роста среднего чека, который достигается расширением ассортиментной матрицы. Г.В.Баринов призвал обратиться к мировому опыту, где монотоварных мелкорозничных объектов практически нет, т.к. такая модель бизнеса нежизнеспособна из-за низкой рентабельности.
Докладчик озвучил и другую модель развития мелкорозничной торговли, в направлении которой пытаются развиваться некоторые компании, - специализация на одной товарной группе – периодика. Эта модель развития приведет к значительной консолидации рынка.
Выступление Д.В.Мартынова, президента АРПП было посвящено историческим аспектам формирования рынка подписки в России. Докладчик остановился на основных этапах становления рынка подписки в России, начиная с возникновения ее в 1870 году до настоящего времени, представил анализ зарубежного опыта по организации системы подписки на прессу. Он отметил, что практики развитых и развивающихся стран говорят о том, что массовая подписка возможна только там, где национальный почтовый оператор выполняет логистические функции, а основная часть сервисных функций по организации подписных компаний ложится на коммерческие агентства. В качестве примера он сослался на опыт Германии, где подписные агентства выполняют полный цикл работ, связанных с организацией подписных компаний. В некоторых странах мира существует почтовая монополия на ряд услуг, связанных с доставкой, это, прежде всего, Китай, США, Италия и др. Но и в этих странах с почтовой монополией государство не стремится к фактической монополизации и национализации рынка почтовых услуг, подписки в частности. Д.В.Мартынов подвел итог, сказав, что намерение «Почты России» создать государственное подписное агентство, не просто является шагом, ведущим к фактической национализации рынка подписки, но беспрецедентным случаем, аналогов которому нет в мире.
Обзор розничных продаж прессы в различных странах и на различных континентах сделала О.В.Евтеева, специалист по внешнеэкономическим связям ООО «Логос-Финанс». Обзор был подготовлен на основе материалов 59-го конгресса Дистрипресс, который прошел в Каннах (Франция) в октябре 2014 года. О.В.Евтееева представила участникам медиаконференции краткий анализ мирового рынка печатных СМИ в целом по основным регионам (от Азиатско-Тихоокеанского до Западного, Центральной и Восточной Европы), а также, в частности, по отдельным странам – Австралии, Франции, Германии, Испании, Великобритании, США. В заключение О.В.Евтеева озвучила основные выводы мировых экспертов рынка печатных СМИ – консалтинговой компании «Вессенден Маркетинг», предлагающей весь спектр консалтинговых услуг по вопросам маркетинга для клиентов со всего мира в сфере СМИ, распространения, розничных продаж, прямого маркетинга, финансового сектора и деловых услуг.
Г.Н.Прохоров, коммерческий директор ООО «Пресс-Логистик», рассказал о деятельности своей компании. Он особо выделил приоритетные пути развития предприятия на ближайшую перспективу, поделился достигнутыми в этом году результатами. Компания находится в общемировом тренде и успешно провела реструктуризацию своего бизнеса, благодаря чему существенно удалось снизить транспортно-логистические издержки по цепочке издатель - торговая точка. Докладчик проинформировал участников конференции, что весной компания начала осуществлять оптовые поставки российской прессы в Крым, было налажено сотрудничество с тремя ключевыми дистрибьюторами, распространяющими прессу в регионе. Несмотря на низкую платежеспособность населения, сложности переходного периода, проблемы с доставкой прессы в регион, российские газеты и журналы в короткие сроки заняли доминирующее положение и прочно вошли в жизнь жителей Крыма. Далее докладчик перешел к актуальному вопросу, широко обсуждаемому как в зале пленарного заседания, так и в кулуарах - продвижению печатных изданий. Г.Н.Прохоров дал оценку основным маркетинговым коммуникациям, которые использует компания для продвижения, выделил среди них наиболее эффективные. Предприятие, как и другие крупные мировые дистрибьюторы за рубежом, активно внедряет перекрестный мерчендайзинг для повышения продаж печатной продукции. Наиболее эффективно размещение прессы в зонах с детскими товарами, косметикой и парфюмерией, товарами автомобильной тематики, для сада, в отделах алкоголя и в бакалее.
Т.В.Цыбина, директор департамента стратегического маркетинга ООО «Консалт-Центра», рассказала о последних маркетинговых акциях, новых технологиях в области продвижения изданий на зарубежных рынках. Докладчик уделила внимание маркетинговым инструментам, которые используют с целью продвижения новых проектов или увеличения продаж не только издатели, но и дистрибьюторы. В актуальный рыночный тренд были выделены совместные проекты издателей и совместные проекты распространителей. Также были освещены вопросы развития цифровых технологий в области маркетинговых коммуникаций, а именно разработка нового приложения для смартфона от крупнейшего оптовика Франции Presstalis, использования социальных сетей и event-маркетинга в продвижении печатных СМИ.
Оськин А.В. рассказ об итогах V международного конгресса в Оксфорде (штат Миссисиппи, США), остановился на новых идеях журнального бизнеса. Он продемонстрировал два юмористических рекламных ролика с конгресса о судьбе бумажных книги в современном обществе.
В конце третьего рабочего дня медиаконференции состоялся круглый стол по теме: «Проблемы розничных продаж прессы: есть ли пути преодоления кризиса», который провели К.П.Недосекин, генеральный директор ООО «Пресс-Логистик» и И.С.Глухов, генеральный директор ООО «Агентство печати «Экспресс», г.Хабаровск. В ходе круглого стола состоялась широкая дискуссия по вопросам распространения печатной продукции в розницу и по подписке, ценообразования на разные тематические группы прессы, маркетингового продвижения в различных форматах, субсидирования отрасли печатных СМИ. Состоявшаяся дискуссия носила плодотворный характер и доказала, что участники рынка готовы к активному сотрудничеству, поиску взаимовыгодных решений и совершенствованию сложившейся системы распространения.
Дмитриq Мартынов, Ассоциация распространителей печатной продукции
Ольга Евтеева, Логос-Финанс"
Георгий Прохоров, Пресс-Логистик"
Татьяна Цыбина, КОНСАЛТ-ЦЕНТР
Александр Оськин, Ассоциация распространителей печатной продукции
Пресс-служба АРПП