Чтобы опровергнуть такую позицию, следствием которой стали произошедшие на наших глазах ликвидации и закрытия многих киосков, где горожане привыкли приобретать свежие газеты, АРПП заказала независимое статистическое исследование Всероссийскому центру изучения общественного мнения. Оказывается, киосков действительно не хватает, при этом особенно востребована людьми в них именно пресса.
Отдельный вопрос: что нужно сделать, чтобы и литературные издания, а не только развлекательные и информационно-деловые, на таких точках реализации имели своё достойное место? По убеждению распространителей, они были бы рады выполнить такой культурно-общественный заказ, если бы им позволили вволю торговать на тех же точках, скажем, пирожками и сигаретами. Тогда, дескать, у них был бы доход, который позволял бы торговать также и нерентабельными газетами. Но можно ли этому верить? Ведь «Литературная Россия» не раз писала о том, как и раньше (до нынешнего критичного нажима московских чиновников) продавцы не очень-то старались помочь литературным газетам и журналам встретиться со своими читателями...
Андрей АВДОНИН, генеральный директор издательского дома «Мир новостей»:
– Все мы знаем, что в последнее время правительство Москвы проводит политику по «упорядочению», как они говорят, количества объектов розничной торговли (то есть киосков) в Москве. Наверное, многое было неправильно оформлено, особенно в пищевой продукции. Но рынок печатной продукции как раз был давно сформирован и больших проблем с точки зрения законодательства там не было. Тем не менее киоски прессы тоже попадали под снос, под оптимизацию. Мы видим, что их количество резко сократилось, купить газеты стало гораздо сложнее. При том, что количество продаваемых на точке газет увеличивается (хотя нам говорят, что они, мол, всё хуже и хуже продаются), но это не покрывает того, что происходит, когда количество точек так массово уменьшается. Нам говорили, что это якобы идёт оптимизация на основе каких-то замеров и изучений статистических. И вот АРПП заказала независимый анализ у ВЦИОМа рынка мелкорозничной торговли. Этот анализ называется «Удовлетворённость москвичей объектами мелкорозничной торговли в августе-сентябре 2014 года». И эти свежие цифры не совсем похожи на те, которые нам часто предъявляют представители московских властей...
Алексей ФЕДОТОВ, генеральный директор ХК «Сегодня-Пресс», руководитель рабочей группы АРПП по взаимодействию с московскими властями:
– Ситуация приближается к критической, начиная с 2010 года. У нашей компании, например, был совместный проект с Мосгортрансом – киоски, совмещённые с остановочными модулями, и всё бремя затрат по содержанию и внешнему виду мы несли на себе. Городу почему-то это не понравилось, город снёс эти остановочные торговые модули. В течение последнего года стали появляться какие-то модули Мосгортранса свои, и понятно, что эти все истории могут быть частично и следствием передела рынка...
Мы всё-таки живём в стране с рыночной экономикой, с рыночными принципами. Но вот я получаю письмо от Департамента торговли и услуг г. Москвы: «В настоящее время Департаментом торговли и услуг г. Москвы совместно с Департаментом СМИ и рекламы г. Москвы, префектурами административных округов г. Москвы проводится анализ схемы размещения нестационарных торговых объектов с учётом развития транспортной инфраструктуры и иных градостроительных факторов, в рамках проведения которого будет рассмотрен вопрос о целесообразности сохранения указанного адреса для размещения нестационарного торгового объекта...». Простите, это зачем?! Почему чиновники определяют необходимость размещения этого объекта, если этот объект работает с 1995 года. Если этот киоск стоит так долго и работает, как могут чиновники префектуры и как бы профильных департаментов определить целесообразность его нахождения? Если никакой реконструкции, никаких переносов происходить не будет, почему не рынок, а чиновники определяют необходимость и целесообразность размещения этих объектов?!
Когда нам показывали проект размещения киосков, мы ужаснулись. Простите, там они стоят в парках! Вы пойдёте в глубину парка Сокольники за ежедневной газетой?! Естественно – нет. Кому мешают киоски, совмещённые с остановками? Почему их нужно было распиливать, убирать в двадцатиметровую зону?
Вот что самое противное и тошное. Когда наша ассоциация проводила конференцию в Крыму, где надо было поделиться опытом, как улучшить ситуацию с распространением прессы, это было чудовищно, потому что нам предложить украинским коллегам нечего! Мы понимаем, что система, которая была на Украине, она была лучше!
И это при том, что объекты прессы, печати являются стратегическими объектами в информационной войне, которая сейчас ведётся против нашей страны. Об этом уже все откровенно говорят. В отличие от потоков грязи из различных информационных агентств в Интернете по дискредитации нашей страны, печатные СМИ сертифицированы, лицензированы, находятся на рынке давно и доносят справедливую информацию о решениях правительства нашей страны.
Александр ОСЬКИН, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП):
– Нам долгие месяцы и годы объясняли, что москвичам не нужны объекты розницы вообще. Я напомню, что где-то ещё лет пять назад в Москве было 30 000 объектов мелкой розницы всякого рода – от цветов до хлебобулочных киосков, осталось на сегодняшний день 7 тыс., в том числе 4 тыс. объектов прессы. Всё умялось, а пресса осталась. Но слишком силён натиск Департамента торговли и Департамента транспорта, которые решили, что объекты прессы создают пробки, что они мешают горожанам, что вообще вся мелкая розница не нужна, а все пусть ходят в супермаркеты. Этот тренд подтверждался, якобы, опросом москвичей, голосованием на сайте Правительства Москвы и проч. И вот ВЦИОМ, как независимая исследовательская структура, провела опрос, который сухо с цифрами и фактами доказывает, что ничего подобного – всем нужны объекты прессы, мороженого и цветов... И первый вывод, который мы из этого доклада должны сделать – это разрушение мифов, навязанных нашему городу нечистоплотными, недобросовестными чиновниками, которые выдают желаемое за действительное. Департамент транспорта говорит, что нужно убрать с остановок и транспортных узлов все объекты прессы. Почему? Люди якобы останавливаются, покупают газеты и создают тем самым пробки. Абсурд! Наоборот, когда люди стали ездить в супермаркеты за всем подряд, движение увеличилось и пробки усилились.
Наш корреспондент не мог не спросить руководство АРПП про литературную прессу:
– Но ведь и до 2010 года, когда начались нападки на розничную торговлю, с наличием литературной прессы в киосках было всё отнюдь не благополучно, о чём наша газета не раз писала. Что нужно сделать, по-вашему, чтобы именно литературные издания были более достойно и убедительно представлены в киосках прессы, чтобы они были видны и привлекали внимание читателей, а не где-то из-под полы извлекались по большой просьбе? Можно ли дать шанс на это литературной прессе хотя бы в Год литературы?
Ответил Александр Оськин:
– Прежде всего надо учитывать то, что киоск прессы – это безусловно объект коммерческий: он платит за свет, за транспорт, зарплату и проч. И как коммерческий объект он должен приносить плюс, тем, кто его содержит. Средняя зарплата киоскёра в Москве колеблется от 15 до 20 тыс. руб. Так вот – за такие деньги даже узбеки уже не идут работать. Вопрос: как нам сделать это рентабельным? Согласен, что надо поддерживать литературу, литературную прессу – «Литературную газету», «Литературную Россию», другие издания. Правильно! Но киоскам необходимо и чем-то, что называется, поддерживать штаны. 30 процентов киосков в Москве заколочены – они не работают. Для того чтобы они работали, необходимо, чтобы правительство Москвы сняло глупое ограничение по ассортименту. Статистика ВЦИОМа доказала, что люди хотят покупать горячие напитки, хотят купить булочку и кофе по дороге на работу. Булочка и кофе даёт маржу порядка 40 процентов. «Литературная Россия» даёт при продаже 1 руб. Представляете, разница какая? И поэтому, если бы нам сняли ограничение (а Департамент торговли твёрдо стоит на нём, ни шагу назад) и разрешили объектам прессы торговать сопутствующими товарами, то в этом случае можно создать более благоприятные условия для продажи прессы, и не только литературной – все прочие образовательные, просветительские и политические вещи – всё то, что надо продвигать народу. Нормальный киоск должен содержать тысячу наименований газет и книг. А на чём зарабатывать?
Я скажу страшную вещь. Вы знаете, нам не нужны деньги от государства! Мы сами дадим деньги государству. Сейчас наши консалтинговые компании сообщают: если снять ограничения на ассортимент и восстановить объекты прессы в стране, наша отрасль даст бюджету 3,5 миллиарда рублей. Дайте свободу – мы вам деньги дадим!
Источник: Литературная Россия
Похожие новости: Киоски печали