На прошедшей 14 октября с. г. в Москве ежегодной конференции Ассоциации Рекламной Федерации Регионов по теме «Региональный рекламный рынок — кризис определенности. Эволюционные возможности в эпоху революционных преобразований. Как пройти естественный отбор?» были подняты вопросы общего состояния рекламного рынка России и влияния на него государственных инициатив в области законодательства.
Сегодня на состояние рекламного рынка в России действуют не только внешние, но и внутренние факторы, в том числе — исходящие со стороны государства. Причем далеко не всегда инициативы чиновников носят запретительный характер. В этом плане 2014 год стал для рынка рекламы России показательным.
Рассматривая влияние на рекламный рынок недавних законодательных инициатив, Илья Джумаев выделил лишь один введенный государством запрет — исключение трансляции рекламы на платных каналах. По словам Джумаева, 2014-ый стал годом воздействия государства на рекламный рынок не запретами, а наоборот — разрешениями и послаблениями некоторых предыдущих законов.
С 1 января текущего года в силу вступили поправки к федеральному закону «О рекламе», в соответствии с которыми была запрещена реклама медицинских услуг. Медицинским учреждениям можно размещать только имиджевую рекламу. «Получатся, — говорит Илья Джумаев, — что, например, существовать клиника может, однако напрямую говорить, чем она занимается, нет».
Денежные поступления (в том числе рекламные бюджеты) от оказания медицинских услуг вносят незначительный вклад в федеральный бюджет, однако имеют высокую долю в бюджетах региональных. Так, согласно представленным Джумаевым данным за январь-август 2013 г., 97% рекламных бюджетов медучреждений приходилось именно на региональное размещение; показатель за аналогичный период 2014 г. практически не изменился — 96%.
«В январе-августе 2014-го года динамика бюджета немного качнулась в сторону федеральной рекламы, однако это не потому, что ее стало больше, а потому, что база для сравнения была сравнительно небольшой, — заявил Илья Джумаев. — Дело в том, что в то время, когда была запрещена товарная реклама, некоторые клиники сосредоточились именно на имиджевой “истории” и федеральном размещении».
Сейчас на рынке рекламы чувствуется острая необходимость в «новой крови» — свежих рекламных публикаций, подталкиваемых новыми поправками в законе «О рекламе», поскольку отрицательный показатель в динамике бюджетов товарной категории «медицинские услуги» составляет значительные 23,2% (при сравнении показателя за январь-июнь 2013-го и 2014-го годов).
Еще одним пунктом поправок к федеральному закону «О рекламе» стало разрешение до 31 декабря 2018 года рекламы пива в период проведения официальных спортивных мероприятий, однако до сих пор рекламодателям не поступало никаких разъяснений или уточнений по данному вопросу. «На самом деле, — говорит Илья Джумаев, — для регионального рынка пивная индустрия не очень интересна: в 2012 году на региональный рекламный рынок приходилось всего 6% “пивного” бюджета, при том, что рынок вел себя достаточно активно. Сейчас же многие из этих игроков и вовсе перестали существовать, влившись в крупнейшие транснациональные пивные компании». Эксперт предполагает, что разрешение рекламы пива заметно спрос на данный продукт не увеличит, поскольку количество основной составляющей индустрии — пивных заводов, неуклонно сокращается.
Отдельно остановился Илья Джумаев на принятых 4 июля этого года поправках к закону «О рекламе», запрещающих рекламу на платных телеканалах. По его словам при подготовке данного проекта «было сломано много копий» — ряд экспертов полагал, что малый бизнес в сфере ТВ не выдержит нововведения. Тем не менее поправки к закону были приняты, и сегодня решение возможных проблем телекомпаний лежит в плоскости грамотного бизнес-планирования и оптимизации расходов. Ильи Джумаев прогнозирует: не исключено, что лишившиеся данного канала продвижения рекламодатели обратят свой взор на сегмент сетевой рекламы, в первую очередь — интернет-видео.
Последнее изменение в законодательстве, которое по мнению эксперта может оказать определенное влияние на развитие рынка рекламы — это отмена 35-процентного порога для продавцов телерекламы. «Тут, конечно, можно подискутировать про монополизм, хотя это слово все-таки имеет несколько оценочный характер. Однако в любом случае, рекламодатель всегда сможет решить, пойти ли ему на ТВ или наружную рекламу, прессу или Интернет», — заключил Илья Джумаев.
Подводя итоги, эксперт еще раз подчеркнул: 2014 год стал первым годом, когда были отменены запреты, однако разрешение рекламы пива и отмена порога в 35% на платных каналах напрямую не повлияют на динамику рынка.
Екатерина Савицкая
Источник: PlanetaSMI.RU
Оригинальное название: Что принесут рынку поправки в ФЗ «О рекламе»? — Илья Джумаев, VI-Trend
Похожие новости: Интернет-реклама демонстрирует впечатляющий рост