Эксперты забили тревогу и в отношении газеты FAZ, опасаясь, что издательская политика экономии приведет к снижению уровня качественной прессы. Акулы медиа-бизнеса увеличивают активность в интернете, а берлинский концерн Axel Springer и вовсе решил перестроиться в онлайн-империю.
Один из крупнейших немецких медиа-концернов Bertelsmann 1 ноября станет единоличным владельцем знаменитого журнального издательства Gruner + Jahr (G+J), докупив к уже имеющимся оставшиеся 25,1 процента его акций. Гамбургский холдинг Jahr издает такие медийные бренды как "Stern", "Brigitte" и "Geo", а также владеет 25 процентами акций журнала "Spiegel". О сумме сделки обе стороны умалчивают.
Вопрос о полной передаче переживающего кризисные времена гамбургского издательства в руки медиа-гиганта из Гютерсло (Северный Рейн-Вестфалия) стоял на повестке дня уже два года. Пока шли переговоры о цене вопроса, было сформировано новое правление гамбургского холдинга, чтобы в соответствии с планами Гютерсло преобразовать его из классического журнального издательства в цифровое. В итоге в 2013 году удалось получить 81 миллионов евро прибыли. Однако быстрый успех оказался нестабильным, и оборот вскоре снова сократился. В августе новое руководство G+J в связи с "неутешительными тенденциями развития рынка печатных медиа" заявило о намерении в ближайшие три года сократить 400 рабочих мест в Германии, чтобы сэкономить 75 миллионов евро.
Председатель правления Bertelsmann Томас Рабе (Thomas Rabe) назвал приобретение G+J "стратегическим рубежом" для медиа-концерна и заявил, что после смены владельца G+J еще быстрее перейдет на цифровые рельсы и сможет адекватно реагировать на запросы рынка. Аналитики даже высказывают мнение, что издательство только выиграет от ухода собственника, который был больше озабочен капитализацией, нежели стратегическим развитием.
Мюнхенский медиа-концерн Hubert Burda Media (журналы "Focus", " Bunte", "Playboy") не намерен ретироваться под напором онлайн-монополий и ставить крест на печатном слове. Глава компании и президент Ассоциации немецких журнальных издателей (VDZ) Хуберт Бурда (Hurbert Burda) в сентябрьском интервью газете "Handelsblatt" упрекнул коллег-издателей в искаженном взгляде на интернет: "Поначалу они не восприняли онлайн-возможности всерьез, а сейчас, наоборот, действуют лихорадочно, потому что не верят больше в традиционный медиа-бизнес. Вместо того, чтобы зацикливаться на Google, лучше подумать, как лучше продать бумажные издания!" – настоятельно советует Бурда.
Новостная журналистика, по мнению президента VDZ, сегодня в принципе не в состоянии окупить себя, в том числе и в интернете, потому что имеет дело с "крайне скоропортящимся товаром". Спасительная формула, считает Хуберт Бурда, – это сочетание подписки, рекламы и платных приложений для гаджетов.
А наиболее благоприятное будущее он рисует для изданий, занимающихся тематикой Lifestyle: "Гедонизм – это нечто большее, чем временный феномен. Благодаря глобализации для миллионов людей внезапно открылись перспективы". Собственно, из этого извлекло дивиденды и немецкое издание легендарного журнала "Harper’s Bazaar", который с прошлого года выпускается концерном Hubert Burda Media, вызвав небывалый в истории медиа-бизнеса Германии интерес рекламодателей. А на рекламе в модном журнале "Instyle" издательский дом зарабатывает около 50 миллионов евро – на порядок больше, чем приносит онлайн-сегмент.
Впрочем, эта тенденция подтверждает общее положение дел в стране: оборот торговли одними только журналами в Германии составляет 3,5 миллиарда евро, а рекламный контент в сети до сих пор в лучшем случае приносил миллионную сумму с двумя нулями. "С помощью тех небольших денег за рекламу в интернете, которые сегодня позволяет заработать Google, издательства никогда не смогли бы окупить свои расходы", – объясняет ситуацию президент VDZ.
Но вместе с тем руководство Hubert Burda Media делает серьезную ставку на сегменты, весьма удаленные от издательского бизнеса. Так, еще пять лет назад компания стала главным акционером гамбургской бизнес-ориентированной социальной сети Xing, а два года назад выкупила ее полностью. Кроме этого, капиталы журналистского концерна вложены в виртуальную службу знакомств, производство корма для животных и турбизнес. "Вместе с технологическими инновациями будет увеличиваться количество путей, по которым могут развиваться издательские дома", – дал прогноз в интервью газете "Zeit" председатель правления Hubert Burda Media Пауль-Бернхард Каллен (Paul-Bernhard Kallen).
Не без усилий держится на плаву финансовая лодка издательства FAZ, самое известное и главное детище которого – это либерально-консервативная межрегиональная газета "Frankfurter Allgemeine Zeitung". В последние годы издательству пришлось продать газету "Märkische Allgemeine Zeitung", книжное издательство DVA и журнал "Bild der Wissenschaft". Но пока по-прежнему выходит газета "Frankfurter Neue Presse" и на полную загрузку работает типография Societäts. Кроме того, под крыло FAZ перешла газета "Frankfurter Rundschau" (FR): издательство купило 35 процентов акций издания.
Хотя издательству FAZ удалось несколько улучшить свое финансовое положение, одноименная газета продолжает нести крупные убытки. В 2013 году дефицит бюджета только печатной версии газеты составил 10 миллионов евро, а тираж сократился больше чем на 300 тысяч экземпляров. Правда, благодаря своему фонду FAZ располагает миллионными финансовыми резервами, исчисляемыми суммой с тремя нулями. Однако это не отменяет тот факт, что газета должна приносить прибыль. Поэтому в январе нынешнего года издательство решило кардинально сменить курс и наняло нового председателя правления, экс-менеджера Gruner+Jahr Томаса Линднера (Thomas Lindner) который решил, что вывести газету из кризиса поможет, прежде всего, сокращение рабочих мест с 900 до 700 в течение двух-трех ближайших лет. Таким способом планируется сэкономить 20 миллионов евро.
Общественность забила тревогу, опасаясь, что такая рачительная политика может привести к снижению уровня качественной прессы. "Кто экономит на флагманском судне, тот берет курс на кораблекрушение", – прокомментировал ситуацию глава гессенского отделения DJV Ганс Ульрих Хойзер (Hans Ulrich Heuser). А историк Арнульф Баринг (Arnulf Baring) после этого известия предложил создать фонд, чтобы сохранить "независимый, неподкупный голос" немецкой публицистики.
Для крупнейшего европейского медиа-концерна Axel Springer (газеты "Die Welt", "Bild") 2013 год стал, по словам его главы Матиаса Дёпфнера (Matthias Döpfner), "годом перемен, перелома и прорыва". Сделав ставку на цифровой сегмент бизнеса, берлинский концерн за 920 миллионов евро продал медиа-группе Funke целый ряд изданий, среди которых журнал "Hörzu", а также газеты "Berliner Morgenpost" и "Hamburger Abendblatt". Общий торговый оборот проданных изданий составлял 2,8 миллиарда евро. Дёпфнер подчеркнул, что это решение далось нелегко, при этом назвав сделку "важным шагом на пути к тому, чтобы стать ведущей цифровой медиа-империей". Онлайн-медиа становятся все более прибыльными для концерна: их доля в общем обороте в прошлом году составила 47,9 процентов, а в этом году – уже больше 50 процентов.
90-миллионные вложения в онлайн-бизнес и реструктуризацию, а также падения тиражей печатных изданий стали причиной того, что доходы компании по итогам прошлого года упали на 9% (454 миллиона евро). Однако акции концерна после коренных изменений выросли, а показатели прибыли берлинского гиганта в этом году снова пошли вверх. Еще один дивиденд от сделки – договор между Axel Springer и Funke об основании совместной компании для сбыта и маркетинга печатных и цифровых изданий, где ведущую роль получил концерн Axel Springer.
А медиа-группа Funke (бывшая WAZ), купив несколько изданий концерна Axel Springer, надеется построить "ведущий национальный издательский дом", как выразился председатель ее правления Томас Циглер (Thomas Ziegler). Компания расширяет свое представительство в регионах и теперь наряду с Рурской областью, Тюрингтей и Брауншвейгом будет издавать региональные СМИ в Гамбурге и Берлине. Funke взяла курс на то, чтобы сконцентрироваться на печатных изданиях в связке с цифровыми медиа. "Печатные и интернет-издания, региональные газеты и журналы должны обеспечивать журналистское качество и экономическую выгоду", – уверен Циглер.
Арина Попова
источник: germania-online.ru
Оригинальное название: НЕМЕЦКИЕ МЕДИА-КОНЦЕРНЫ: ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ
Похожие новости: Немецкие издатели склонились перед Google