Касаясь темы региональных СМИ, премьер высказался за их поддержку, но одновременно заметил, что не надо помогать СМИ, которые обслуживают местных «князьков».
А сказано было конкретно следующее: «Действительно нужно на счет поддержки региональной прессы подумать. Единственное, просто, на что хотел обратить внимание, — она не вся одинаковая, региональная пресса… Я даже сейчас не про развлекательную. Просто есть пресса, давайте признаемся, которая очень часто обслуживает интересы одного лица, местного какого-нибудь князька. Вот если честно, мне на такую прессу жалко денег».
У меня такое впечатление, что Дмитрий Анатольевич живёт в другой стране или пользуется недостоверной информацией. Наверное, он не знает, что «князьков» в регионах РФ много, и имя им легион. Кроме того, надо понимать, что СМИ, которые «облизывают» власть предержащих, тоже много, если не подавляющее большинство. И в этой ситуации выделить издания, которые независимы и свободны, и отделить их от тех, которые «облизывают», очень трудно. И кто это сделает? Те же «князьки» в регионах или Москва методом ручного управления? Замечу, что в регионах уже есть свои вертикали власти, которые имеют соответствующие бюджеты для поддержки СМИ (примерно 50 – 100 млн. рублей в год). И хорошо бы нашему премьеру поинтересоваться, как и кому оказывается помощь из этих бюджетов.
Понятие «независимое СМИ» достаточно сложно. Независимое от кого? От каких «князьков»? По каким критериям определять эти СМИ, следуя из позиции Д.А.?
Прав премьер в главном – положение региональных СМИ катастрофическое, и связано это прежде всего с тем, что наше правительство ликвидировало субсидии на подписку на газеты и журналы в этом году. В стране сокращается система распространения газет, журналов и книг. Очень скоро до читателей не смогут добраться ни правительственные, ни «князьковые», ни свободные СМИ – каналов продвижения прессы просто не останется.
Продажа прессы – это малый бизнес, в наших условиях он всё больше делается убыточным. Предприятия-распространители банкротятся, киоски прессы закрываются. Число книжных магазинов упало до полутора тысяч и стало меньше, чем было в царской России. Экономическая удавка все больше сказывается на работе издателей и распространителей прессы.
Нанесён серьёзный удар по издателям, когда было принято популистское решение – запретить рекламу в СМИ табака, алкоголя и БАДов. В результате доходы издателей упали на 30 процентов. И заметьте, сократились налоговые поступления в казну.
Последний разрушительный закон об ограничении иностранного капитала в СМИ является абсолютно вредным, и поясню почему. Уже двадцать лет мы упорно призываем западные компании к инвестициям в России. В медиасфере они и состоялись. Сегодня в стране 60 процентов оборота рынка печатных СМИ – это издания с иностранным капиталом. Если представить на секунду, что все они закроются в 2016 году, то система распространения прессы рухнет. Добавлю к этому, что основная масса газет и журналов, выпускаемых с участием иностранного капитала, - это культурные, образовательные, развлекательные и тому подобные издания. Общественно-политических из них можно пересчитать по пальцам. Зачем же уничтожать всё это медиапространство?
Вот и получается, что подписка решением правительства у нас уничтожается, розница не выдержит ухода доходных изданий и тоже рухнет. Отдаёт ли себе отчёт об этой ситуации кабинет министров? Думаю, что нет. На мой взгляд, давно пора отойти от запретительного управления экономикой на поощрительное и стимулирующее. В этом случае, полагаю, нынешних проблем с экономикой было бы значительно меньше. Но чтобы это понимать, нужно жить в этой стране, а не в самоизоляции.
Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/117592.html)