«Отрасль печати испытывает удар за ударом из-за введения ограничений» — Александр Оськин (АРПП) в эфире «Сити-FM»

30 октября с.г. ведущий программы «Час предпринимателя» на радио «Сити-FM» Дмитрий Потапенко пригласил в гости председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александра Оськина. PlanetaSMI.RU подготовила расшифровку эфира.

Дмитрий Потапенко: Издатели просят вернуть право рекламировать алкоголь, табак и БАДы. Эти меры помогут ныне убыточным печатным СМИ заработать, а государству пополнить бюджет. Отраслевые лоббисты ожидают, что такой шаг приведет к росту рынка печатных СМИ, у издателей появится возможность вкладываться в новые печатные проекты и тратить больше средств на продвижение уже существующих СМИ.

Запреты на рекламу пива, спиртного, табака и БАДов в свое время больно ударили по экономике изданий. Потерю от этих рекламодателей издатели не могут восполнить до сих пор. Если от табу на рекламу алкоголя особенно пострадали глянцевые издания, то ограничение на рекламу БАДов сказалось на региональной прессе.

У нас в эфире председатель Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин. Александр Владимирович, приветствую!

Александр Оськин: Здравствуйте коллега, рад вас слышать.

Дмитрий Потапенко: Скажите, я помню, что и палатки (киоски специализации «печать») очень много потеряли от урезания ассортимента. Я не представляю, как вы сейчас выживаете. Каковы шансы на то, что на этот раз вас услышат?

Александр Оськин: Шанс есть. Мы обратились и в Минэкономразвития, и в Госдуму, то есть во все инстанции, где, как мы надеемся, нас могут понять. Почему у нас есть надежда быть услышанными? Потому что с учетом санкций и ухудшения экономической обстановки в стране, нужно искать внутренние резервы и снимать ограничения, которые раньше вводились для бизнеса как в целом, так и медиабизнеса в частности. И если снять все ограничения с издателей и распространителей, то выиграют не только они, но и полиграфисты, и бумажники, и вообще вся отрасль. Мы подсчитали, что в таком случае бюджет будет (дополнительно) получать ежегодно три миллиарда в виде налогов. Плюс — рабочие места. Плюс — успешный бизнес в стране. Поэтому ранее принятые ограничения я считаю безумными. Если их снять, тогда бизнес вздохнет спокойно. На это мы и надеемся.

Дмитрий Потапенко: Вы же знаете, что у нас как всегда: мол, проклятые барыги, рекламируете алкоголь, травите детей, а те, начитавшись таких газет, тут же ломанутся курить и пить…

Александр Оськин: Это глупая и примитивная точка зрения.

Дмитрий Потапенко: Но она имеет место быть.

Александр Оськин: Да, конечно. Но мы рассчитываем на разумных людей, которые понимают, что реклама элитного алкоголя или табака в глянцевых журналах не достигает подростков, она рассчитана на другую аудиторию. Подобная реклама в толстых мужских журналах, изданиях о стиле жизни, в женском глянце разумна. Возгласы «Давайте прекратим продажу табака в киосках прессы, снимем рекламу табака из печати, и будет нам великое счастье» носят просто популистский характер. Да ничего подобного! И без рекламы курят всякую гадость — заменители и наркотики.

Дмитрий Потапенко: Все ушло в спайсы сейчас…

Александр Оськин: Вот против так называемых «спайсов» сегодняшняя инициатива президента совершенно правильна. Но почему молодежь качнулась в их сторону? Уж лучше пусть бы курили качественные сигареты. Бороться надо не запретами, а посвящением и воспитанием.

Дмитрий Потапенко: Я бы сказал, что бороться надо развитием экономики, потому что эта гадость — это, по сути дела, уход от реальной жизни.

Александр Оськин: Это понятно. Но я хочу подчеркнуть главную мысль: отрасль печати в России испытывает удар за ударом из-за введения различных ограничений. А надо, чтобы наша власть занималась не ограничениями, а стимулированием. Это касается всей экономики, а не только медиабизнеса.

Вот, например, недавно было введено очередное ограничение — закон о запрете иностранного капитала в СМИ. А ведь более 60% всей печатной продукции в России — это издания с иностранным капиталом. Мы долгие годы звали на российский рынок инвесторов, и что же теперь получается? Теперь мы говорим — «нет, нам это не нужно»! А если эти 60% изданий с иностранным капиталом сейчас уйдут с рынка, он просто рухнет! Потому что эти издания формируют базу рентабельности, позволяют киоскам прессы работать, позволяют выплачивать зарплаты киоскерам. А будет?! Рухнет сложившаяся система экономики, и мы не сможем донести до населения даже патриотически настроенные издания. Поэтому мы и считаем, что в закон «об иностранном капитале» надо вносить поправки: если издание политическое — пусть будут ограничения, но издания просветительские, посвященные стилю жизни, развлекательные и женские журналы, журналы о моде, о кулинарии и тому подобные не должны ограничиваться. Вот National Geographic — журнал с иностранным капиталом. Чем он плох для России? Зачем его надо выгонять?

Дмитрий Потапенко: А я приведу вам другой пример. Есть такой журнал «Флирт», его еще под стекла(автомобилей) засовывают. Он с «девочками», и бесплатный. Никогда им не интересовался, но тут что-то «дернуло». Вы будите смеяться, но первые четыре страницы журнала «Флирт» посвящены событиям на Украине. Очень патриотичные статьи. Я теперь, когда вижу этот журнал, беру его и знакомлюсь с первыми четырьмя страницами. Насколько там все-таки продвинутая редактура! Правда, вот все остальное — ужасная верстка и бумага.

Александр Оськин: Я согласен. И, по-моему, девочки там тоже не качественные (смеется).

Дмитрий Потапенко: Не проверял (смеется). Но патриотические четыре страницы — это что-то! Ознакомьтесь — будите поражены. Спасибо вам. У нас в гостях был председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.

***

Звонок слушателя

Ведущий (Дмитрий Потапенко): Добрый вечер, Дмитрий, вы в эфире. Какова ваша позиция по вопросу того, что издатели желают вернуть себе право рекламировать алкоголь и табак, чтобы как-то выживать?

Слушатель (Дмитрий): Добрый вечер. Я, конечно же, мог бы поддержать риторику (программы), но не буду. Почему? Потому что на моем интернет-ресурсе тоже есть реклама, но она целевая.

Когда издатель говорит, что у него просветительское издание, я представляю себе картину: в издании рассказывается о строении полей Галуа, и тут вдруг реклама сигарет. (Это) какая-то странноватая логика...

Мне кажется, что низкое качество глянца, которое у нас присутствует, и низкокачественная реклама в нем не отвечают целевой аудитории. То есть рекламодатель в данном случае руководствуется принципом: лишь бы что запихнуть. Нет никакого позиционирования рекламы, нет грамотной подачи: чтобы статья и реклама были посвящены одной теме.

У меня раньше на сайте было много баннеров, тизеров и прочего. Сейчас их чуть-чуть, но они эффективны. И партнеры говорят: «пусть лучше у нас будет три штуки, но зато нам так выгодней». На мой взгляд, люди не хотят работать. Гораздо проще забить все сигаретами и алкоголем — за это всегда платят. Я подчеркиваю: это (запреты рекламы алкоголя и табака в печати) огромный плюс нашему антитабачному и анти алкогольному лобби. Подобная реклама скатывается и уходит либо в русло элитной, либо подпольной, с которой опять же борются.

Я считаю, что это (запрет) правильно, и ни в коем случае нельзя издателям подсаживаться на халяву. Это деньги низкопробные. Разреши сейчас рекламировать алкоголь на билбордах, и вся Москва будет заклеена рекламой водки, а цены на «наружку» подскочат в два раза и более.

И не надо протаскивать подобную рекламу идеалами, что, мол, глянец несет какие-то там ценности и тут вот чуть-чуть алкоголя. Это же лукавство! У нас сколько людей гибнет (от употребления алкоголя)? Об это все знают. Это кощунственно! Работайте качественно. Нам сейчас тяжело, и деньги брать, по сути, не откуда. (Поэтому) нужно фокусироваться на качестве услуг.

Если ты — издатель, например, рыболовного журнала, пиши такие статьи, чтобы тебе производители удочек заплатили не тысячу рублей, а десять тысяч, но при этом знали, что эти деньги вернутся им сторицей.

Подготовила Ольга Куликова

Источник: PlanetаSMI.RU