Кто и почему атакует профессиональные медиаорганизации на госаукционах?

Еще летом этого года профессиональные СМИ, посвященные теме медиа, подняли шум. 

На рынке госзакупок, по причине несовершенства законодательной базы, все чаще стали появляться не отраслевые компании, принимающие участие в аукционах на проведение профессиональных мероприятий. 

Некоторые из них даже выигрывали торги за счет бесконтрольного снижения их стоимости, однако срывали выполнение условий контракты из-за собственной несостоятельности…

Казалось бы, после волны возмущений законодатели должны были обратить внимание на проблему, и, сделав соответствующие выводы, принять меры. Однако ж нет — не прошло и полу года, как случился новый скандал: в конце октября объявленный Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК) аукцион на право проведения профессиональной медиаконференции, выиграло, хотя и крупное, но на профессиональном издательском рынке неизвестное «Первое концертное агентство».

С точки зрения буквы закона здесь все гладко. Нынешняя законодательная система в России в части организации аукционов на выполнение государственных контрактов оперяется на Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно ст. 8 данного закона, участие в контрактной госсистеме может принять, а значит стать официальным подрядчиком, «любое заинтересованное лицо…». Ни слова о том, что это «заинтересованное лицо» должно обладать профессиональными навыками и опытом в той сфере, в которой оно собирается оказывать государству услуги, в законе нет.

Более того, согласно нормативам того же закона, «конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг». На деле же это положение оборачивается максимальным снижением цены торгов, которые в итоге выигрывает тот участник (зачастую — неизвестный ни самим организаторам аукциона, ни рынку), который гарантирует его исполнение за минимальную цену.

Конечно, в иной ситуации низкая стоимость выполнения контрактных условий может говорить о высоком профессионализме подрядчика и о наличии у него широких возможностей, что и позволяет ему держать низкие цены при высоком уровне сервиса. Однако применительно к издательскому рынку данный тезис не имеет ничего общего с реальностью. Имея законную возможность участвовать в системе государственных закупок, огромное количество непрофессиональных подрядчиков «не с рынка», подгоняемые сложным экономическим положением как в своих сегментах, так и в экономике страны в целом, хватаются за любую возможность подзаработать. В том числе — принимая участие в аукционах и конкурсах на проведение различных мероприятий по госконтракту.

Именно такая ситуация произошла, например, летом с.г., когда некая организация «АСТЛ Инвест» сначала выиграла аукцион на проведение конференции по сложной узкоспециализированной теме «Оптимальные модели продаж печатной продукции в России и за рубежом: форматы, условия, маркетинговые инструменты», и даже объявила о ее проведении (не пропускающая ни одного отраслевого мероприятия PlanetaSMI.RU успела получить аккредитацию и на этот раз, но на этом все и закончилось). Однако поняв, что рассказать действующим акулам издательско-распространительского рынка людям «со стороны» нечего, «АСТЛ Инвест»… прислала в ФАПМК извинительное письмо и отказалась от проведения конференции (копия документа имеется в распоряжении PlanetaSMI.RU).Ниже — небольшая выдержка из этого документа, подписанного генеральным директором «АСТЛ Инвест» А.П. Самороковым:

«Сперва наш коллектив пытался самостоятельно организовать мероприятия без привлечения признанных специалистов отрасли. <…> Мы не хотим Вас подводить! Мероприятие должно быть качественным и эффективным. К сожалению, с нашим первоначальным дилетантским подходом мы лишь потеряли драгоценное время. С учетом сложности организации участия иностранных участников просим рассмотреть возможность перенести проведение мероприятия <…> Мы понимаем, что изменение сроков проведения налагает на нас штрафные санкции, что справедливо. Если Вы полагаете выполнение дальнейших работ нами неприемлемым, мы чтобы не вызывать проблем с реализацией государственной политики готовы на расторжение государственного контракта <…> по обоюдному согласию сторон. Надеемся это позволит не теряя дополнительного времени приступить профессионалам к подготовке мероприятия <…>».

В результате такой непродуманной политики со стороны участника аукциона — масса отрицательных последствий: мало того, что компания «АСТЛ Инвест» «подмочила» собственную репутацию и подверглась штрафу, она нанесла репутационный вред организатору аукциона, сорвала все сроки, и в итоге «скинула» решение проблемы на тех, кого еще недавно бойко «била» на торгах.

Казалось бы — после такого громкого прецедента и поднятой в этой связи в профессиональных кругах шумихи, законодатель должен был обратить на проблему внимание. Но не тут-то было: не прошло и месяца, как в торгах на проведение крупнейшего в России, традиционного (а в этом году еще и юбилейного!) форума российских издателей «Publishing Expo/Издательский бизнес — 2014», который все эти годы успешно проводила и без сомнения «собаку на нем съела» Гильдия издателей периодической печати (ГИПП), принимает участие опять же совершенно неизвестное на печатном рынке, хотя и крупное «Первое концертное агентство».

«В этом году ГИПП просто не везет… Сначала ООО “Издательский дом Деловые люди” “отбило” у нас конференцию “Российский рынок печатных СМИ: оценка текущей ситуации и перспектив развития", которую мы традиционно много лет подряд проводили каждую весну. Когда цена аукциона была снижена до 200 тыс. рублей, мы поняли, что, несмотря на весь профессионализм Гильдии издателей, провести качественное мероприятие за такие деньги на должном уровне просто не представляется возможным и ушли с торгов… Теперь вот “падение” на Publishing Expo», — рассказала PlanetaSMI.RU исполнительный директор ГИПП Елена Шитикова.

Что касается Publishing Expo, который уже многие годы является центральным отраслевым событием для всех участников рынка печатных СМИ — издателей, распространителей, полиграфических предприятий и журналистов, — то, по словам Елены Шитиковой, отстоять проводимый в 2014 году в десятый (!) раз форум удалось, однако из-за бесконтрольного снижения суммы торгов со стороны «Первого концертного агентства», несмотря на юбилей, в этом году Publishing Expo пройдет скромно. «Изначально, в честь юбилея, нами была запланирована большая профессиональная программа. Однако из-за снижения суммы аукциона почти в два раза, нам пришлось от многого отказаться: не будут вручаться премии, не будет привычной экспозиционной площадки и множества других мероприятий, как традиционных для форума, так и специально приуроченных к юбилею», — пожаловалась Елена Шитикова.

В рядах пострадавших от незнающих специфики издательского рынка участников торгов не только Гильдия издателей, но и ее коллеги из Ассоциации распространителей печатной продукции. В конце октября с.г. эта отраслевая организация принимала участие в объявленном ФАПМК госаукционе на проведение отраслевой конференции «Состояние, проблемы и перспективы развития рынка российской периодической печати». Как и в ситуации с Publishing Expo, итоговая цена аукциона была значительно «сбита» «Первым концертным агентством», основная деятельность которого, на самом деле, связана с фандрайзингом.

Как указывает в своей публикации на данную тему портал OMN.ru, «Первое концертное агентство», появляясь на аукционе на право проведения профессиональных медиаконференций, принимается «отчаянно демпинговать, уповая на свою репутацию и опыт проведения мероприятий. За последние месяцы они уже дважды обваливали цену на подобных аукционах до абсолютно неприемлемой, после чего по-английски выходили из торгов».

«Слово “демпингуешь” здесь не проходит, здесь проходит формулировка “предложение качественных услуг”. Если это качество услуг представляется на высоком уровне, то какая разница (кто выигрывает аукцион)?», — возразил генеральный директор «Первого концертного агентства» Евгений Морозов в телефонном разговоре с редакцией PlanetaSMI.RU. — «В Москве расценки завышены на все услуги в шоу-бизнесе до катастрофических размеров, что видно по всем этим торгам. Мое агентство имеет свои банкетные и конференц-залы, я не посредник и не беру ничего в аренду, поэтому, естественно, мои услуги дешевле. В чем демпинг? Ведь конкурс — на то и конкурс, а аукцион — на то и аукцион, чтобы каждый предлагал свои услугу за свои деньги. А если он их оказал не на высоком уровне, то тогда его надо либо (вносить) в реестр недобросовестных поставщиков, либо с ним не подписывать акт выполненных работ. Таких документов (в отношении «Первого концертного агентства») нет. Тогда о чем тут говорить? О том, что какие-то сотрудники ведомства, которые находятся в коррупционном сговоре, договорились с кем-то, чтобы написать какую-то статейку?» (Речь о публикации OMN.ru).

«Все котировки аукционов изначально завышены», — пояснил политику своего агентства Евгений Морозов, — «А я борец с коррупцией. Я не демпингую, иду ровно до той суммы, за которую я могу оказать квалифицированную услугу. Но в итоге выигрывают те компании, которые не могут обеспечить услугу на высоком уровне — это их проблемы».

К слову: отвечая на вопрос о предоставлении квалифицированной услуги, в первую очередь — о тех отраслевых спикерах, которые бы были приглашены на медиаконференцию в случае победы на аукционе «Первого концертного агентства», Евгений Морозов указал на некоего Артема Михайловича Тарасова. Проведенный в последствии редакцией PlanetaSMI.RU экспресс-опрос издателей и распространителей прессы показал — об отраслевом аналитике или топ-менеджере с таким ФИО ни разу не слышали ни в издательской среде, ни на рынке распространения печатных СМИ… Со своей стороны редакция PlanetaSMI.RU выражает готовность представить г-ну Тарасову, в случае его заинтересованности, возможность выступить на тему актуальных проблем российского рынка печатных СМИ и перспектив его развития. Электронный адрес редакции для связи: info@PlanetaSMI.RU.

«То, что руководитель концертного агентства говорит про коррупцию, указывает лишь на то, что он знает и понимает алгоритм действия коррупционной схемы. Спрашивается — откуда? Мы, например, давно работая на этом рынке, с таким алгоритмом дела не имели…», — размышляет Елена Шитикова, — «И потом, если человек кого-то обвиняет во взяточничестве, то у него для этого должны быть очень веские основания. Есть ли они у господина Морозова — еще большой вопрос…»

«Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям организует много разнообразных узкоспециализированных тематических мероприятий, провести которые могут только подготовленные профессиональные организации и знающие предмет эксперты», — комментирует Геннадий Кудий, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии ФАПМК. — «К сожалению, в последнее время участились случаи участия в аукционах непрофессиональных организаций, неспособных оказать услугу по госконтракту на качественном уровне и даже близко не знающих проблем современного рынка печати. В итоге целый ряд отраслевых медийных мероприятий просто срывается, как это было в случае с “АСТЛ Инвест”, которая, я надеюсь, больше не будет пытаться взять на себя неподъемную ношу. За итоговую цену таких аукционов провести профессиональную тематическую конференцию просто невозможно. Тем самым подрывается доверие не только к Федеральному агентству, но и ко всей системе госсаказа в целом».

Безусловно, главной причиной всех перечисленных выше проблем является несовершенство законодательной базы в части функционирования контрактной системы в сфере закупок. Остается надеяться, что власти все-таки обратят внимание на проблему, а профильный Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи подготовит необходимые поправки в Федеральный закон N44-ФЗ.

Александра Вознесенская

Источник: PlanetaSMI.RU

Похожие новости: «Первое концертное агентство» против медиа-отрасли России