Руководитель Минпромторга Денис Мантуров согласился оперативно рассмотреть такое предложение, если ФАС подаст его официально. Это вселяет надежду на то, что процесс исчезновения киосковой розницы, реализующей периодику, остановится, а может, и обратится вспять.
Киоски: все меньше и дороже
Вообще говоря, запрет на пиво и сигареты (а точнее, только на сигареты – алкоголь и не входил в перечень разрешенных в нашем сегменте товаров) оказался для киосков прессы далеко не первым ударом. Начать хотя бы с того, что и до обсуждаемого запрета ассортимент товаров, которые разрешено выставлять на витринах киосков с периодикой, был весьма ограниченным. И это при том, что нет в мире ни одного примера, как распространитель сумел заработать только лишь на продаже газет и журналов! А чего стоят бесконечные меры по «облагораживанию» архитектурного облика отечественных городов и весей!.. Не успеет предприниматель установить киоск, наладить торговлю – а правила установки снова изменились, или выросли цены на аренду земли под киоском, или еще какая-нибудь неожиданность приключилась.
Стоит ли удивляться, что киоски реализуют все меньшую долю периодики? По свежим данным, это уже не привычные 60% в стоимостном выражении, а 57%, и этот показатель будет снижаться. Ведь только за последние два года российский рынок потерял около 2000 киосков прессы. Это более 6% функционирующих киосков на рынке России. А за десять лет количество киосков, реализующих прессу на всей территории РФ, сократилось почти на 30%: с 42 000 в 2004 году до 30 000 на сегодняшний день. То есть фактически закрыт каждый третий киоск.
Новые налоги – новая жизнь
Экономика сегмента сегодня хуже остальных сегментов рынка, и динамика экономических показателей имеет негативный тренд. Ежегодно увеличиваются расходы киосковых сетей на аренду и коммунальные платежи. Причем происходит рост этих и других постоянных затрат распространителя на фоне сокращения продаж периодической печати на один торговый объект. В этом одна из причин того, что рентабельность киосков, реализующих печатную продукцию, снижается из года в год на протяжении последних десяти лет. На сегодняшний день она достигла уровня в 1%. Маржинальный доход одного киоска в среднем составляет 2000–3000 рублей в месяц.
В суммарных прямых затратах киосковых сетей, распространяющих печатную продукцию, постоянно растет и логистическая составляющая. Ее рост обусловлен регулярным увеличением стоимости горюче-смазочных материалов. За последние два года доля логистических расходов выросла на 3%. При этом идет снижение доли складских затрат, так как большинство операторов рынка создали собственные экспедиционные площадки, линии сортировки и IT-системы.
Тяжелым испытанием для киосковых сетей, в первую очередь региональных, стал переход на новую систему налогообложения. Недавняя отмена EHВД привела к росту налоговой нагрузки в два с половиной раза. В качестве решения этой проблемы многие сети вынужденно повышают наценку на реализуемую ими продукцию.
Неудивительно, что часть компаний уходит из этого бизнеса – кто вынужденно, а кто и вполне добровольно, чтобы избежать дальнейших потерь. А ведь киоски всегда были основой системы реализации периодики в нашей стране, именно благодаря им издательской отрасли часто удавалось преодолевать разнообразные кризисы.
От лоточников до сетей
Вспомним начало 90-х годов прошлого века. В СССР газеты и журналы в основном распространялись по подписке, через киоски расходилось только 30% тиражей. Но с распадом Советского Союза институт подписки, и без того работавший неидеально, оказался почти полностью разрушенным. Экономические условия, в которых увязла страна, не позволяли системе подписки полноценно функционировать, и упавший флаг подхватила розница. И если в Москве и Санкт-Петербурге первые годы нового времени основу этой частной инициативы составляли ручники, то во всех остальных регионах страны эту роль играли киоски. Любопытный факт: в те годы киоски часто воровали, поскольку многим хотелось заниматься мелкорозничной торговлей (и зачастую – не прессой), а киоск стоил около 5 млн руб.
В дальнейшем, как в столице, так и в регионах, наметилась тенденция уменьшения доли киосковых сетей и увеличения числа лоточников, в категорию которых в процессе развития в основном переходили ручники. На их долю в Москве, включая точки на станциях метрополитена, на рубеже 1994–1995 годов приходилось уже 40% рынка, киосковые сети и ручники занимали по 30% рынка. И в регионах лоточники в первую очередь потеснили киосковые сети, отняв у них около 25% рынка. Ситуация для киосковых сетей, в особенности в регионах, осложнялась быстрым износом торгового оборудования и ростом цен на аренду земли. Однако киоски не сдавались, и уже в начале 2000-х завоевали около 60% рынка.
Активно создавались киосковые сети нового типа. Например, в 1994 году в Москве была создана «Центропечать» – компания, специализирующаяся на распространении прессы и сопутствующих товаров через киоски. К 1996 году в активе компании было 30 киосков в Москве, к началу нового тысячелетия их число возросло до 300, открылись киоски и в Подмосковье. Компания с самого начала ориентировалась на модернизацию этого традиционного для российского рынка сегмента. В частности, одной из первых «Центропечать» унифицировала дизайн киосков, разработала единые для всех точек правила выкладки. Одной из первых компания стала предлагать издателям приоритетную выкладку, размещение POS-материалов, листовок и анонсов. Разработала «Центропечать» и оригинальную систему управления продажами, позволяющую своевременно реагировать на изменение покупательских предпочтений и оптимизировать ассортимент.
В числе пионеров, модернизировавших традиционные киоски, было и агентство «Желдорпресс». Это предприятие одним из первых открыло объекты с круглосуточным режимом работы и заменило сооружения «советского» типа с небольшими витринами и крошечными неудобными окошками для общения с продавцом на светлые современные киоски с витринами, где можно показать больше изданий.
Множество новых киосковых сетей образовано на основе бывшей «Союзпечати». В 1994 году в соответствии с государственной программой приватизации ЦРПА «Союзпечать» было акционировано, и на его базе образовалась новая структура – ОАО Агентство «Роспечать». Было приватизировано 47 региональных предприятий «Роспечати», они стали самостоятельными предприятиями.
ОАО «Роспечать» сохранило функции подписного агентства, и было сосредоточено на этом бизнесе до начала 2000-х годов, пока не получило инвестиции и не начало процесс консолидации киосковых сетей по всей стране. Можно предположить, что решение расширять киосковый бизнес было принято руководством «Роспечати» не без учета итогов кризиса 1998 года.
В тот непростой год экономика страны была в таком состоянии, что рынок прессы едва избежал коллапса, но киоски показали себя с самой лучшей стороны. Продажи тиражей в них не рухнули, и во многом благодаря этому устояла и отрасль.
В начале 2000-х начался процесс консолидации сетей. Активно скупали киоски, помимо «Роспечати», и «ДМ-Пресс», одно время доминировавший в Московском регионе, и «Центропечать». Вышли на рынок и издатели – «Аргументы и факты», «Московский комсомолец». Предприняла попытку выйти на российский рынок финская Rautakirja. К сожалению, неубедительную – в 2010 году компания покинула Россию, не проработав здесь и пяти лет.
Расширившиеся киосковые сети приобрели достаточный вес, чтобы предлагать издателям свои правила игры, а их конкуренция между собой выражалась в улучшении сервиса, модернизации торговых объектов, разработке новых интересных маркетинговых инструментов.
К 2004 году киоски прессы добились лидерства, сильно обогнав форматы-«конкуренты». По данным ФАПМК, в 2003–2004 годах на российском рынке насчитывалось около 42 000 киосков прессы. Общее количество розничных точек продаж достигло почти 66 000 без учета почтовых отделений связи. Доля киосков прессы составляла 64% от общего количества розничных точек распространения печатных СМИ. Доля киосков прессы в реализуемых тиражах была чуть ниже – около 60%.
Точка невозврата
Активное развитие киосков продолжалось вплоть до 2008 года. Разразившийся всемирный экономический кризис, с одной стороны, и жесткое административное регулирование рынка уличной торговли, с другой стороны, запустили процесс закрытия и сноса киосков прессы почти во всех регионах Российской Федерации. В 2011–2013 годах этот процесс приобрел характер эпидемии. Но, несмотря на то, что негативные последствия этого ощутимы для всего рынка, в России спасением розницы занимаются в меру своих сил в основном распространители. Удается остаться на плаву им далеко не всегда: газетные киоски продолжают закрываться. Нередко это происходит, как мы уже упоминали выше, в рамках так называемого упорядочивания нестационарной розничной торговли. По всей стране были приняты нормативно-правовые акты, позволяющие властям пересмотреть порядок выделения земельных участков, арендуемых распространителями прессы.
Эти документы не только регламентируют, где, на каких условиях, какого формата киоск может быть установлен, но и зачастую предписывают передавать право установки киоска через денежные аукционы. А ведь победителем торгов становится тот, кто готов больше платить, а не тот, кто может лучше организовать продажу периодики. Справедливее была бы конкурсная система, позволяющая отдавать предпочтение хорошо зарекомендовавшим себя опытным участникам рынка. К проведению таких конкурсов для большей объективности можно было бы привлечь отраслевые общественные организации, не только распространительские, но и издательские.
О чем просят мэра
Но этого мало. Чтобы бизнес развивался, ему необходима уверенность в том, что правила игры если и изменятся, то не сиюминутно. Поэтому АРПП обратилась к мэру Москвы с рядом предложений – сохранить за нынешними владельцами киосков прессы право собственности на эти объекты с обязательством их замены на новые модели, утвержденные Москомархитектурой, установив при этом срок действия договоров на размещение киосков не менее трех лет; продлить действие всех договоров с распространителями прессы на размещение киосков, до принятия соответствующего исполнительного документа, закрепляющего новый порядок размещения и функционирования киосков. А в качестве одной из мер по оказанию экономической поддержки киосковым сетям прессы разрешить размещение на такого рода объектах рекламы товаров, реализуемых в них, на коммерческих принципах. И наконец, для повышения рентабельности распространительского бизнеса снять все ограничения по ассортименту в киосках прессы, согласно ст.8 ФЗ от 29.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».
Причем важнейший шаг – снятие всех ограничений, касающихся допустимого ассортимента. Именно наличие сопутствующих товаров на полках киосков позволило им не сдаться в кризис. Киоски поддержали продажи прессы в тот момент, когда проседали другие сегменты, но сокращение списка разрешенных к реализации товаров их убьет. Кроме того, сопутствующие товары – те, что позволяют держаться на плаву киосковым сетям, – сохраняют и удобные для населения цены. Исчезнут они – и цены на прессу поднимутся многократно.
Распространители просят о помощи, но помощь эта не только не будет ничего стоить ни государству, ни городскому правительству, напротив – успешные киоски внесут свой вклад в формирование бюджетов всех уровней, дадут работу многим в ней нуждающимся и смогут в полной мере обеспечивать доступность печатной продукции населению столицы. А, кроме того, как это всегда бывает, Москва станет примером и другим регионам, то есть появится надежда на замедление падения рынка прессы по всей стране.
Дмитрий МАРТЫНОВ, президент АРПП
Александр ОСЬКИН, председатель правления АРПП
Источник: Новости СМИ № 22-2014
Похожие новости: Мартынов Д.В.: Рынок печатных и электронных СМИ в России и за рубежом