«Фейки» против «уток» в российских СМИ

Одной из самых популярных тем публикаций в СМИ последнего времени стали «фейки» (вбросы ложной информации) и их разоблачения. Начиная с 2013 года, частота упоминания темы манипулирования в российских СМИ выросла в 6,5 раз.

И хотя в большинстве случаев фейки зарождались и получали распространение в первую очередь в социальных сетях, роль традиционных медиа в этой информационной войне не менее значима. 

Аналитики интернет-библиотеки СМИ Public.ru (www.public.ru) провели исследование освещения в российской прессе темы «манипуляции в СМИ».

«Фейки» против «уток»

В целом до 2012 года тема манипуляций оставалась в медийной тени: о манипулировании общественным мнением чаще всего писали как об отвлеченной теме. Редкие пики внимания к теме в 2013 чаще всего были связаны с предвыборными кампаниями. Резкий рост числа публикаций по теме манипуляций в СМИ зафиксирован с июля 2014 года. Можно говорить о начале настоящей информационной войны вокруг событий на Украине – около трети всех публикаций о фейках (37%) содержат упоминания украинских событий. 

Отметим, что само слово «фейк» к концу года стало заметно чаще упоминаться, чем более привычная русскому языку «газетная утка», хотя говорить о замещении одним словом другого пока преждевременно – «уток» в СМИ тоже немало.

Рейтинг фейков-2014

Информационных поводов в 2014 году, в связи с которыми приходилось СМИ писать о «фейках» и «утках», множество. Безусловное лидерство среди них занимает история с российской подводной лодкой в водах Швеции. Шведская газета со ссылкой на свои источники написала о том, что среди островов архипелага Стокгольма находится российская подлодка, которая, как предполагается, каким-то образом пострадала. Швеция объявила о проведении широкомасштабной разведывательной операции в районе Стокгольмского архипелага с участием кораблей, вертолетов и нескольких сухопутных подразделений. По информации СМИ, на проведение спецоперации было потрачено более 2 миллионов евро. Позднее в военно-морской разведке Швеции заявили, что никакой российской подлодки у берегов Скандинавского полуострова не было и нет, а новость о ее поисках – «газетная утка».

 

На втором месте среди резонансных фейков года – история с якобы распятым мальчиком в Славянске. В июле «Первый канал» показал интервью, в котором женщина утверждала, что украинские военные в Славянске прибили гвоздями трехлетнего мальчика на доску объявлений и заставили его мать смотреть, как он умирает. Позднее выяснилось, что никакого мальчика не было, что вызвало еще большую волну возмущения, особенно среди журналистского сообщества, некоторые представители которого считают, что Константин Эрнст должен, как минимум, извиниться перед зрителями, как максимум – понести уголовную ответственность. Впрочем, немногим ранее Эрнст и сам оказался жертвой жестокой «утки»: в мае, благодаря украинским СМИ, получила широкое распространение новость о том, что глава «Первого канала» покончил жизнь самоубийством. Опровержение последовало незамедлительно, но шуму эта «утка» наделала. 

История с мальчиком, которого не было, – самая показательная среди многочисленных взаимных обвинений украинских и российских СМИ в фальсификации новостных материалов о ситуации на Украине. Зашкаливает количество ложной информации об обстрелах украинскими и российскими войсками друг друга, фейковых сообщений об уничтожении различных гражданских объектов и прочих боевых операциях на территории Украины. В совокупности разоблачений подобного рода в российских медиа немало, но заметного информационного следа ни одна из новостей в отдельности не оставила. Обилие фейков и их многочисленные разоблачения привели к размыванию рамок реальности настолько, что когда появилась информация о сбитом малазийском самолете на юго-востоке Украины, многие приняли эту новость за «утку». Позднее информация о сбитом самолете подтвердилась и тут же обросла большим количеством фейков. Взять хотя бы историю с тушью якобы с того самого самолета, фото которой появилось в Инстаграме. 

Достаточно распространена ситуация, когда фейк появляется и распространяется только в социальных сетях, а традиционные СМИ позднее публикуют опровержение, однако самые резонансные фейки появились именно в СМИ. 

Тройку лидеров популярных в СМИ фейков замыкает новость об отставке главы МВД Владимира Колокольцева, которая получила настолько широкое распространение, что опровергать ее пришлось не только лично главе МВД, но и пресс-секретарю президента РФ Дмитрию Пескову. 

Среди других самых заметных «уток» в СМИ – сообщение о том, что боксер Майк Тайсон подал заявку на вступление в Союз писателей России, и новость о том, что с октября 2014 Facebook станет платным.

Кремлевская «утка» с «клюквой»

Рейтинг самых упоминаемых персон в публикациях, посвященных манипулированию общественным сознанием с помощью СМИ, возглавил президент России Владимир Путин. Однако тут российские СМИ в основном цитируют западных коллег. Причем в последние два месяца (сентябрь-октябрь) пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову особенно часто приходится комментировать те или иные публикации зарубежных журналистов, называя их «уткой» или «клюквой».

 

Само слово «фейк» породило немало любопытных новых слов и устойчивых словосочетаний: «фейкомания», «фейковая пропаганда», «фейковые аккаунты», «евромайданные фейкеры» и пр. Для лингвистов это богатое поле для изучения. Однако рядовым читателям не до словообразования – информационный поток принял уже фантасмагорические очертания и по форме и по сути. Разбираться в подлинности новостных сообщений становится все труднее, а «сыворотка правды» пока существует только в фантастических фильмах. Новости приходится принимать на веру, потому что доказательства тоже могут оказаться фейком.

Источник: Public.ru

Похожие материалы: Фейковые новости в соцсетях популярнее их опровержений