Предыдущая декада подписки была организована в период с 25 сентября по 4 октября 2014 года. Ей предшествовала основательная подготовка и длительная программа рекламного оповещения подписчиков. Ряд издателей предоставил во время прошедшей декады подписки скидки подписчикам в размере от 5 до 20%. Но «Почта России» аналогичных скидок не предоставляла. Поэтому существенного снижения подписных цен в период декады подписки не произошло. В условиях значительного (на 25%) роста подписных цен в 2014 году, декада подписки не стала достаточным стимулом для подписчиков и не привела к росту подписных тиражей.
Декада подписки – традиционная акция продвижения, регулярно проводившаяся ФГУП «Почта России» на протяжении ряда лет. Декада обычно организовывалась дважды, во время осенней и весенней подписных кампаний. ФГУП «Почта России» предоставляла скидку на стоимость услуг связи, в процентном отношении равную скидке, предоставленной издателями, участвующими в декаде. В 2014 году почтовый оператор впервые за много лет отказался от предоставления скидок подписчикам. Весной и осенью 2014 года декада подписки была проведена в условиях, когда подписные цены практически не снижались, а «Почта России» пыталась привлечь интерес подписчиков с помощью подарков.
При этом рост цен во время подписной кампании на второе полугодие 2014 года привел к массовому отказу клиентов «Почты России» от подписки на газеты и журналы. Российский рынок лишился более 5 миллионов подписчиков. Аналогичные результаты почтовый оператор планирует получить и во время подписной кампании на первое полугодие 2015 года. Но, по прогнозам экспертов, сокращение подписных тиражей может оказаться более значительным. Особенно для региональных издателей, некоторые из которых заявляют о 80-90%-ом сокращении тиражей выпускаемых ими изданий.
Объявление «Почтой России» второй осенней декады подписки - положительный фактор. Еще более положительно следует оценить готовность почтового оператора к скидкам для подписчиков. Опыт проведения декад подписки говорит о том, что реальный эффект давали скидки в 20-30% и более. Большая часть российских подписчиков – малообеспеченные жители российской провинции. Отказ от подписки для них – решение непростое. Но опыт медиарынка показывает, что бывших подписчиков очень трудно убедить снова в преимуществах подписки. Сможет ли скидка в 5-10% относительно значительно повышенной весной цены изменить ситуацию?
Для реального улучшения дел в подписке необходим комплексный подход, сочетающий в себе как систему реальных скидок во время стимулирующих акций (во время декады подписки желательно - не менее 30-40% от конечной подписной цены), так и значительное улучшение качества почтовой доставки изданий подписчикам.
По мнению экспертов медиарынка, подписка в старой версии - с низким качеством доставки при постоянно повышающихся подписных ценах - себя изжила. Будущее за подпиской нового формата. В этой версии подписка должна превратиться в услугу с ценой, оправданной качеством предоставляемой услуги. Создание такой услуги возможно только совместными усилиями почтового оператора, издателей и подписных агентств.
Ассоциация распространителей печатной продукции готова оказать ФГУП «Почта России», подписным агентствам и издателям любую необходимую помощь в совершенствовании качества подписных услуг.
Пресс-служба АРПП