Конференция считает полезной деятельность Ассоциации по изучению тенденций, происходящих в сфере создания и дистрибуции печатной продукции России и зарубежных стран. Инициативы и рекомендации, разработанные на основе этого анализа, способствовали продвижению на отечественный рынок прогрессивных форм распространения печати с ориентацией на покупателя, поддержке действий по эффективному применению рыночных механизмов дистрибуции газет и журналов.
Заслуживает одобрения курс Ассоциации на привлечение внимания властных органов всех уровней к проблемам формирования за счёт административного ресурса условия для беспрепятственного функционирования всех секторов системы распространения. При этом совершенно обосновано делался акцент на необходимости создании для данной системы режима наибольшего благоприятствования в целях успешного выполнения общественно значимой функции социального посредника между государством, обществом и гражданином.
Конференция в положительном ключе рассматривает активную информационную и организаторскую работу АРПП по поддержке розничных распространителей в их борьбе с диктатом местных администраций, в вопросе оптимизации системы ценообразования, в праве самостоятельно определять независимую ассортиментную политику, в поиске методов повышения рентабельности.
Конференция высоко оценивает активное участие АРПП в обсуждении законопроектов, затрагивающих деятельность и характер отношений различных творческих, производственных и властных структур, взаимодействующих в сфере средств массовой информации, в выработке предложений по внесению изменений, поправок и дополнений в применяемые на практике законодательные акты.
Конференция особо отмечает проводимую на постоянной основе подготовку силами специалистов Ассоциации концептуальных для отрасли документов, таких как проект Концепции развития розничного распространения печатной продукции в России до 2020 года.
Конференция одобряет участие членов Ассоциации в работе профильных комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы, в Национальном Координационном Совете Прессы, признавая, что использование этих совещательных площадок способствует разъяснению проблем и специфических особенностей функционирования отрасли печатных СМИ, необходимости модернизации законодательства в этой области.
Конференция поддерживает проводимую АРПП линию на совершенствование организации и повышение качества содержательной составляющей конференций, организуемых АРПП для членов медиасообщества, считая, что эти мероприятия полезны с точки зрения обмена опытом, укрепления и развития контактов, лучшего понимания проблем отрасли и интересов партнёров по бизнесу.
Конференция считает позитивными активные действия Ассоциации по развитию международных связей и контактов, в ходе которых представители АРПП имели возможность ознакомить мировую медийную общественность с реалиями российского рынка печатной продукции, установить новые связи и контакты.
Конференция поддерживает деятельность руководства АРПП по развитию и совершенствованию деловых партнёрских отношений с Гильдией издателей периодической печати, Медиа Союзом, Союзами журналистов, НП «НСРП «Союзпечать», Альянсом руководителей региональных СМИ России и другими общественными структурами отрасли. Такое взаимодействие способствует сближению позиций издателей и распространителей, формированию условий для здоровой конкуренции, поступательному развитию рынка прессы.
Конференция положительно оценивает деятельность исполнительных органов АРПП за период с ноября 2012 года по ноябрь 2014 года и рекомендует сконцентрировать усилия организации в 2015 и 2016 годах на решении следующих основных задач.
1. В области совершенствования законодательства
Продолжить сотрудничество на федеральном уровне с законодательными органами власти. Добиваться законодательного закрепления следующих мотивированных предложений медиасообщества:
1.1. Разработать и принять Федеральный закон «О государственной поддержке СМИ, книгоиздания, полиграфии и распространения печатной продукции»;
1.2. Законодательно придать обязательный для исполнения характер положениям приказа Минкомсвязи от 31.07.2013 г. № 197 «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации»;
1.3. Включить в закон об ограничении иностранной доли в СМИ России положение, согласно которому 20-ти процентные ограничения не распространяются на издания, не содержащие материалов общественно-политического характера. Указать какие конкретно категории изданий не относятся к общественно-политическим.
1.4.. Уточнить в законе, что ограничения накладываются только на общественно-политические издания, которые должны указывать на обложке соответствующий знак (по аналогии с маркировкой информационной продукции).
2. Взаимодействие с властными структурами
2.1. Продолжить активное сотрудничество с федеральными и региональными законодательными органами, министерствами и ведомствами по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы в интересах развития отечественного рынка печатных СМИ.
2.2. В диалоге с региональными органами власти особое внимание уделять вопросам сохранения и развития существующей системы распространения печатных СМИ через действующие торговые объекты, проблемам невмешательства в ассортиментную политику сетей.
3. В сфере распространения печатной продукции
Добиваться осуществления следующих предложений:
3.1. Создание условий для увеличения числа розничных точек продаж прессы (включая киоски, павильоны, пресс-стенды и др.), устранение административных барьеров для предпринимателей, упрощение процедуры оформления и установки торговых объектов.
3.2. Разрешение издателям газет и журналов публиковать в изданиях рекламу пива, элитного алкоголя, табака, биологически активных добавок. При этом доходы издателей от рекламы увеличатся на 2 млрд. рублей в год, что приведет к росту налоговых отчислений на 0,5 млрд. рублей. Кроме этого, увеличение рекламных доходов позволит издателям оплачивать продвижение своих изданий и вкладывать средства в новые печатные проекты, что объективно приведет к росту рынка печатной периодики.
3.3. Расширение ассортимента киосков прессы в зависимости от сезона, конкретного региона и потребностей покупателей в районе расположения торговой точки. Так, было бы целесообразно в летнее время разрешить установку рядом с киосками прессы холодильников с прохладительными напитками. В зимний период в киосках прессы могли бы реализовываться горячие напитки, а также снэковая продукция в соответствующей упаковке.
3.4. Разрешение включать в ассортимент киосков и павильонов прессы табачные изделия, являющиеся так называемым «трафикообразующим» товаром, способствующим увеличению оборота торговой точки и росту продаж печатной продукции. Увеличение оборота киосков прессы за счет реализации табачных изделий может составить 7 млрд. рублей в год, что приведет к росту налоговых и иных отчислений на 1 млрд. рублей.
3.5. Для повышения рентабельности распространительского бизнеса снятие всех ограничений по ассортименту в киосках прессы, согласно ст.8 ФЗ от 29.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».
3.6. В качестве одной из мер по оказанию экономической поддержки киосковых сетей прессы разрешить размещение на такого рода объектах рекламы товаров, реализуемых в них на коммерческих принципах.
3.7. Принятие государственной программы поддержки чтения, включающей в себя субсидирование почтовых тарифов на приём и доставку подписки для достижения психологически приемлемых для подписчиков конечных подписных цен. В идеале – стоимость услуг связи в подписной цене не должна превышать 30%.
3.8. Обеспечение свободной конкуренции на рынке подписки как необходимого условия сохранения высокого качества подписных услуг при доступных подписных ценах. Для этого требуется защита интересов коммерческих подписных агентств перед лицом возможной монополизации рынка подписки государственным почтовым агентством.
3.9. Принятие государственной программы поддержки молодежного чтения, предусматривающей возможность для людей в возрасте от 18 до 27 лет, обучающихся по дневной, вечерней или заочной форме обучения в высших или средних специальных учебных заведениях оформления подписки на печатную прессу с 50%-ой скидкой.
3.10. Принятие государственной программы поддержки региональной прессы, в рамках которой, помимо материальной поддержки, распределяемой через систему специальных грантов, будет создана система постоянного повышения квалификации региональных журналистов и редакторов изданий. В её рамках должны быть предусмотрены специальные гранты для подписных агентств, активно занимающихся продвижением региональных изданий.
4. Научно-исследовательская, образовательная и информационная деятельность
4.1. Продолжить работу по совершенствованию проведения аналитических и исследовательских работ, направленных на мониторинг рынка прессы, привлекая в состав рабочих групп лучших специалистов и экспертов рынка.
4.2. Продолжить практику организации мероприятий по изучению и обмену опытом между участниками рынка прессы. Шире привлекать членов медиасообщества к участию в семинарах, конференциях, стажировках и других консультационно-образовательных мероприятиях.
4.3. Проводить совещания, заседания рабочих групп и «круглых столов» по вопросам развития рынка распространения печатной продукции.
4.4. Развивать и совершенствовать содержание, дизайн сайта Ассоциации. Инициировать тематические дискуссии, активизировать работу форума, размещать информацию, необходимую для установления контактов с организациями-членами АРПП.
4.5. Регулярно освещать деятельность АРПП в средствах массовой информации.
5. Развитие контактов с зарубежными партнёрами
5.1. Продолжить практику проведения стажировок представителей российских издательских домов и фирм–распространителей печатной продукции на базе зарубежных партнёров.
5.2. Укреплять и развивать сотрудничество с «Дистрипресс» и национальными компаниями, входящими в эту Международную организацию. Принимать участие в ежегодных Конгрессах «Дистрипресс».
5.3. Продолжить работу по установлению деловых контактов с издательскими и распространительскими структурами ближнего и дальнего зарубежья.
6. Укрепление отношений с общественными организациями отрасли
6.1. Продолжить развитие и совершенствование деловых партнёрских отношений с Гильдией издателей периодической печати, Медиа Союзом, Союзами журналистов, НП «НСРП «Союзпечать», Альянсом руководителей региональных СМИ России и другими общественными структурами отрасли.
7. Укрепление членской базы АРПП
7.1. Вести активную работу по привлечению новых членов АРПП. В этих целях продолжить широкую разъяснительную работу среди участников рынка прессы путём публикаций сведений о деятельности АРПП, решаемых ею задачах в СМИ, на сайте Ассоциации, при проведении различных мероприятий.
г.Москва 25 ноября 2014 г.