Рекомендации отраслевой конференции «Состояние, проблемы и перспективы развития рынка российской периодической печати»

Участники отраслевой конференции по теме «Состояние, проблемы и перспективы развития рынка российской периодической печати» отмечают, что в докладах и выступлениях представителей медийной общественности был представлен обширный фактологический, статистический, финансовый материал, характеризующий деятельность всех звеньев системы, функционирующей в сфере производства, издания и распространения газет и журналов. Особое внимание было уделено анализу  особенностей государственного регулирования и поддержки индустрии печатных СМИ.

Главный вывод, к которому пришли участники конференции, заключается в том, что в последние годы российский рынок периодики оказался в сложной ситуации. Это обусловлено, в значительной степени, нестабильной экономической ситуацией в стране, отсутствием целостной государственной политики в сфере поддержки и развития печатной прессы, существенными изъянами административного регулирования данной отрасли, несовершенством законодательной базы. 

В стране усиливается тенденция ухудшения качественных и количественных характеристик рынка периодики. Налицо падение продаваемых тиражей, а с ним доходности издательского и дистрибуторского бизнесов. С сокращением численности торговых объектов прессы ограничивается доступность граждан к источникам информации. С ростом подписных тарифов уменьшается читательская аудитория.

Наряду с такими причинами как  снижение потребительского спроса, активное развитие современных форматов реализации информации негативное воздействие на состояние и стабильность рынка печатной продукции оказывают факторы административного и правового свойства, от которых страдают и издатели, и распространители, и полиграфисты, и читатели, и экономика страны, недополучающая налоговых отчислений.

В сфере подписки произошли и происходят значительные перемены, которые всё сильнее приобретают кризисные черты, ставя под сомнение само существование этого сектора распространения периодики.

Перечисленные выше проблемы, препятствующие нормальному функционированию розничного и подписного секторов распространения печатных СМИ, свидетельствуют о наличии весьма существенных барьеров на пути циркуляции достоверной информации, о реальном лишении граждан страны конституционного права на равный доступ к информации вне зависимости от места жительства. 

Отсутствие прогресса в решении этих проблем ограничивает возможности влияния СМИ на формирование общественного мнения,  отрицательно сказывается на усилиях по  поддержанию у россиян интереса к чтению, негативно влияет на уровень культуры и образования. 

Не маловажно и то, что происходящее в стране разрушение системы распространения прессы угрожает целостности единого информационного пространства, подрывают основы государственной безопасности, осложняет работу по оказанию противодействия идеологическим атакам из-за рубежа.

В целях преодоления существующих проблем на отечественном рынке периодики, создания предпосылок для устойчивого развития всех его составляющих, обеспечения условий для беспрепятственного поиска и передачи информации, свободного доступа к печатному слову необходимо, как считают участники конференции, осуществить ряд мер, которые должны стать важными элементами государственной политики в сфере печатных СМИ.

Конференция рекомендует:

В области совершенствования законодательства:

- ускорить принятие федеральных законов «О почтовой связи», «О государственной поддержке СМИ, книгоиздания, полиграфии и распространения печатной продукции»;

- учитывая  социальную направленность приказа Минкомсвязи  РФ от 31.07.2013 г. № 197 «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации» предложить придать его положениям обязательный для исполнения характер;

- дополнить закон об ограничении иностранной доли в СМИ положением, согласно которому 20-ти процентные ограничения не распространяются на издания, не содержащие материалов общественно-политического характера. Указать, какие конкретно категории изданий не относятся к общественно-политическим. Уточнить в законе, что ограничения накладываются только на общественно-политические издания, которые должны указывать на обложке соответствующий знак (по аналогии с маркировкой информационной продукции);

- принять Государственную программу поддержки чтения;

- для повышения ответственности региональных властей за сохранение целостности единого информационного пространства внести в статистическую отчётность руководителей субъектов РФ данные о количестве киосков, павильонов прессы и книжных магазинов, действующих на территории этого субъекта.

В сфере розничного распространения считать целесообразным:

- устранение административных барьеров для предпринимателей, упрощение процедуры оформления и установки торговых объектов;

- разрешение издателям газет и журналов публиковать в изданиях рекламу пива, элитного алкоголя, табака, биологически активных добавок. При этом доходы издателей от рекламы увеличатся на 2 млрд. рублей в год, что приведет к росту налоговых отчислений на 0,5 млрд. рублей. Кроме этого, увеличение рекламных доходов позволит издателям оплачивать продвижение своих изданий и вкладывать средства в новые печатные проекты, что объективно приведет к росту рынка печатной периодики;

- разрешение включать в ассортимент киосков и павильонов прессы табачные изделия, являющиеся так называемым «трафикообразующим» товаром, способствующим увеличению оборота торговой точки и росту продаж печатной продукции. Увеличение оборота киосков прессы за счет реализации табачных изделий может составить 7 млрд. рублей в год, что приведет к росту налоговых и иных отчислений на 1 млрд. рублей;

- для повышения рентабельности распространительского бизнеса снятие всех ограничений по ассортименту в киосках прессы, согласно ст.8 ФЗ от 29.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»;

 - в качестве одной из мер по оказанию экономической поддержки киосковых сетей прессы разрешить размещение на такого рода объектах рекламы товаров, реализуемых в них на коммерческих принципах.

В сфере подписки в рамках Государственной программы поддержки чтения:

- предусмотреть субсидирование почтовых тарифов на приём и доставку подписки для достижения психологически приемлемых для подписчиков конечных подписных цен. В идеале – стоимость услуг связи в подписной цене не должна превышать 30%;

- предусмотреть возможность для людей в возрасте от 18 до 27 лет, обучающихся  по дневной, вечерней или заочной форме обучения в высших или средних специальных учебных заведениях оформления подписки на печатную прессу с 50%-ой скидкой;

- в специальном разделе, посвящённом поддержке региональной прессы, предусмотреть помимо материальной поддержки, распределяемой через систему специальных грантов, создание системы постоянного повышения квалификации региональных журналистов и редакторов изданий. В этом разделе закрепить положение о выделении специальных грантов для подписных агентств, активно занимающихся продвижением региональных изданий.      

В области полиграфии:

- законодательно закрепить отмену ввозных таможенных пошлин на не производимые в российской Федерации мелованные сорта бумаги и картона для печати, а также на другие материалы для печати, полиграфическое оборудование и компоненты к нему, не производимые в России;

- освободить от налогообложения прибыль, полученную полиграфическими предприятиями и организациями от оказания услуг по производству продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет, для использования в инвестиционных целях;

- разрешить предоставление в аренду издательствам и типографиям помещений в зданиях, являющихся федеральной собственностью, по тарифам и ставкам, не превышающим установленных для организаций сферы культуры;

- осуществить коррекцию законодательства по госзакупкам в части повышения требований к исполнению контракта при снижении его цены по результатам торгов.

Предложить Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям создать рабочую группу по разработке концепции (программ) стратегического развития полиграфического производства в стране и профинансировать её работу.