***
Арнд-Фолькер Листевник, генеральный директор ИД «Логос»:
— Сегодня издательский рынок во всем мире переживает непростые времена: сокращаются обороты, падают продажи, уменьшается количество точек реализации прессы. Однако для каждого из мировых рынков характерны свои темпы кризисной динамики.
Так, в США за последние пять лет объем рынка розничных продаж печатной продукции в стоимостном выражении снизился на 38%.
В Германии снижение количества розничных точек за тот же период составило 0,4%, в Англии — 2%, во Франции — 17%, в Испании — 20%. При этом объемы реализуемых тиражей сократились на 0,6%, 15%, 25% и 24% соответственно.
Как на рыночные изменения реагируют распространители прессы? В большинстве случаев решением для них становится консолидация усилий. Иными словами, реакцией дистрибьюторов на снижение объемов продаж становится изменение их собственной структуры, а рынка в целом — уменьшение числа действующих операторов до количества, способного жить на оставшихся оборотах.
Объединение операторов в той же Германии привело к тому, что за последние пять лет количество дистрибьюторов прессы в стране сократилось на 18%. Подобные процессы происходят и в других странах Европы. Например, во Франции количество дистрибьюторов прессы за период с 2008-го по 2014-й годы сократилось на 21%. Но самым показательным в этом случае является рынок Англии. Если еще в 1992 году здесь работало 78 операторов, то на данный момент их количество равняется двум...
Аналогичный процесс наблюдается и на рынке прессы США. За последние пять лет с американского рынка ушло более 20 оптовиков прессы. Основные тиражи местным издателям сегодня приносят не розничные продажи, а подписка.
А как на негативные тенденции рынка реагируют издатели? Реакция издателей разных стран на происходящие на рынке кризисные явления также схожа.
Издатели Германии стремятся нивелировать негативную динамику и снижение покупательского проса выпуском интересных читателю новинок. Только в 2012 году из общего объема издательской продукции на местном рынке 31% пришелся на новые проекты. Если бы их выпуск не осуществился, то по итогам года рынок, естественно, снизился бы как раз на эти тридцать с лишним процентов...
Подобным же образом реагирует на кризис и рынок США — местные издательские дома не только выпускают издания в уже освоенных нишах (123 наименования в 2014 году), но и придумывают ниши новые, например — буказины (более 300 наименований в 2014 году).
Таким образом, если мировая система распространения реагирует на снижающиеся объемы консолидацией, то издательства — запуском новых проектов.
Что касается России, то наш печатный рынок также находится под влиянием общемировых кризисных тенденций. По прогнозам экспертов, итоги 2014 года продемонстрируют продолжающееся сокращение сегмента, вызванное, в том числе, уменьшением количества торговых объектов по продаже прессы и ростом тарифов на доставку подписных тиражей.
Сегодня российскую систему распространения печатных СМИ трудно назвать эффективной. К основным ее негативным факторам можно отнести отсутствие дистрибуторов, эффективно работающих с минимальными затратами, трудности с платежами, отсутствие современных технологий и единой транспортной логистики в регионы. Существующие на каждом этапе в цепочке «издатель — дистрибьютор — розница» наценки в итоге оборачиваются слишком высокими для конечно покупателя ценами на печатную продукцию. Большинство российских распространителей работает по принципу повышения цен без оптимизации расходов, что, в конечном счете, оборачивается снижением продаваемых тиражей.
Решением многих из перечисленных проблем могла бы стать, по примеру западных рынков, консолидация. Пока процесс объединения не начнется, мы будем вынуждены выживать в условиях падающих оборотов.
Хочу отметить, что сегодня в России, по данным информационной системы «СПАРК», работает порядка 8 тыс. издательств, два федеральных дистрибьютора, около 300 оптовых распространителей прессы и более 500 розничных. Однако, несмотря на такую насыщенность рынка операторами, в первую очередь издательскими домами, количество печатных новинок, способных стимулировать спрос, в России, в отличие от Запада, минимально (см. диаграмму).
Как видно из диаграммы, если работающие в России международные издательские дома стараются следовать мировому тренду по запуску проектов, то российские пока нет, ограничиваясь лишь небольшим количеством специальных выпусков.
Так, в среднем на российском рынке выходит порядка 20 новинок в месяц, тогда как на рынке США — 60. Разнятся и условия производства и реализации (см. таблицу).
Таблица
Сравнительный анализ тематических спецвыпусков в России и буказинов в США
|
Россия |
США |
Количество спецвыпусков (буказинов), 2013-2014 гг. |
Около 370 (20 спецвыпусков в месяц) |
1085 (60 спецвыпусков в месяц) |
Качество полиграфии |
Только 26% спецвыпусков имеют высокое качество полиграфии |
Высокое качество полиграфии |
Тема спецвыпуска |
Все спецвыпуски тематические, имеют свое название |
Тематические выпуски |
Периодичность |
Часть спецвыпусков имеют периодичность (около 35-40% от всех спецвыпусков). У ряда издательств спецвыпуски выходят на ежемесячной основе, у других — на квартальной, чаще — один раз в полгода или один раз в год |
Непериодические издания |
Реклама |
Количество рекламы сопоставимо с другими проектами |
Реклама отсутствует, либо присутствует в минимальном количестве |
Стоимость издания |
Стоимость издания аналогична другим проектам ИД или выше на 15-30% |
Стоимость буказина выше в три раза и более, чем стоимость периодического издания |
Подписка |
На часть спецвыпусков (периодические) возможно оформление подписки |
Издания продаются только через розничные каналы распространения |
Так ли уж необходимы новые проекты в издательском бизнесе? Как известно, у любого продукта есть свой жизненный цикл. Замена изданий, жизненный цикл которых заканчивается или уже закончился, должна происходить непрерывно. Наглядным примером тут являются партворки, на которые сегодня приходится порядка 40% издательского рынка России.
Как известно, партворк — продукт конечный. Его жизненный цикл прекращается с выходом последнего номера. Однако же сразу после этого потребителю предлагается новый продукт.
Жизненный цикл каждого издания зависит и от читательской аудитории, и от развития общества в целом. Если потребности читателя меняются, то и издание должно меняться вслед за ними. А поскольку медиамир за последние десять лет изменился практически до неузнаваемости, то и новые проекты сегодня требуют креативности.
Однако одних только знаний потребностей аудитории и желания создать новый продукт не достаточно. Новые проекты требуют инвестиций как для запуска, так и для дальнейшего развития, в том числе — для удачного вывода на рынок. Именно на данном этапе сегодня и возникают самые большие сложности во взаимоотношениях между издателем и распространителем. Последний либо вообще отказывается вводить новинку в ассортимент, либо выдвигает такие финансовые условия, которые, будучи издателю не по карману, сводят на нет саму идею запуска. Напрашивается вывод, что распространители в большей степени заинтересованы не в реализации тиражей, а в продаже мест на витринах своих киосков.
Однако используя такие методы «работы» они должны понимать всю пагубность подобной практики для рынка — не только издательского, но и для системы распространения прессы. Да, сегмент печатных СМИ сокращается, но без новых проектов он будет сокращаться еще быстрее. Никто не спорит с тем, что распространителям сегодня приходится не сладко. Но ведь дистрибьюторы западных рынков нашли для себя решение в консолидации. Так почему по этому пути не спешат пойти российские распространители? При снижении общерыночных оборотов консолидация усилий основных операторов позволит не только выжить, но и с уверенностью смотреть в будущее. Оптимизация расходов, как прямое следствие консолидации, даст возможность дистрибьюторам более гибко подходить к условиям сотрудничества с издателями. А те, в свою очередь обязательно поддержат рынок новыми, востребованными у читателей, новинками. Один только наш издательский дом за последнее время дал старт десяти новым проектам, и у нас еще много планов на будущее.
Рынок печатных СМИ жив, и я верю в его будущее. Но то, каким он станет завтра, зависит от наших сегодняшних решений.
Екатерина Савицкая
Источник: PlanetaSMI.RU
Оригинальное название: «Новые проекты в издательском бизнесе — основа для дальнейшего развития», — Арнд-Фолькер Листевник, ИД «Логос»
Похожие новости: Publishing Expo: десять лет работы в интересах отрасли