В апреле 2013 года к генеральному директору ФГУП «Почта России» явился человек неопределенного возраста, объявив с порога, что пришел «снять мерку». Вступивший в должность всего неделю назад директор был крайне изумлен. Визитер пояснил: «Так положено». Мерки были сняты, и через 10 дней Дмитрий Страшнов получил парадный мундир с погонами действительного государственного советника 1-го класса — этот чин соответствует званию генерала армии. Но от пошива зимней формы он отказался и сотрудникам центрального аппарата ФГУП заказывать новую форму запретил — ввиду полной бессмысленности. Для экс-главы сотового оператора «Tele2 Россия» казус с мундиром стал самым безобидным сюрпризом на новой работе. Буквально на следующий день после назначения Дмитрию Страшнову пришлось включиться в ликвидацию многотонного затора из посылок, застрявших в аэропортах московского авиаузла. Затем последовало знакомство с запутанной организацией работы почтовой системы, и он увидел, в каком ужасающем состоянии находятся отделения. Даже «генеральская» зарплата оказалась удивительной.
Получавший в западных компаниях годовое вознаграждение, исчислявшееся миллионами долларов, Страшнов на посту гендиректора «Почты России» зарабатывает, по информации Forbes, около 300 000 рублей в месяц.
Зачем ему такая работа?
Тренировка на связи
«Это стало уже непроходимой проблемой, — вспоминает в интервью Forbes министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров. — Обычно завалы разгребали до апреля. На несколько дней закрывать прием посылок в страну — вообще позорная ситуация».
К началу апреля 2013 года в почтовом отделении Шереметьево скопилось 150 т посылок. В аэропорту был введен пятидневный запрет на прием международной почты. Необработанных почтовых отправлений по всему московскому авиаузлу набралось 500 т. Потребители негодовали в социальных сетях из-за срыва сроков доставки, федеральные телеканалы показывали сюжеты с грудами бандеролей. Руководство почты винило во всем Федеральную таможенную службу, которая не обеспечила достаточное количество сотрудников для оформления международных посылок, таможенники — почтовую систему, при которой 70% посылок с адресатами по всей стране оформляется в Москве.
Девятнадцатого апреля руководитель «Почты России» Александр Киселев заявил, что «глобальная модернизация предприятия потребует времени и существенных инвестиций, поэтому невозможна без активного участия государства». В тот же день вышло сообщение Минкомсвязи о назначении главой «Почты России» Дмитрия Страшнова.
«Главным критерием были его реальные успехи в сотовом операторе, — рассказывает Николай Никифоров. — По бизнес-показателям компания являлась самой эффективной среди российских операторов сотовой связи».
Несмотря на то что частоты у Tele2 были только на часть страны, ее показатели были лучше, чем у компаний так называемой большой тройки.
«Tele2 Россия» в 2009 году, когда ее гендиректором стал Дмитрий Страшнов, имела 17 лицензий на оказание услуг мобильной связи. Страшнову предстояло, по сути, с нуля запустить бизнес в 15 регионах России. «Он пришел из совершенно иного бизнеса, но очень быстро все освоил», — говорит Юрий Домбровский, президент Ассоциации региональных операторов сотовой связи, бывший председатель совета директоров «Tele2 Россия». До этого Страшнов шесть лет руководил российским подразделением Electrolux, в 2000 году возглавил Philips Consumer Electronics. Компания первой из иностранных производителей перешла на прямые поставки бытовой техники и электроники и первой же наладила ее выпуск в России. Страшнов на свой страх и риск заказал сборку партии телевизоров на заводе в Калининграде, европейскому начальству были продемонстрированы уже готовые образцы. Иностранцы сошлись на том, что телевизоры произведены на европейском заводе. Когда узнали, что в России, против продолжения сборки возражать не стали. «Для реализации подобного проекта в России надо уметь управлять рисками и предвидеть ситуации, которые могут развиться в будущем», — считает Михаил Печерский, президент ADG Group, организовавшей в 2005 году сборку Philips в Калининградской области.
Успехи российского топ-менеджера не остались незамеченными — Страшнова назначили вице-президентом и членом совета директоров европейского подразделения Philips Consumer Electronics. К 2009 году доля Philips на российском рынке бытовой техники и электроники выросла почти вчетверо по сравнению с 2000 годом — до 15%. «Я сделал хорошую карьеру, получил некое признание, — говорит менеджер. — И тут поступило предложение от Tele2». Шведский оператор сотовой связи разворачивал бизнес в России в формате дискаунтера, что подразумевало операционную эффективность при низких затратах. Дмитрию Страшнову такой подход был близок и интересен. За четыре года «Tele2 Россия» увеличила количество абонентов с 10 млн до 22,5 млн человек, ее годовая выручка удвоилась — до 52 млрд рублей. Доля рынка «Tele2 Россия» выросла с 7% в конце 2009 года до 10% по итогам III квартала 2012 года, при этом доли других сотовых операторов либо снизились, либо остались неизменными (по данным AC&M Consulting). Российский бизнес в 2012 году приносил шведам почти 30% выручки и более 40% EBITDA. «Из множества разрозненных компаний Дмитрий создал прозрачную централизованную структуру, сформировал одну из лучших команд на рынке, — уверяет один из бывших подчиненных Страшнова в Tele2. — Собственно говоря, за все это ВТБ и заплатил шведам». (В марте 2013 года Группа ВТБ приобрела «Tele2 Россия» за $2,4 млрд.)
Tele2 никак не могла получить лицензию на 3G, не пускали шведскую компанию и на московский рынок. Эти проблемы могло решить партнерство с «Ростелекомом», у которого была и лицензия на 3G, и поддержка на государственном уровне (государство — крупнейший акционер «Ростелекома»). Дмитрий Страшнов настойчиво продвигал эту идею, пока в прессу не просочилась информация о его возможном назначении на пост главы «Ростелекома».
«Он рассматривался как основной претендент на пост руководителя «Ростелекома», но, поскольку там развернулась борьба интересов двух бизнес-групп, пришлось искать кандидатуру, которая устроила бы всех», — рассказал Forbes хедхантер, пожелавший сохранить анонимность.
«Я находился внутри этого проекта с «Ростелекомом», был его активным сторонником, совершенно очевидно появился конфликт интересов, поэтому мы договорились с акционерами, что я выйду из компании, чтобы не подвергать ее рискам», — разъясняет ситуацию Страшнов.
В декабре 2012 года он ушел из Tele2. По словам хедхантера, «Почта России» для Страшнова была запасным вариантом: «Он согласился прийти на эту разруху, если не произойдет его назначения в «Ростелеком».
Результаты вскрытия
Для объяснения рискованных карьерных решений часто используют слово challenge. Думал ли Дмитрий Страшнов о вызове? «Да я не знаю, как угодно можно говорить, — отвечает гендиректор «Почты России». — То, что здесь происходит, важно и для людей, которые здесь работают, — 350 000 человек, и для всей страны. Попытаться что-то сделать, что-то поменять, многому научиться самому… Это опыт, который сложно переоценить».
На следующий же день после назначения, в субботу, Дмитрий Страшнов поехал в Шереметьево и Внуково.
«Был действительно коллапс: тюки с посылками и письмами лежали прямо на взлетно-посадочной полосе, — вспоминает он. — Между таможней и почтой мощный конфликт, а надо было просто пообщаться и вместе решать проблему».
Таможня добавила постов, почта — сотрудников на сортировку, пошла работа в две смены. За несколько недель, как говорит Страшнов, напряжение было снято. Чтобы избежать коллапса, требовалось не просто увеличить количество рабочих мест, но и уйти от централизации доставки — создать несколько центров обработки отправлений. В сентябре 2013 года «Почта России» купила 55 000 кв. м в складском комплексе «Внуково Логистик». Через два месяца терминал, оснащенный автоматизированными линиями сортировки почты, был запущен. Перед новогодними праздниками объем поступающих в Москву международных посылок возрастает в 2–2,5 раза. Нового пересылочного затора команде Страшнова удалось не допустить.
«Внуковский логистический терминал они запустили в рекордные сроки, с тех пор мы не знаем новогодних почтовых завалов, — говорит Николай Никифоров. — Кроме того, впервые за пять лет почта в Московском регионе стала укладываться в нормативные сроки доставки, раньше в срок приходило 20–30% писем, сейчас этот показатель достиг 90%». До конца 2016 года аналогичные комплексы должны появиться в каждом федеральном округе.
Управленческую команду Страшнов обновил на 70% (всего у главы «Почты России» 14 заместителей), на ключевые должности расставил своих людей. Ольга Осина, бывший финансовый директор «Теле2 Россия», заняла кресло первого заместителя гендиректора «Почты России». Инесса Галактионова, работавшая директором по маркетингу в Philips Consumer Electronics и коммерческим директором в «Теле2 Россия», курирует коммерческую деятельность ФГУП. Сергею Тимошину, экс-гендиректору «Макрорегион Центра» компании Теле2, поручено операционное руководство филиальной сетью. Татьяна Рябова, бывший HR-директор «Теле2 Россия» и затем X5 Retail Group, в «Почте России» отвечает за управления персоналом.
С приходом Дмитрия Страшнова в «Почте России» впервые за пять лет подняли зарплату сотрудникам (в среднем на 16% в 2013 году, в начале 2014 года — еще на 15%).
«Уровень зарплат сотрудников его, конечно, сильно поразил, но еще больше — состояние почтовых отделений в регионах, туалетов. Поэтому он в первую очередь стал увеличивать зарплаты и вкладывать деньги в ремонт отделений, чтобы создать человеческие условия для работы», — рассказывает знакомый Страшнова.
Однако менеджер Московского межрайонного почтамта №1 жалуется: «До наших отделений эта реформа, похоже, пока не дошла. Как обедали на коленках, так и обедаем. Крысы из соседнего ресторана как бегали между посылками, так и бегают. А зарплаты у всех разные: одним 10 000 рублей платят, другие на две-три ставки левых людей устроят и сами за них вполне прилично получают».
Страшнов о приписках знает: «Из 350 000 сотрудников реально работает 287 000». Оптимизация численности персонала будет происходить постепенно вместе с модернизацией технологических узлов, автоматизацией. Достойный уровень зарплат, полагает Страшнов, привлечет новых сотрудников на места выходящих на пенсию (сейчас около 30% сотрудников почты предпенсионного возраста), и они будут держаться за работу, а значит, стараться качественно оказывать услуги.
Но человеческий фактор сказывается не только на качестве сервиса. Обнаружились откровенно криминальные вещи — незаконная сдача в аренду недвижимости и махинации с франкировальными машинами (машины для нанесения знаков оплаты, по договору с почтой используются коммерческими структурами, отправляющими большое количество корреспонденции, бандеролей и посылок). Проверки выявили 4530 неучтенных объектов недвижимости, которые до 1991 года использовались российской почтой. Их предстоит вновь оформить в собственность.
Ежегодные потери от «серой», то есть фактически не оплаченной, почты оцениваются в 7–8 млрд рублей.
Махинации с франкировальными машинами, когда консолидаторы почтовых отправлений сдают «Почте России» объемы больше, чем ими оплачено, предполагается прекратить путем создания единой автоматизированной системы: она будет сопоставлять входящие и выходящие объемы, оплаченные суммы и количество корреспонденции.
В поисках выгод
«Почта — настолько чудовищная и сложная история, что нельзя гарантировать, преуспеет ли там даже такой эффективный менеджер, как Страшнов», — рассуждает хедхантер в разговоре с корреспондентом Forbes.
Поскольку «Почта России» имеет статус федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП), Страшнову приходится согласовывать с Министерством связи и массовых коммуникаций едва ли не каждый свой шаг. Изменить ситуацию сможет акционирование предприятия — соответствующий законопроект правительство внесло в Госдуму в июне 2014 года, но к ноябрю он не прошел даже первого чтения. На парламентских слушаниях депутаты говорят, что акционирование означает снижение контроля за стратегически важным предприятием, они опасаются, что «Почта России» начнет распродавать за бесценок недвижимость.
Страшнова такой подход удивляет. «100% акций ОАО «Почта России» будет принадлежать Российской Федерации, совет директоров будут контролировать представители государственной власти, о каком снижении контроля может идти речь? — говорит он. — Что касается недвижимости, то надо понимать, что есть объекты, которые имеют определенную ценность с точки зрения их использования в производственных процессах, мы их обязательно сохраним. А есть имущественный комплекс, который в производстве не задействован. Он всегда на нас висеть будет?»
От акционирования зависит проект по созданию почтового банка — это ключевое звено реформы, которую проводит команда Дмитрия Страшнова.
Почти половина населения России старше 15 лет не пользуется банковскими услугами (оценка Всемирного банка). У «Почты России» сеть из 42 000 отделений по всей стране, почтовый банк для большинства граждан будет находиться в шаговой доступности. О приватизации российской почты и создании почтового банка начали говорить еще в 1990-х. Подобные идеи были, например, у олигархов Владимира Гусинского и Александра Смоленского. Предшественники Страшнова начиная с 2002 года, когда было создано ФГУП «Почта России», пытались акционировать предприятие и создать внутри него банк, но безрезультатно.
«Не привлекая бюджетных средств, мы хотим провести реформирование почтовой системы. Это очень тяжело, это достаточно рискованно, но расчеты показывают, что это можно сделать, — рассуждает Страшнов. — Мы говорим, что государству не нужно нам помогать деньгами, дайте возможность зарабатывать самим».
Затраты на реформирование почты до 2018 года оцениваются в 130 млрд рублей, и Страшнов надеется обойтись без дополнительных вливаний со стороны государства. Он изыскивает средства по всем направлениям: переводит торги по закупкам на сумму выше 1 млн рублей на центральный аппарат (в этом году экономия составила 500 млн рублей, в будущем эта цифра должна возрасти до 6–12 млрд рублей в год), перевел ФГУП на прямые контракты с авиаперевозчиками (сэкономил 187 млн рублей), на 23% должны возрасти доходы от аренды после пересмотра арендных ставок.
Проект по доставке почтовых отправлений от государственных органов гражданам в электронной форме предыдущее руководство «Почты России» оценивало в 31 млрд рублей, Страшнов этот проект запустил за 150 млн рублей. На отправку заказных писем госорганы ежегодно тратят более 15 млрд рублей в год. После обкатки пилотного проекта в Московской области «Почта России» предложит госорганам доставку таких писем в электронном виде, что не менее чем вдвое удешевит услугу. «Полностью российская разработка, — гордится Дмитрий Страшнов. — За восемь месяцев сделали». В чем выгода? Многие госорганы хотели бы увеличить объемы рассылки в два раза, подсчитали в «Почте России», так что при снижении тарифов доход от госорганов останется прежним, при этом сотрудники почты будут выполнять гораздо меньше работы.
У самого Дмитрия Страшнова работы только прибавится, при этом, пока «Почта России» не станет ОАО, он будет по-прежнему получать, насколько известно Forbes, 300 000 рублей в месяц (уровень зарплаты руководителя ФГУП жестко регламентирован).
«Он состоявшийся бизнесмен и понимал, на что шел, — говорит министр Николай Никифоров. — Этот проект для него — определенная личная гражданская миссия. Уверен, что дальнейшая реализация стратегии, в том числе акционирование, позволит в той или иной форме ввести должную оплату труда всей команде менеджеров «Почты России». Антон Дерлятка, управляющий партнер компании Ward Howell, специализирующейся на подборе руководителей высшего звена, добавляет: «После «Почты России» Дмитрий Страшнов будет иметь колоссальные навыки и связи. В случае успеха его личная капитализация значительно вырастет, при провале точно не уменьшится».
Источник: Forbes
Фотография: kommersant.ru
Оригинальное название: Почтальон из бизнеса: как Дмитрий Страшнов реформирует «Почту России»
Похожие новости: Будет ли акционирована "Почта России"?