Алла Игнатьева, руководитель рабочей группы АРПП, о ситуации на рынке печати

Московский рынок прессы замер в ожидании очередных реформ: то ли «не дай Бог случится», то ли «Бог даст — пронесет». Пока чиновники обдумывают как и когда начать реформировать многострадальных газетчиков, сами распространители, не оставаясь безучастными, активно формируют аналитику и вносят собственные предложения.

Для этих целей, в частности, еще в прошлом году при Ассоциации распространителей печатной продукции была создана специальная рабочая группа, возглавила которую генеральный директор ЗАО «Пресса для всех» Алла Игнатьева. На состоявшейся в Москве 25 ноября с.г. IX отчетно-выборной конференции АРПП она представила доклад, посвященный основным проблемам столичного рынка прессы и той работе, которую в рамках взаимодействия с Правительством Москвы провела рабочая группа. PlanetaSMI.RU публикует основные тезисы доклада.

***

Обеспеченность киосками

В целях изучения ситуации на рынке распространения прессы в стране Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) по согласованию с руководством Минкомсвязи запросила у руководителей всех субъектов РФ информацию о ходе выполнения Приказа №197 «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации». На основании полученных данных АРПП был подготовлен сводный анализ по обеспеченности страны в целом и Москвы в частности специализированными торговыми объектами по продаже прессы. Согласно ему, по состоянию на ноябрь 2014 года в столице Российской Федерации на один киоск специализации «печать» приходится 5 982 жителя. При этом на сегодняшний день у 30% специализированных киосков, распространяющих прессу в Москве, закончились заключенные с префектурами договоры на размещение. Продление данных договоров не осуществляется в связи с отсутствием у городских властей утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов. Таким образом, около 600 киосков прессы находятся в подвешенном состоянии и в любой момент могут прекратить работу. К апрелю 2015 года подобная ситуация может сложиться еще с 800 торговыми объектами, распространяющими газеты и журналы. Таким образом уже к середине грядущей весны столица может лишиться 70% киосков и павильонов прессы.

Аукционы

Как известно, в настоящее время в столице готовится проект по переводу установки всех киосков и павильонов прессы на аукционную систему, что не соответствует рекомендациям Минпромторга.

Замена киосков

Активная деятельность АРПП, направленная на решение проблем московского рынка прессы в части реализации программы замены киосков на новые — европейской модели, фактически началась с образования 1 октября 2013 года постоянно действующей рабочей группы. Совместно с Департаментом СМИ и рекламы г.Москвы был составлен план совместной работы по решению поставленной задачи, так называемая «дорожная карта». Рабочей группе предстояло в сжатые сроки организовать работу по замене всех киосков прессы в столичном регионе.

В рамках реализации задач «дорожной карты» в первую очередь был проведен полномасштабный мониторинг схемы размещения киосков прессы на территории Москвы. В его проведении были задействованы более двух десятков специалистов из числа сотрудников отделов развития ведущих компаний рынка прессы. Мониторинг проводился в течение трех недель, и по его результатам была составлена истинная картина сложившейся в городе ситуации с газетными киосками. Всего за время полевых работ было проверено 2 440 киосков. Результаты мониторинга были переданы в Департамент СМИ и рекламы г. Москвы.

Архитектура

Рабочей группой был разработан альбом «Дизайнерское решение объектов мелкорозничной торговли (киоски) для распространения печатной продукции», в который вошли несколько типов киосков. С целью определения предпочтений операторов рынка среди представленных дизайнерских решений был составлен рейтинг, который вместе с альбомом был также представлен в Департамент СМИ и рекламы г. Москвы для согласования в Москомархитектуры.

Помимо этого было разработано техническое задание на новый киоск для завода-изготовителя, подготовлено техническое обоснование на выделение мощности по его энергоснабжению. Эти документы также были переданы в Департамент СМИ и рекламы г. Москвы.

Ассортимент

Еще одной актуальной проблемой столичных продавцов прессы на сегодняшний день по-прежнему остается разрешенный к реализации в киосках и крайне ограниченный ассортиментный перечень.

В Москве, в отличие от многих других регионов Российской Федерации, существует жесткое ограничение по ассортименту киосков прессы, что крайне отрицательно сказывается на их экономике. Ассортиментные ограничения во многих случаях приводят к нулевой рентабельности бизнеса.

Решению актуальной задачи по расширению ассортимента в новых киосках прессы рабочей группой также было уделено большое внимание. В ходе проработки предложений по дополнительной номенклатуре учитывались все пожелания операторов рынка.

Дислокация

С целью упорядочения работы киосков прессы, рабочей группой, с учетом мнения всех ведущих операторов рынка, были разработаны «Правила размещения нестационарных торговых объектов со специализацией “печать” в Москве». Указанный документ был представлен в Департамент торговли и услуг.

Предложения

В целом рабочей группе удалось наладить тесный контакт и организовать взаимодействие с Департаментом СМИ и рекламы г. Москвы по решению стоящих на сегодня перед рынком распространения прессы задач. Однако мы видим, что двухлетние разговоры о необходимости замены киосков прессы на новые киоски европейской модели увязли в многочисленных совещаниях, согласованиях и уточнениях, что в конечном итоге изменило весь формат первоначальной идеи и вызвало у участников рынка беспокойство за судьбу бизнеса.

Надо признать, что сегодня никто из игроков столичного рынка прессы не владеет в полной мере информацией о предстоящих изменениях и реформах отрасли. Мы видим выход из сложившейся ситуации в придании гласности проектов документов и механизмов реформирования. С этой целью предлагаем:

1.Опубликовать в СМИ проект Постановления Правительства Москвы о реформировании системы распространения прессы в Москве для его изучения и обсуждения всеми участниками рынка и общественностью города, с тем, чтобы можно было учесть мнения и предложения всех заинтересованных сторон.

2.По итогам обсуждения проекта Постановления Правительства Москвы о предстоящей реформе распространения прессы в Москве Департаменту СМИ и рекламы г. Москвы, совместно с Ассоциацией распространителей печатной продукции, Гильдией издателей печатной продукции и Союзом журналистов Москвы, провести круглый стол, на котором подвести итоги обсуждения и выработать рекомендации Правительству Москвы по сбалансированному подходу к реализации поставленной задачи придания системе распространения прессы в столице современного вида.

Такой подход при нынешней неопределенности, царящей на московском рынке продаж периодической печати, представляется наиболее оптимальным, так как позволит в ходе реформирования учесть и сбалансировать интересы всех его участников рынка: Правительства Москвы, журналистов, издателей и распространителей прессы. К тому же такая открытая позиция правительства и гласность при подготовке и проведении реформы снимет напряженность и тревогу в отрасли.

Александра Вознесенская

Источник: PlanetaSMI.RU

Фотография: arpp.ru

Оригинальное название: Актуальные проблемы и тенденции рынка прессы Москвы — Алла Игнатьева, руководитель рабочей группы АРПП по проблемам московского рынкав

Похожие новости: Около 30% киосков печати в столице могут закрыть, если владельцы не продлят договоры на размещение