Виктор Кокорев о положении дел на подписном рынке

Уходящий год стал непростым не только для издателей и розничных продавцов прессы, но и для предприятий, занятых в секторе подписки. Одна только история с грозившей стать сорванной подписной компанией на II полугодие этого года стоила всем участникам подписного рынка немалого количества потрепанных нервов и седых волос…

«Подписные» итоги 2014 года на состоявшейся 25 ноября с.г. IX отчетно-выборной конференции Ассоциации распространителей печатной продукции подвел первый заместитель генерального директора ОАО «Агентство Роспечать», руководитель Комитета АРПП по подписке Виктор Кокорев.

***

— За уходящий 2014 год Комитет АРПП по подписке четыре раза проводил совещания для выработки единой рыночной позиции по наиболее актуальным вопросам подписного сегмента. При этом с сожалением должен отметить, что активного участия в работе комитета «Почта России» не принимала, даже несмотря на то, что текущих вопросов, связанных с организацией подписных компаний, за последний год возникало очень много. В частности, два раза чуть не была сорвана подписная компания по причине несвоевременного предоставления информации по тарифам на услуги доставки «Почты России». В итоге участникам подписного рынка пришлось формировать каталоги в крайне сжатые сроки — всего за три недели! За это время нужно было их не только сформировать, но и сверстать, и напечатать в должном качестве — ведь каталогам предстояло целых девять месяцев лежать на столах в отделениях почтовой связи и быть в постоянном доступе для подписчиков… Работа в таких крайне сжатых временных рамках — явление неправильное. А мелочей (казалось бы — мелочей!) в этой работе возникает очень много, и многие из них требуют незамедлительного решения.

Совсем недавно в России проводилась семидневная Декада подписки. В рамках подготовки в ней почта предложила участникам ранка — нашему агентству и издателям — подготовить за свой счет печатные рекламные материалы. Мы, конечно же, согласились, выпустив специальный каталог тиражом 700 тыс. экз. Однако и у нас к почте были свои пожелания — увеличить сроки проведения акции, чтобы оформить подписку по выгодной цене смогло как можно больше подписчиков. Почта на наше предложение не согласилась, даже не смотря на то, что сама она от этого ничего не теряла — в проведении Декады подписки почтовый оператор рублем не участвует, все скидки дают только издатели.

Прошло время, и вот теперь «Почты России» предлагает провести в декабре этого года Декаду подписки во второй раз! Причина желания понятна: результаты первой акции оказались неудовлетворительны. Так почему же сроки Декады подписки нельзя было увеличить изначально? Ведь под конец года в бюджете у издателей уже не остается средств на подобные акции, да и мы не можем по несколько раз печатать каталоги.

Вот такая, вроде бы мелочная, несогласованность очень сильно вредит нашей работе, а в конечном счете сказывается на показателях всего рынка. В будущем очень бы хотелось ее избегать. Тем более что проблем у нас и так будет достаточно.

Я напомню, что с 1 января 2015 года стоимость магистральных перевозок по стране увеличивается на 15%. А это значит, что все подписные цены, которые были сформированы издателями на первое полугодие будущего года, оказываются несоответствующими реалиям, и рассчитывать их надо было с учетом измененного тарифа. Тем не менее — что есть, то есть, а это значит, что недополучающие денег издатели вновь начнут «сдваиваться» и сокращаться.

Конечно, тут надо отметить, что в последнее время проблемы подписки в стране получили широкую огласку, благодаря которой, возможно, ситуация на рынке в будущем не будет носить столь уж негативного характера. Как известно, разобраться в вопросе дотирования подписных изданий поручил лично Президент РФ. В первую очередь речь шла об изданиях районного и областного масштаба. Однако о том, каков должен быть механизм выделения дотаций, речи не было. Я же считаю, что правильным будет возвращение к уже проверенному механизму дотирования доставки подписных изданий посредством «Почты России» не зависимо от того, каков статус выписанного подписчиком СМИ.

Еще одним важным, на мой взгляд, решением для поддержания социально значимого института подписки было бы введение специальных льготных тарифов для бандеролей с выписанными газетами и журналами.

Вопрос подписки не только социально значимый, но и идеологический. «Агентство Роспечать» работает практически со всеми странами СНГ, даже с Литвой и Латвией, не говоря уже о закавказских и среднеазиатских республиках. Продолжаем работать и с Украиной, что для нашей страны, я считаю, сегодня архиважно. Как бы ни складывалась внешнеполитическая ситуация, что бы ни происходило во взаимоотношениях между нашими странами, российские издания, газеты и журналы, издаваемые на русском языке, должны иметь возможность выхода на украинский рынок. А мы, операторы института подписки, должны сделать все для решения этой задачи. И если по пути следования к данной цели появление препон со стороны зарубежных партнеров понятно, то как объяснить их возникновение со стороны нашей?

В качестве примера приведу Казахстан. Здесь мы работаем с четырьмя предприятиями по распространению печатных СМИ, одно из которых — официальный почтовый оператор страны «Казпочта». Благодаря подписанному между ним и «Почтой России» договору о взаиморасчетах, подписчик, оформивший подписку на газету у альтернативного подписного агентства, вынужден за нее платить в несколько раз больше, чем подписчик, подписавшийся на казахской почте. А это не правильно. Равный доступ к российским печатным СМИ для всех жителей стран СНГ — вопрос идеологический. Во взаиморасчеты почтового обмена периодическая печать входить не должна. Более широкое проникновения наших изданий во все наши страны СНГ — в интересах всей Российской Федерации.

Ольга Куликова

Источник: PlanetaSMI.RU

Фотография: itpark-kazan.ru

Оригинальное название: Основные проблемы и актуальные задачи рынка подписки — Виктор Кокорев, «Роспечать»

Похожие новости: Подписка — стабильное будущее издательского рынка России