Она предполагает сборы с каждого интернет-пользователя независимо от того, скачивает он нелегальный контент или нет. Собранные средства планируется распределять между правообладателями пропорционально использованию их контента, на основе анализа интернет-трафика. Сергей Федотов — один из разработчиков концепции глобальных лицензий, гендиректор Российского союза правообладателей (РСП занимается 1-процентным сбором с производителей гаджетов) — рассказал «Известиям» о некоторых финансовых и юридических деталях работы предлагаемой системы.
— В ряде других стран механизм глобальных лицензий обсуждался — но нигде пока не используется. Что помешало другим государствам использовать его?
— Мировой опыт борьбы с нарушениями интеллектуальных прав в интернете показывает, что проблема пиратства требует системного и комплексного решения. В последнее время власти многих стран всё чаще признают необходимость борьбы с пиратством не посредством принуждения к отказу от использования нелегального контента, а путем внедрения новых бизнес-моделей.
Из наиболее интересных можно отметить разработки профессора Стэнфордского университета Уильяма Фишера по созданию альтернативной модели лицензирования музыки, кино и иных объектов в рамках обмена контентом в глобальной сети под названием Digital Media Exchange (DMX), а также предложения экс-руководителя британского Управления по делам радио, телевидения и предприятий связи Ричарда Хупера по комплексному преобразованию правового регулирования интеллектуальных прав в цифровой сфере.
Основная идея этих предложений заключается в том, что, отдавая часть платы за интернет-трафик в качестве оплаты за использование чужой интеллектуальной собственности, пользователь цифровой сети получает неограниченный доступ к контенту. Все попытки реализовать эти предложения в рамках Евросоюза наталкивались на вечную проблему лоббирования каждой страной своих интересов, а в таких условиях реализовать подобную концепцию невозможно.
Запуская первого космонавта, наша страна не руководствовалась зарубежным опытом — и тем не менее заставила весь мир восхищаться нами и уважать нас. Реализация концепции может стать настоящим прорывом в сфере защиты интеллектуальных прав, а Россия — первой в мире страной, где будет функционировать эффективный механизм, регулирующий оборот цифрового контента в интернете.
— Относительно оплаты ранее звучала цифра $1–3 с абонента в год. Верен ли этот подсчет? При 240 млн абонентах сотовой связи (у многих людей больше одной SIM-карты) и паре десятков миллионов абонентов проводного интернета поступления с нового сбора могут составить порядка $300–800 млн в год.
— Стоимость лицензии для одного подключения к интернету, будь то мобильный телефон или проводной интернет, составит 25 рублей в месяц, то есть 300 рублей в год. По имеющимся статистическим данным, это около 5% от средних расходов каждого абонента на интернет.
Что вы получаете за 25 рублей в месяц? Вы получаете право свободно и на законных основаниях использовать в личных целях — в том числе получать, распространять, делиться, обмениваться — абсолютно любой контент, который не исключен из системы глобального лицензирования. К примеру, в iTunes [магазин контента американской компании Apple] один фильм стоит в среднем 150 рублей, один музыкальный альбом — 100 рублей. И за эту сумму мы с вами приобретем лишь право смотреть или слушать этот фильм и музыку в кругу семьи. Возможность поделиться понравившимся фильмом или песней, например на своей странице в социальной сети, законодательно не предусмотрена и будет квалифицирована как интернет-пиратство.
Глобальная лицензия предлагает российским пользователям за многократно меньшую плату неограниченный доступ к всемирному культурному многообразию — музыке, кино, книгам, телепередачам, не ограничивая при этом их естественное желание поделиться с другими своими эмоциями и вызвавшими их произведениями искусства.
— По вашим данным, сколько сегодня получают правообладатели с Рунета в год? Денег у них станет больше или меньше?
— Сегодня объем российского легального рынка цифровой музыки, кино и литературы не превышает $200 млн в год. Глобальные лицензии — это примерно $850 млн, это рост национального цифрового рынка медиаконтента более чем в 4 раза.
— 300 рублей в год с 260 млн абонентов — получается 78 млрд рублей, или около $1,5 млрд (по условному курсу 50 рублей за доллар). Подразумеваются ли какие-то исключения для тех абонентов мобильной связи, которые не пользуются интернетом?
— Фактически оплата глобальной лицензии связана с оплатой доступа к сети интернет: заключая с оператором связи договор о предоставлении доступа к интернет, абонент одновременно получает на условиях неисключительной лицензии возможность свободного обмена музыкой, кино и видео, а также книгами в Сети.
Поэтому механизм глобального лицензирования не коснется тех абонентов мобильной связи, у которых услуга мобильного интернета отключена.
В России по состоянию на сегодняшний день около 100 млн абонентов мобильного интернета и порядка 30 млн абонентов проводного широкополосного доступа. Соответственно совокупный доход правообладателей в системе глобального лицензирования составит около 39 млрд рублей в год.
— У меня интернет дома и еще есть две активные SIM-карты. Получается, мне придется платить трижды.
— Да, ведь вы в таком случае платите трижды за интернет. Если у вас мобильный телефон и выключен мобильный интернет, а к интернету подключаетесь только через WI-FI на работе, то вы платите один раз. Если у вас дома интернет по WI-FI, а еще 3G на телефоне, то за интернет и за глобальную лицензию вы платите два раза.
— Вы упомянули, что, согласно концепции, сборы покрывают использование в личных целях — значит, за коммерческое использование нужно будет доплачивать и договариваться напрямую с правообладателем. А значит ли это еще и то, что известный 1-процентный сбор «за воспроизведение в личных целях», который платят производители и поставщики различной техники, становится избыточным?
— Глобальное лицензирование будет действовать вне зависимости от того, в коммерческих целях используется контент или в личных.
Что касается соотношения сфер «частного копирования» и глобальных лицензий применительно к пользователю — физическому лицу, сфера «частного копирования» предоставляет право скопировать на свой компьютер, телефон или флешку какое-либо произведение исключительно для личного использования, в то время как глобальная лицензия предоставляет такому пользователю право свободно и без ограничений обмениваться медиаконтентом в Сети.
— Если на первых порах договор о глобальных лицензиях заключит только один правообладатель, вся сумма сборов пойдет ему одному? Или с самого начала начнут делить деньги между всеми правообладателями, рассчитывая, что позже они могут присоединиться к системе?
— Сбором вознаграждения за глобальные лицензии сможет заниматься только аккредитованная государством организация по коллективному управлению правами. Наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры, такая организация будет осуществлять сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.
При этом правообладатель вправе в любой момент изъять принадлежащие ему права из управления аккредитованной организации и самостоятельно осуществлять управление и защиту своих прав в интернете.
— Если сбор взимается по умолчанию в пользу всех правообладателей, то существующее сейчас в России антипиратское законодательство надо менять? Если россияне через телеком-провайдеров уже заплатили за контент на всех сайтах мирового интернета, значит, не должно быть блокировки сайтов за контрафакт, судебных исков к сайтам и пр. У тех правообладателей, что откажутся от сотрудничества с аккредитованной управляющей компанией, будет меньше инструментов для самостоятельной защиты прав. Тогда законопроект о глобальных лицензиях должен идти в пакете с отменой ряда положений ГК, КоАПа и др.
— Действующие законодательные акты, в том числе «антипиратский закон» [от 2 июля 2013 года, № 187-ФЗ], а также любые предлагаемые инициативы лишь ограничивают доступ к нелегальному контенту. Этот подход эффективен в борьбе с отдельно взятыми блогами, СМИ или интернет-ресурсами, но нарушения интеллектуальных прав, ежедневно совершаемые миллионами пользователей, носят настолько массовый характер, что никакие механизмы запретов и ограничений не могут исправить положение.
Глобальная лицензия позволяет урегулировать эти проблемы. Для правообладателей, желающих, как и ранее, самостоятельно распоряжаться принадлежащими им произведениями или фонограммами, «антипиратский закон» по-прежнему останется основным инструментом защиты. Такие объекты интеллектуальных прав будут выведены из свободного оборота в цифровой среде и станут доступны пользователям только с согласия правообладателя на его условиях.
Концепция глобального лицензирования и «антипиратское законодательство» не противоречат, а дополняют друг друга и гарантируют защиту интеллектуальных прав в интернете при выборе правообладателем того или иного варианта их реализации. Стоит отметить, что глобальное лицензирование экономически эффективнее для правообладателей.
— Если пиратские сайты не будут преследовать, не приведет ли это к смерти легальных ресурсов, например платных онлайн-кинотеатров? Зачем потребителю платить деньги или смотреть рекламу, если на соседнем сайте то же самое бесплатно и легально?
— С принятием концепции глобального лицензирования интернет-сервисы более не будут производить лицензионные отчисления напрямую правообладателям — лицензионный платеж будет включен в стоимость доступа к Сети, а право распространять цифровой контент в интернете будет предоставляться пользователям автоматически при заключении договора с оператором связи.
Дальнейшая конкуренция между сервисами, в том числе интернет-кинотеатрами, будет основана не на спекулятивной торговле контентом, а на предоставлении наилучшего сервиса по наиболее низкой цене. А учитывая, что себестоимость цифровых сервисов минимальна, можно с уверенностью прогнозировать, что стоимость контента, размещаемого на их площадках, резко снизится, а в ряде случаев, когда сервисы будут зарабатывать на рекламной модели, контент станет фактически бесплатным.
Пользователь Сети, получивший доступ к произведениям или фонограммам через платный ресурс, станет платить не за право их загрузки или просмотра, а за предоставленный этим ресурсом сервис — удобный интерфейс, быстрый поиск, привязку к мобильному устройству, личный кабинет и т.д.
— Многие кинокомпании хотят регулировать сроки появления их фильма в Сети. Например, чтобы новинка появилась на легальных сайтах только через несколько недель после премьеры в кинотеатрах. Иначе сборы за билеты уменьшатся. Прекращение преследования пиратов лишает правообладателя возможности регулировать сроки интернет-премьеры. Как быть?
— Как вы помните, правообладатель вправе в любой момент изъять принадлежащие ему права из управления аккредитованной организации, прекратив в отношении изъятых произведений действие глобальной лицензии, и самостоятельно осуществлять управление и защиту своих прав. В то же время правообладатель может точно так же в любой момент вернуть изъятые произведения в систему глобального лицензирования.
В отношении релизных фильмов кинокомпании при необходимости смогут регулировать сроки их свободного появления в интернете, своевременно исключив такие фильмы из-под действия глобальной лицензии на период проката.
— Как быть с зарубежными посетителями российских сайтов? Ведь иностранные провайдеры не будут платить отчисления за своих клиентов. В итоге иностранцы станут смотреть кино на российских сайтах без какой-либо компенсации. С точки зрения иностранной юстиции они станут пиратами. Это может привести к большому количеству исков к российским сайтам.
— Даже в условиях трансграничности интернета цифровой контент, к которому на сегодняшний день предоставляется доступ различными интернет-площадками (ivi.ru, now.ru, YouTube и пр.), имеет территориальное ограничение в отношении пользователей.
Если интернет-сервис имеет лицензию на распространение контента только на территории Российской Федерации, то такой сервис устанавливает необходимые технические условия, позволяющие получить доступ к цифровому контенту только для пользователей Сети, находящихся на территории РФ. Технологически такая «фильтрация» пользователей идет посредством идентификации их IP-адресов.
Действие глобальной лицензии будет основано на аналогичном принципе — пользователь Сети, размещая какой-либо контент, например в YouTube, ограничивает территорию использования границами Российской Федерации. Для пользователей, находящихся за пределами территории России, интернет-сервисы станут и далее применять традиционную модель лицензирования, когда в стоимость просмотра или загрузки будет включаться лицензионный платеж в пользу правообладателя.
Стоит отметить и тот факт, что концепция глобального лицензирования позволит решить проблему обратной трансграничности — когда «пиратский контент» располагается на серверах за пределами РФ. В настоящее время в таких случаях защита интеллектуальных прав крайне затруднена, а правообладатель не получает никакого вознаграждения. Когда такой контент будет использоваться потребителями на территории Российской Федерации на условиях глобальной лицензии, правообладатель станет получать вознаграждение за каждый случай такого использования.
— А кто заставит того же российского пользователя YouTube при публикации видео ограничивать территорию его распространения?
— Мы не можем с помощью российского законодательства регулировать использование объектов авторского и смежных прав за пределами нашей страны. За рубежом действует свое законодательство в сфере интеллектуальной собственности, которое основано на традиционных механизмах лицензирования и защиты авторских и смежных прав в интернете. И пользователь, и YouTube в данном случае должны соблюдать требования такого законодательства.
— Представители киноиндустрии высказывали мнение, что не может быть одинаковым вознаграждение за просмотр премьерного боевика и созданного полвека назад фильма. Как разрешить эту проблему?
— Поскольку не существует четких и однозначных критериев оценки произведений с точки зрения их художественной ценности, общественной полезности, рыночной стоимости произведения как интеллектуального продукта, в рамках глобального лицензирования распределение вознаграждения между правообладателями будет основано на принципе равенства. Это означает, что размер экономической выгоды — вознаграждения — правообладателя от использования принадлежащих ему результатов интеллектуальной деятельности не ставится в зависимость от оценочных и субъективных понятий: «элитность», «актуальность», «зрелищность» и т.п.
Уровень доходов каждого правообладателя будет напрямую зависеть от популярности принадлежащего ему контента среди пользователей Сети: чем активнее пользователи обмениваются теми или иными произведениями и фонограммами (просматривают, скачивают, выкладывают в социальных сетях и т.п.), тем большая сумма вознаграждения будет получена обладателем прав на них.
— Также представители киноиндустрии сомневаются в возможности создать систему, подсчитывающую количество просмотров всех фильмов в мире, число прослушиваний всех созданных музыкальных записей и т.п.
— Уровень современных телекоммуникационных технологий позволяет создать такую систему, хотя, конечно, это очень масштабная и непростая работа. Программно-аппаратный комплекс будет работать с зеркальной копией медиатрафика. Выделить медиатрафик из общего потока можно даже без использования дорогостоящего DPI-оборудования (Deep Packet Inspection) — например, через отслеживание заголовков интернет-пакетов. При этом отделение медиатрафика позволяет полностью исключить возможность контроля личной информации и идентификации личности пользователя.
Затем, после «разворачивания» пакетов, данные склеиваются в один файл, который конвертируется в уникальный код-отпечаток. Сервер индексации и поиска сравнивает полученный отпечаток с контрольной базой данных цифровых отпечатков (реестром) и фиксирует данные об использовании идентифицированного объекта. Пополнение реестра будет осуществляться как самостоятельно правообладателями, так и с помощью цифровых поисковых роботов.
— Кстати, как будут взимать деньги за отрывки? За просмотр 10-минутного фрагмента фильма правообладателю будут платить столько же, сколько за просмотр всего фильма — или меньше?
— Правовая охрана распространяется не только на произведение или фонограмму в целом, но и на отдельные их части. Таким образом, исключается возможность применения различных «премиальных» систем распределения вознаграждения (например, «если произведения определенного автора использовались свыше 10 минут, то его вознаграждение увеличивается на 5%»). Вознаграждение будет распределяться за каждый зафиксированный факт использования произведения или его части.
Чтобы пользователи, правообладатели, провайдеры и другие участники рынка смогли ознакомиться с предлагаемой нами концепцией глобальных лицензий, 4 декабря мы запускаем сайт Global-license.ru.
Александр Кондратьев, Тарас Подрез
Источник: Известия
Фотография: news2.ru
Оригинальное название: «Налог на интернет» может составить 25 рублей в месяц с абонента
Похожие новости: Эксперты не одобряют налог на Интернет