Вячеслав Керов: стоимость подписки для конечного читателя существенно выросла, порой в 1,5-2 раза

Тема подписки на периодическую печатную продукцию 25 ноября в стерах «Марриотт Отель Тверская» поднималась не один раз.

Здесь с разницей в несколько часов состоялись два отраслевых мероприятия: IX отчетно-выборная конференция Ассоциации распространителей печатной продукции и отраслевая конференция «Состояние, проблемы и перспективы развития рынка российской периодической печати». Собравшиеся участники рынка и медиаэксперты, анализируя ситуацию в том числе и в подписном сегменте, в один голос утверждали — без государственной поддержки институту подписки в стране грозит разрушение. Так, например Вячеслав Керов, руководитель Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы, представив передовой опыт зарубежных стран, призвал и российские власти проработать действенные механизмы поддержки российских подписчиков.

***

Вячеслав Керов,

руководитель Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы:

— В настоящее время членами Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы являются более 90 участников издательского рынка России, для многих из которых получаемый от реализации подписных тиражей доход является значимой строкой бюджета. В целом же российский рынок по уровню подписки (35% от всего объема тиражей по итогам 2013 года) занимает на мировой арене среднее место, уступая таким странам как Канада, США, Финляндия и некоторым другим. Однако не исключено, что в ближайшее время из-за роста подписных цен, вызванного отменой дотаций «Почте России» на доставку  подписных тиражей, объем подписки в России будет значительно снижен. Что, впрочем, вряд ли серьезно скажется на положении нашей страны в данном рейтинге, так как на фоне параллельно проходящего сокращения продаж тиражей розничных, доля подписки в общем «тиражном» объеме, возможно, даже повысится. По крайней мере, такой процесс на российском издательском рынке наблюдался все последние годы. Однако цифра эта обманчива, и забывать об этом не стоит.

В чем же причина столь привлекательных для издателей прессы показателей уровня подписки в странах Европы и США? Главная из них — внимание к данному сегменту со стороны западных государств. Например, в США подписной рынок субсидируется правительством, отчего подписные цены для конечного потребителя оказываются ниже розничных, что стимулирует его не ждать появления газеты в киосках, а оформлять доставку заранее. Огромное внимание институту подписки оказывается и в Европе. В ряде европейских стран практикуется компенсация почтовых тарифов на доставку прессы, объем которой, например, только во Франции доходит до 9 млрд. рублей в пересчете на наши деньги.

Российский же подписчик не так давно был лишен подобных привилегий: после отмены дотаций «Почте России» на доставку тиражей, стоимость подписки для конечного читателя существенно выросла, порой в 1,5-2 раза, что незамедлительно сказалось на общем объеме подписки в стране. Только результаты подписной компании на II полугодие 2014 года показали падение в более чем 20%.

Вставший на защиту отечественного подписчика Общероссийский народный фронт предложил выделить из бюджета 3 млрд. рублей для поддержки подписки; однако в результате из бюджета на эти цели планируется выделить лишь 300 млн. рублей и то только региональным СМИ и изданиям общественно-политической направленности. Хотя раньше такой выборки не было: на подписном рынке все издания были равны, а дотация, в конечном счете, приходилась не почтовому ведомству или редакции, а непосредственно подписчику.

Выступая 15 октября с.г. на форуме ОНФ по вопросам образования Президент РФ Владимир Путин подчеркнул важность воспитательной составляющей образования. При этом оказывать поддержку лишь подписчикам общественно-политических изданий, оставляя без должного внимания читателей культурных, духовно-просветительских, военно-патриотических, научно-популярных и спортивных изданий, не говоря уже о маленьких почитателей детских журналов, мне представляется не совсем правильным.

Позиция Альянса в поддержку института подписки в данном вопросе сводится к необходимости создания классификации российских печатных СМИ и ее продвижения с целью выделения дотаций или компенсаций роста почтовых тарифов на доставку подписчикам всех социально-значимых изданий.

Этот вопрос тем более актуален, что по прогнозам той же «Почты России» в результате подписной компании на I полугодие 2015 года объем подписки в стране упадет еще на 23,5%. Эксперты называют еще более удручающие цифры — падение более 40%. И эти ожидания более чем реалистичны, если посмотреть на результаты досрочной подписки, которая, по экспертным оценкам, показала -70% по сравнению с досрочной подпиской аналогичного периода прошлого года.

Столь плачевные результаты досрочной подписной компании, а также обсуждения ситуации в сегменте подписки на многочисленных тематических слушаниях сподвигли «Почту России» к повторному проведению Декады подписки в декабре этого года. Причем на этот раз почтовый оператор даже согласился предоставить подписчикам, наравне с издателями, скидки на свою доставку, хотя еще недавно от подобной практики почта отказалась в целях экономии средств. Одно это уже красноречиво говорит о том ужасном положении, в котором оказалась подписка на печатную продукцию в нашей стране.

Остается надеется, что осознавая всю ответственность перед гражданами Российской Федерации, профильные государственные ведомства обратят внимание на проблему свободного и равноправного доступа граждан страны к печатному слову, и, по опыту развитых передовых стран мира, окажут развитию института почтовой подписки должное содействие.

Анна Луговая

Источник: PlanetaSMI.RU

Оригинальное название: Тенденции подписки на газеты и журналы — Вячеслав Керов, Альянс в поддержку института подписки

Похожие новости: "Почта России" субсидирует подписную кампанию