Александр Оськин: киоски — главный институт распространения прессы в современных рыночных условиях

Выступление председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александра Оськина на традиционном Городском отраслевом форуме печати 3 декабря 2014 г.

Уже после того, как глава Департамента СМИ и рекламы Москвы Владимир Черников объявил о переходе всех киосков прессы в собственность города, в своем выступлении  Александр Оськин предостерег: если монополист в сфере торговли прессой будет создан в Москве, то аналогичные процессы незамедлительно начнутся и в регионах. О свободе продаж прессы тогда придется забыть…

***

Александр Оськин,

председатель правления АРПП:

— Коллеги, меня сейчас в перерыве спросил корреспондент «Комсомольской правды», как я оцениваю выступление и предложения коллеги Владимира Черникова, руководителя Департамента СМИ и рекламы города Москвы. Я сказал: «У меня такое впечатление, что это национализация, что взят курс на то, чтобы лишить права бизнеса и собственности примерно 80% всех операторов рынка Москвы. Это национализация, деприватизация, это курс на то, чтобы установить госкапитализм вместо частного предпринимательства».

Ведущий круглого стола может мне возразить: «Что вы, это не так. Наоборот, мы делаем добро, предлагаем вам большую помощь (я посчитал, примерно 3 млрд. руб.) вложений в эти киоски из бюджета»!

Может быть... Я хочу верить в то, что я ошибаюсь, что это не деприватизация, не ликвидация бизнеса не нарушение рекомендаций Минпромторга, не нарушение приказа Минсвязи №197. Но пока у нас кроме деклараций и обещаний нет ничего.

Если выйдет распоряжение мэра, что мы изменим? Соберемся в Союзе журналистов Москвы и будем, рвя на себе волосы, говорить: «Бизнес закончился! Мы 20 лет были владельцами, а сейчас мы кто?»

Я хочу предложить вам некоторые мысли, о том, что такое распространение прессы сегодня в России.

Как только исчезают киоски прессы, обороты рынка падают. Например, в Германии и Англии, где убрали меньшее количество киосков, или в Испании и в Италии, где киосков убрали больше. Обратной дороги нет, не будет киосков — не будет и прессы. Наш рынок сокращается: падает розница, падает подписка. Вся система продаж прессы разрушается: киоски исчезают со скоростью 10 объектов в день, а подписка в глубоком «ауте».

Киоски — главный институт распространения прессы в современных рыночных условиях. Хочу сослаться на рекомендации приказа Минсвязи №197: нам рекомендуют, чтобы в Москве был один киоск прессы на 1 500 жителей. Именно киоск, а не ручник, и не супермаркет. По показателю количества киосков Москва уже сейчас значительно отстает от нормативов Минсвязи. А теперь киосков прессы будет еще меньше, потому что они станут несостоятельными.

Некоторое время назад АРПП составила рейтинг лучших областей России по выполнению рекомендаций приказа Минсвязи. К слову, на первом месте в нем Калининградская область. Согласно рейтингу, десятка худших регионов России, где меньше всего киосков прессы на душу населения — это кавказские республики, Пензенская область и ряд других областей. Что касается Москвы, то она уже сейчас только на 59-м (!) месте по стране. А дальше будет еще хуже, по причине крайне слабой экономики отрасли, которая, в свою очередь, страдает от непомерно жестких требований Департамента торговли.

Сотрудничество медиаотрасли с Департаментом СМИ до последнего времени развивалось весьма успешно. Я считаю, что это ведомство буквально совершило подвиг, когда отстояло интересы отрасли и добилось введения конкурсов по новым объектам прессы вместо денежных аукционов. Именно Департамент СМИ пишет многочисленные письма в префектуры о спасении от сноса тех киосков прессы, у которых истекли договоры на размещение.

Но хочу откровенно сказать, что Департамент СМИ не всесилен. И сегодня мы имеем дело с торжеством диктатуры Департамента торговли. Именно в его недрах родилась идея замены всех киосков прессы за счет городского бюджета. И добавлю, не только киосков прессы, но и всей мелкой розницы.

21-го декабря с.г. в Минске пройдет конференция «Печатный рынок в условиях интегрированной экономики», на которую приглашаются все российские коллеги. Система продаж прессы в Минске устроена именно по той модели, которую нам сегодня озвучит глава Департамента СМИ. Но при этом власти Минска хоть и установили павильоны прессы, однако же не берут с них арендную плату, и кроме того разрешают торговать даже алкоголем и табаком, не говоря уже о фастфуде. Как результат, минский киоск прессы приносит 20 тысяч долларов оборота в месяц, и, конечно же, процветает. Киосков здесь много, бизнес растет, система продаж прессы развита, и каждый житель города имеет доступ к печати. Что говорить: работа с информацией у наших соседей выстроена прекрасно!

А у нас?… В период информационной войны против России, в стране не делается ничего для укрепления ее информационной безопасности! Система розничного распространения прессы разрушается, количество книжных магазинов от года к году только сокращается (к слову сейчас их меньше чем было даже в Царской России). Экономику печатного рынка довели до безобразного состояния!

Как у нас продлеваются договоры аренды на киоски прессы? Ведь до сих пор в некоторых регионах страны на киоски прессы проводятся аукционы! Слава Богу, в Москве, благодаря усилиям Департамент СМИ, эта процедура основана на конкурсах. Однако из-за слабой экономики в отрасли, киоскам в Москве жить крайне тяжело. Если бы им дали свободу продаж, они могли бы давать в год лишних 3 млрд. рублей в бюджет государства. Который, к слову, сейчас трещит по швам. Так развяжите киоскам руки! Им нужна не финансовая помощь, а свобода торговли — возможность включать в ассортимент не то, что указано, а то, что действительно востребовано у москвичей. Что, кстати, прописано в Гражданском кодексе РФ. Кроме этого, в России работает Федеральный закон о конкуренции, в статье 15 которого записано, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. А ведь передача всех киосков прессы в собственность города и создание единой структуры, которая станет единоличным и полноправным владельцем всех киосков, ведет, по сути, к появлению монополиста на рынке. Чего мы и боимся. Ведь, как известно, Москва — пример для всех регионов. И если монополист — не дай Бог — будет создан в столице, аналогичные процессы пойдут и по всей стране!

Дайте киоскам свободу, а они вам — денег в бюджет! Москва не худшее место в России по состоянии рынка киосковых продаж прессы, но и не лучшее. А мы, участники рынка, хотели бы, чтобы она стала примером.

Подготовил Виктор Дейкин

Источник: PlanetaSMI.RU

Оригинальное название: Национализация системы распространения прессы в Москве противоречит законодательству РФ — Александр Оськин, АРПП

Похожие новости: Власти приступают к национализации московских киосков