Как относятся к решению городских властей распространители прессы? Ведь, по сути, с нового года они лишаются бизнеса, который развивали и в который вкладывались более 20 лет. Сегодня эту тему главный редактор PlanetaSMI.RU Евгения Трушина обсуждает с генеральным директором группы компаний «Столичная пресса» (более 100 киосков на территории «старой» Москвы) Алексеем Федотовым.
— Алексей, как известно, 3 декабря на московском Городском отраслевом форуме печати, руководитель Департамента СМИ и рекламы Владимир Черников объявил, что в ближайшее время все киоски прессы перейдут в собственность города. Как вы относитесь к этой инициативе властей?
— Я отношусь к этой инициативе крайне негативно, как и большинство участников рынка распространения СМИ. Думаю, это очевидно. К сожалению, московские чиновники не слышат президента Путина Владимира Владимировича, который 4 декабря обратился с Посланием к Федеральному Собранию РФ. В этом послании прозвучал четкий призыв к поддержке малого и среднего предпринимательства в нашей стране. В условиях экономических санкций западных стран, рецессии экономики и тяжелейшим экономическим кризисом, чиновники готовы тратить деньги на газетные киоски, уничтожая предпринимательство как класс, монополизируя рынок и подминая его под себя. Забывая, что Российская Федерация — государство с рыночной экономикой и частной собственностью. От социалистического типа хозяйственной деятельности мы отказались в начале 90-х годов XX века.
— А как вы считаете: в чем настоящая причина принятия Правительством Москвы решения о самостоятельном видении бизнеса в сегменте продаж прессы?
— Как ни странно ответ один — популизм и строительство «потемкинских деревень». Чиновники в Москве забывают важнейший экономический принцип, используемый абсолютно во всем мире. Городские изменения (хоть видимые, хоть концептуальные изменения городской среды) происходят вначале лишь на уровне экономики, а никак не закрывая и подмазывая экономические уродства и недоразвитость «ширмой» мнимого благополучия. Например, США, Нью-Йорк. Киоски на Манхеттене были заменены за несколько месяцев исключительно потому, что наступила для этого экономическая целесообразность и высвободились дополнительные средства.
— Если вспомнить историю, то еще в начале 90-х годов московское отделение «Союзпечати» — «Моспечать» — было приватизировано, положив основу не только нескольким частным фирмам по продажам прессы, но собственно и всему свободному рынку распространения. Означает ли создание государственного предприятия пересмотр итогов приватизации?
— Я не совсем согласен с тем, что все, что Правительство Москвы сейчас пытается «протащить», потратив на это наши же деньги, — некая деприватизация. Как часть — да. В общем — нет. У нас через приватизацию народного хозяйства обогатились только олигархи. Все прочее — заработанное в рыночных условиях. Наши «партнеры», как говорит Владимир Владимирович Путин, забывают важнейшую аксиому: рынок распространения СМИ в Москве — это такой же рынок как, скажем, АЗС или рынок образования, транспортно-логистический или услуг связи. Все предприятия, которые сейчас на нем представлены, образовались в результате серьезной конкурентной борьбы, слияний и поглощений, сделок купли-продажи, инвестиций, кредитов и прочих инструментов. Уничтожить их «одним махом», подмяв под себя — это преступление против России и ее граждан.
Представьте себе, вы взяли многомиллионные кредиты, купили оборудование, привлекли персонал, приняли на себя серьезнейшие обязательства. Но вдруг у вас все отбирают одним лишь внутренним постановлением Правительства Москвы! Вышвыривают вместе с этими займами и хозяйственными взаимоотношениями. Обязательствами! Да, Департамент СМИ и рекламы говорит, что вы на рынке останетесь, но на каких условиях? Если на таких же, какие предложили рынку ГУП «Гормост» и «Московский Метрополитен», то череда банкротств накроет сначала распространителей с их обязательствами, потом издателей, а следом за ними и типографии.
— А не означает ли решение городских властей то, что они признали рыночные отношения в сфере розничной продажи прессы неэффективными и перешли к государственному регулированию рынка?
— Евгения, я работаю в отрасли уже порядка 19 лет. Долго. Я видел ее подъем, стагнацию и предбанкротное состояние, такое же, как и сейчас. Правительство Москвы не может оценить состояние киосковой розницы объективно. Киоски работают, поддерживают рентабельность существующих объектов, платят налоги в городской и федеральный бюджеты, несут и прочие затраты. Это удивительная отрасль! По одной простой причине — она саморегулируема. Есть отраслевые организации, сообщества и объединения. Отрасль распространения СМИ в Москве ни разу не приводилась в нерабочее состояние. Хотя, с 2010 года попытки ее разрушить не останавливались. Ни разу нынешние московские чиновники не сдерживали своих обещаний, начиная с расширения ассортимента и заканчивая разрешением размещения рекламы.
— По сути, бизнес распространителей сегодня основывается на владении долгосрочной арендой мест под киоски и материальными активами в виде самих киосков. Теперь все это будет принадлежать госпредприятию, то есть будет национализировано. А национализация подразумевает какую-то компенсацию собственникам. Предполагает ли Правительство Москвы провести оценку вашего бизнеса, чтобы выплатить компенсационные суммы?
— А вот это самое увлекательное. Почему сейчас лихорадит отраслевое сообщество? Потому что все помнят 2010 год, когда чиновники на местах вывозили киоски на штрафстоянки, а в худшем случае — распиливали их на глазах киоскеров и москвичей. Есть ли после этого доверие к городу? Правильно, нет! Никто из московских чиновников не уважает права частной собственности и вложений в город со стороны бизнеса. Это феодализм в его расцвете.
Самое главное в бизнесе распространения СМИ, как и в любом другом, — правообладание. В нашем случае базовым принципом является владение права на аренду земли. Оптимально — 10 лет. Есть этот договор — значит, есть инвестиции, кредиты и развитие. Нет — стагнация и уничтожение. Сейчас у нас почти ничего не осталось. Точнее, нам ничего не оставили. Но самое страшное в том, что Департамент СМИ и рекламы не проводил пока консультаций с прочими причастными структурными подразделениями города. Вопросов еще больше: кто компенсирует стоимость киосков? Кто и по какой цене будет выкупать кабельные трассы, питающие электроэнергией киоски? Нам снесенные и распиленные киоски в период «первой волны сноса» никто не компенсировал…
— Как известно, в последние годы многие предприятия, по требованию города, проводили обновление киоскового парка и устанавливали новые киоски, утвержденные Москомархитектуры. Срок амортизации по ним еще не истек — они практически новые. Будут ли распространителям компенсироваться расходы на изготовление и установку киосков? Не получится ли так, что продавцам прессы придется их просто «выбросить в мусор»?
— Этого никто еще не знает. Что считать «новыми киосками»? В 2011 году утвердили три вида киосков. Мы должны были их заменить. Несколько штук мы обновили — в тех местах, где выиграли у города суды. И что? Они отправятся сейчас в металлолом, как и все киоски с прочим бизнесом. Если бы в 2011-2012 годах мы набрали кредитов и поставили новые киоски, то сейчас и они бы пошли на свалку, хотя срок их амортизации 8-9 лет. Зачем? Где гарантии города и доверие к нему? Насколько мы можем быть уверены в том, что при очередной смене власти в городе судьба уже «как бы новых» киосков не будет столь же печальна? Уверенности в том, что город, например, компенсирует группе компаний «Кардос» (владеет киосковой сетью по продажам прессы в Москве —PlanetaSMI.RU) стоимость замененных ими за свой счет киосков, у меня нет. Это очень печально. Для бизнеса это колоссальные затраты.
— Если курс Правительства Москвы в части распространения прессы останется неизменным, какими будут ваши ближайшие действия? Будете ли вы что-то предпринимать, или бороться за сохранение частного бизнеса уже бессмысленно?
— Я верю Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину, и верю в его посыл, который он дал обществу 4 декабря. Я верю в то, что я живу в стране с Конституционным строем, который гарантирует право неприкосновенности частной собственности, поощряет и стимулирует развитие частного предпринимательства, как основного драйвера развития государства. Бороться мы будем. Но это возможно лишь тогда, когда нас слушают. А нас московские чиновники не слышат. Все последние годы мы призывали их к диалогу. Однако они действуют исключительно в собственных интересах и по собственным ошибочным убеждениям, не имеющим ничего общего с реальной экономикой отрасли.
— И опять же: если курс Правительства Москвы останется прежним — каким вы видите рынок киосковых продаж прессы в 2015-2016 гг.? К чему, например, готовится издателям и читателям?
— Я бы начал ответ на ваш вопрос не с этого. Каков будет курс рубля по отношению к доллару США и евро? Не секрет, что 80% изданий — из-за рубежа. Зарубежные издатели, распространяя у нас свой продукт интеллектуального труда, хотят получать прибыль в той валюте, которая имеет хождение в их стране. Это естественно. Катастрофическое падение российского рубля сводит прибыли издателей к нулю, как и распространителей, транспортников и прочих заинтересованных предприятий. Соответственно, начиная с 2015 года, интересных и новых изданий будет меньше. А значит, прибыль распространителей еще больше снизится по сравнению даже с 2014 годом. Плюс к этому — ежегодное падение тиражей на 12%. Даже если ассортимент будет расширен, это не поднимет и даже не компенсирует всех тех издержек, которые распространители несут сейчас. Необходим комплекс серьезнейших согласованных мероприятий, который должен быть принял всем отраслевым сообществом.
Источник: PlanetaSMI.RU
Оригинальное название: Уничтожить систему распространения печати «одним махом» — это преступление против России и ее граждан, — Алексей Федотов, ГК «Столичная пресса»
Похожие новости: Александр Оськин: киоски — главный институт распространения прессы в современных рыночных условиях