Многие канадские газеты, объявившие в начале 2010-х о запуске программ, связанных с электронным контентом, вынуждены перепрофилировать свои архивы или выпускать новые материалы. Несмотря на ожидания экспертов, эти программы так и не принесли прибыли.
Цифровой контент не смог стать новым источником дохода для печатной прессы. Таковы итоги эксперимента, проведенного минимум тремя ежедневными канадскими газетами.
Toronto Star, Globe and Mail, National Post и Edmonton Journal — все эти издания использовали различные стратегии. В теории, цифровой контент мог бы принести газетам пользу. Большие аналитические материалы часто вторичны по отношению к ежедневным новостям, поскольку у читателей нет времени каждый день читать статьи, состоящие из 10,000 слов.
Toronto Star отменяет программу Star Dispatches, которую можно было назвать первопроходцем на этом рынке. Действовавшая с ноября 2012 до июня 2014, она была, по словам Сэнди МакЛеода, главного операционного директора печатных изданий Toronto Star, «подвидом полнометражной журналистики на подписной основе». «Мы готовили статью на 10,000 знаков, посвященную определенной тематике, и она распространялась через подписку как отдельное приложение. Люди подписывались и получали статью на e-mail, после чего могли прочесть ее… когда угодно» - объяснил он.
Подписчики платили $4.33 в месяц, либо могли приобрести отдельную статью за $2.99.
90 статей The Star были отдельными, специально написанными новостями, что отличало их от конкурентов таких конкурентов, как National Post и Edmonton Journal. Темы выбирались самые разные: от расследования представителя санитарной авиации, посвященного росту популяции енотов в Торонто, до секс-скандалов в Ватикане.
МакЛеод сообщил, что программа «очень быстро» набрала 5,000 подписчиков за первые полгода. Однако привлечь следующих подписчиков так и не удалось. «Для окупаемости нам нужно было найти 10,000 подписчиков, а для устойчивой прибыли – 25,000» - сказал МакЛеод. Несмотря на поддержку читателей и редакции, он был вынужден закрыть убыточную программу: «Все работало прекрасно, кроме бизнес-модели».
Edmonton Journal подготовил шесть цифровых сборников за период с мая 2012 до августа 2013. «Я уверен, что это хорошая возможность популяризовать крупную форму в журналистике или коллективные работы, иначе они быстро теряются в потоке информации» - сказала Стефани Кумбс, управляющий редактор.
Программа начиналась как эксперимент. Веб-редактор журнала переделывал вышедшие материалы в формат электронного сборника, и его можно было купить без подписки. «Поскольку у нас уже имелся этот контент, то на создание сборника уходило всего несколько дней» - добавила она.
Из-за преимущественно региональной тематики сборники не получили широкого распространения. Как отметила Стефани Кумбс, для успеха подобной программы необходимо выйти на более широкую аудиторию. Стоимость сборника варьировалась от $2.99 до $5.99. «Это несерьезно. Нельзя сделать большие деньги, продавая товар за пару долларов» - сказала она.
Несмотря на то, что последняя электронная рассылка National Post вышла в декабре 2013, программа все еще официально существует. Для продажи доступны 14 материалов. Стратегический директор Бенджамин Эрретт сказал, что программа была запущена по двум причинам. Во-первых, все чувствовали воодушевление насчет цифрового контента и его растущей популярности. Во-вторых, компания Postmedia, владеющая газетой, искала новые пути дистрибуции.
Газета даже начала сотрудничать с Harper Collins в вопросах распространения и продаж. Покупатели могли приобрести сборник через распространителей, вроде Amazon.ca, цены за один экземпляр составляли от $4.99 до $9.99.
Изначально планировалось, что цифровой контент поможет популяризовать National Post на мобильных устройствах. «Поведенческие факторы все время меняются. Любопытно, что вещи, которые успешно применяются в печатной версии, необязательно работают в сетевом пространстве» - заметил Эрретт.
Вместо того, чтобы расширять аудиторию, The Globe and Mail использовали цифровой контент для связи с уже имеющимися читателями и подписчиками.
Крейг Сайла, директор цифровой продукции, сказал: «Мы изначально не планировали делать из этого отдельный продукт для продажи. Скорее, это поощрение для наших постоянных клиентов».
Контент состоял из смеси оригинальных и уже опубликованных материалов. Программа была запущена в 2012, и сейчас в продаже имеются 20 сборников, десять из которых доступны только подписчикам Globe and Mail. Оставшиеся десять продаются за $2.99 - 4.99.
По мнению Сайлы, самыми популярными цифровыми материалами являются сборники опубликованных в газете статей на одну и ту же тематику, которые не просто собрать вместе.
Сайла предупредил тех, кто собирается продавать цифровой контент: «Его сложнее продавать по многим причинам. Канадский рынок не такой большой, как американский. Придется привлечь где-то 10,000 подписчиков, чтобы работа редакции по набору контента и его распространению все-таки окупилась».
Источник: jpress.journalism.ryerson.ca
Перевод: Богоцкой Олег