Субаренда киосков прессы в формате франчайзинга — благо для малого бизнеса и горожан, но понимают это не все, — Анна Грачева («Логос-Финанс)»

Предлагая кардинальное реформирование киосковой газетной розницы в Москве, столичный Департамент СМИ и рекламы обосновывает свои предложения несогласием с принятой в России (также как и на всех других развитых рынках) практикой субаренды, по которой владельцы сетей передают конкретные торговые точки индивидуальным предпринимателям, полностью оставляя за собой функционал по их обеспечению.

По мнению московских властей, такой практики на столичном рынке продаж прессы остаться не должно. Существующие механизмы организации работы на рынке прессы, экономику отрасли, проблему кадров и опасность монополизации PlanetaSMI.RU обсудила с генеральным директором компании «Логос-Финанс» Анной Грачевой.

— Анна Константиновна, 3 декабря с.г. на Городском отраслевом форуме Департамент СМИ и рекламы Москвы представил участникам рынка свою идею реформирования системы продаж прессы. Предполагается, что городом будет создано некое предприятие, в которое перейдут все существующие в столице частные киоски. В общем — как такового бизнеса в этом сегменте уже не будет. При этом, говоря о причинах такого решения, представители городской власти, как основной аргумент выдвигают якобы существующую на рынке практику сдачи сетями торговых объектов в аренду мелким предпринимателям. А те свои арендные платежи закладывают в конечную цену для покупателей. Соответствует ли эта информация действительности?

— Евгения, вы как-то утрировано все описываете. По вашим словам выходит, что на рынке существует какой-то посредник, который только тем и занимается, что выигрывает городские аукционы на право торговли, пересдает торговые точки в субаренду и жирует.

— Это не я — это чиновники…

— Тем не менее, подобные утверждения не верны. Посредник, согласно общепринятой мировой практике, берет на себя полную ответственность за функционирование всей системы продаж и с точки зрения организации торгового процесса, и с точки зрения соблюдения действующего законодательства.

Во-первых, он занимается поставками, транспортировкой, логистикой и сортировкой всего товарного потока, который потом предлагается покупателям непосредственно в киосках.

Во-вторых, этот «бездельник» занимается ремонтом, обслуживанием, уборкой и покраской всего «киоскового парка». А это, как вы понимаете, немалые текущие затраты.

Если город планирует передать все киоски прессы госпредприятию, то надо понимать, что предприятие это будет заниматься не только работой с арендаторами, но и обязано взять на себя весь перечисленный выше функционал: тянуть на себе обслуживание киосков, ремонтировать их, заниматься проблемами с электричеством, организовывать поставки всей продуктовой линейки и т.д. А это требует немалых ресурсов. Общение со всеми мелкими контрагентами подразумевает большое количество договоров и документов на поставку, возвраты, ремонтные работы и прочее. Я уже не говорю о «подводных камнях», как например «пропадающие» вместе с товаром «ИП-эшники».

Вот видите, сколько всего (вздыхает). Поэтому говорить о том, что есть какой-то посредник, который только «жирует на субаренде» и больше ничего не делает — в корне неверно. Он оказывает огромное количество услуг, с которыми вряд ли справится город.

— Почему вряд ли справится? Что мешает городу создать собственное предприятие, которое и будет заниматься обслуживанием, электричеством, поставками?

— Вы говорите уже о создании монополии на рынке продаж прессы, а это противоречит существующему в Российской Федерации антимонопольному законодательству. Согласно букве закона, никто, в том числе и город, так поступить не имеет права.

Нет, конечно, в нашей стране есть примеры монополий, но это так называемые естественные монополии, например РЖД. Во всех остальных случаях, повторюсь, искусственное создание монополии противоречит закону.

— А чем плоха монополия на рынке продаж прессы?

— Само присутствие монополия на любом рынке, не только на рынке прессы, подразумевает уничтожение свободных рыночных отношений, а значит — и рыночного ценообразования. Свободная конкуренция не допускает появления завышенных цен. Здесь, наоборот борьба идет за лучшие условия и низкие цены, так как именно они привлекают конечного покупателя. Как только на рынке возникает единый поставщик услуг, о каких конкурентных отношениях и свободном ценообразовании вообще можно говорить?

Я предполагаю, что поднятый сегодня в городе вопрос о создании единого госпредприятия на рынке продаж печати — это просто вопрос чьего-то частного желания, потому как сама его суть в корне противоречит закону Российской Федерации и принципам свободной конкуренции. Государство должно заниматься своим делом, предприниматели — своим, и не надо их путать.

— Тем не менее, на московском рынке уже есть недавние примеры применения городом подобных схем. «Вечерка» писала о том, что похожую схему город использовал при регулировании работы ярмарок выходного дня. Ими сейчас также управляет бюджетное учреждение, и теперь на ярмарках порядок, все неплохо функционирует, никто не жалуется. При этом и госпредприятие, которое управляет процессом, справляется, и горожане благодарны за качественную белорусскую колбасу по нормальным ценам.

— Но тут надо еще раз разобраться, что делалось на этих ярмарках до реформы, чем занимался предыдущий управленец, и какие функции выполняет сейчас правительственное предприятие. Без полной картины аналогии с рынком продаж печати не очевидны и подобное сравнение некорректно.

— У властей в пользу предложенной реформы есть еще один аргумент. По словам пресс-секретаря Департамента СМИ Владимира Яковлева сегодня «владелец сдает киоск индивидуальным предпринимателям и не отвечает за ассортимент». Он действительно не несет за него ответственности? Как вообще формируется ассортимент в киосках?

— Евгения, вы меня не услышали. Еще раз повторюсь: этот якобы «жирующий» арендатор всецело отвечает за поставки продукции в точки продаж. И поставляет он ассортимент, который полностью соответствует разрешенному к продаже номенклатурному перечню.

— То есть «левого» ассортимента там появиться не может? А как же тогда рассказы о предпринимателях, умудряющихся из газетных киосков делать овощные развалы?

— На рынке продаж прессы, как и на любом другом, конечно же, могут появляться недобросовестные предприниматели. Вот назовите мне сегмент, где их нет?

— … не назову — не знаю.

— Да потому что недобросовестное предпринимательство — это не вопрос рыночного сегмента. Можно и в лавку с мороженным «левый» товар положить, и в цветочный киоск. Нерегламентированный ассортимент — исключительно на совести субарендаторов. Но сейчас за ними, уж поверьте мне, максимально строгий контроль со стороны владельцев сетей. Иначе они рискуют просто лишиться бизнеса. А оно им надо?

Когда же вместо пяти-десяти таких ответственных частных «владельцев-контролеров», полностью несущих перед законом ответственность за свой бизнес, появится одна большая госструктура, вполне вероятно, что ситуация станет на порядок хуже. Кто будет контролировать мелких арендаторов? Что — будут за бюджетные деньги специальные контролирующие подразделения создаваться? А ведь без надсмотра «ИП-эшники» точно станут в массовом порядке тащить какой-то «левый» товар и торговать им — им же хочется зарабатывать как можно больше. Поймите: чем масштабнее будет сеть, тем сложнее за ней будет следить...

— …Ну или с целью контроля можно еще масштабы уменьшить, хотя глава Департамента СМИ Владимир Черников убеждал, что количество газетных киосков в городе в ходе реформы не сократится… Если я вас правильно поняла, создание единого государственного предприятия не избавит рынок от «левого» товара?

— Не избавит.

Поймите, поставщик продукции кровно заинтересован в том, чтобы не нарушать ассортиментную линейку установленного номенклатурного перечня, чтобы торговец не торговал «левым» товаром, чтобы киоски были чисты перед законом. Создание государственного предприятия не решит проблемы «левака». Наоборот — станет еще хуже, так как не будет столь жесткого контроля. Из-за масштабности создаваемой структуры будет сложнее не только контролировать ассортимент, но и определять степень вины частного предпринимателя, допустившего появление в киоске товара, не внесенного в номенклатуру.

Недаром же практика сдачи в аренду точек единой брендированной сети так широко распространена во всех развитых западных странах. Западный поставщик, так же как и наш отечественный, содержит сеть торговых точек, занимается поставками товара и их обслуживанием. И каждый желающий — обычно это какие-то семьи, решившие заняться частным предпринимательством, — берут эти точки в аренду и начинают на них зарабатывать. Всем удобно: и владельцу сети, потому как не надо заниматься вопросами подбора персонала, и самому арендатору, который теперь работает на себя, а не «на чужого дядю».

— Это же, по-моему, система франчайзинга? Выходит, что во всех остальных сферах услуг франчайзинг поддерживается, а вот в сегменте продаж прессы — нет… И тут возникает новый вопрос: а как быть с кадрами? Ну, выгонят всех субарендаторов — киоскеры то от этого на кадровом рынке не появятся. А мы все знаем, что отсутствие кадров — чуть ли не основная головная боль нестационарной розницы.

— Не появятся. Проблема киоскеров в Москве — это проблема дешевой рабочей силы. И решена она не будет, это очевидно. На данный момент киосковый бизнес в Москве может функционировать только за счет того, что работают в киосках частные предприниматели, которые заинтересованы в реальных продажах, а не в зарплате, которая, к слову сказать, в нашем низкомарженальном бизнесе просто смешная — в среднем 18 тыс. рублей.

Субаренда киосков прессы в формате франчайзинга — благо для малого бизнеса и горожан, но понимают это, видимо, не все.

— Такая мизерная по московским меркам зарплата — это ни о чем…

— Так поднимать ее возможностей нет! Продажи прессы падают, печать продается плохо, дополнительный ассортимент ограничен… Рентабельность киоска — 2-3%, о чем тут говорить?

Но субарендаторы, в отличие от наемного киоскера, могут взять в аренду сразу несколько точек. Так обычно поступают представители семейного бизнеса. Они «крутятся», работают с покупателями, рекламируют газеты, дают рекомендации что еще купить почитать — вот так и зарабатывают.

— Выходит, если реформа будет воплощена в предлагаемом правительством виде, то к прочим расходам, наверное, все-таки прибавятся еще повышенные расходы на заработную плату киоскерам. Иначе на такие деньги работников, да еще в таком количестве — аж на 2 000 киосков, просто не набрать… Анна Константиновна, и последний вопрос. На ваш взгляд как было бы правильнее реформировать рынок продаж прессы в Москве так, чтобы и волки, как говорится, были сыты, и овцы целы?

— Сначала надо понять какова главная цель реформирования. Если, как об этом пишут СМИ, Правительство Москвы хочет поменять все нестационарные торговые объекты на новые, более красивые и современные, а существующие операторы рынка не могут этого делать по известным экономическим причинам, то тогда город может купить эти основные средства и сдать их в лизинг этим же операторам. Таким образом будет и проблема замены киосков решена, и существующие операторы, взяв в лизинг основное средство — киоск, смогут продолжать свою профессиональную деятельность, не нарушая законов.

Евгения Трушина, Ольга Куликова

Источник: PlanetaSMI.RU

Фото: Констанин Акопян