Первая Декада проходила с 25 сентября по 4 октября 2014 года и не дала сколько-нибудь заметных результатов. Причина этого, по мнению экспертов медиарынка, заключается в отказе «Почты» от традиционных скидок на услуги почтовой связи, практиковавшихся прежде. Обычно эти скидки были пропорциональны скидкам, предоставляемым издателями, и достигали 30-40% от подписной цены. При этом стоимость почтовых услуг по приему и доставке подписки за последние два года существенно выросла. Весной 2013 года «Почта» повысила стоимость своих услуг на 15%. А весной 2014 года почтовые расценки выросли сразу в 2-3 раза, что привело к росту подписных цен, в среднем на 25%. Причиной роста почтовых тарифов стала отмена государственного субсидирования подписки. Но рост цен повлиял на настроение подписчиков, большинство которых – малообеспеченные жители российской провинции. Началось стремительное снижение подписных тиражей. В текущую подписную кампанию «Почта России» планировала сокращение тиражей на 23,5%. Но эксперты рынка утверждают, что уже сегодня можно уверенно говорить о том, что тиражи сократятся, как минимум, на 30-35%.
Судя по всему, это обстоятельство стало главной причиной решения провести вторую декаду подписки. Причем на этот раз почтовый оператор объявил о снижении стоимости услуг связи на время Декады: на 5% для федеральных и 10% для региональных изданий. В среднем, это означает снижение подписных цен на 2,5-5%. Многие издатели посчитали такой уровень скидок недостаточным и отказались от снижения собственных каталожных цен. Декада проходит без значительного рекламного оповещения. ФГУП «Почта России» не смогло выделить региональным УФПС средств на проведение рекламной кампании. Большинство издателей не успели опубликовать рекламные сообщения о Декаде из-за того, что решение о ее проведении было принято за неделю до ее начала. Кроме того, вопреки сложившейся практике, почтовый оператор отказался во время Декады бесплатно размещать рекламные материалы издателей в почтовых отделениях. Это было вынужденное решение. Впервые в декаде участвуют абсолютно все издатели, и разместить их рекламу в уголках подписчика в ОПС невозможно из-за нехватки места. В результате единственным источником информации о Декаде подписки стало общение с почтальонами и операторами связи.
Несмотря на изначально неблагоприятные условия для проведения Декады подписки, ряд издателей пошел на существенное снижение каталожной стоимости своих изданий. Например, на 58% была снижена каталожная стоимость издания «Сытый папа. Что приготовить на обед?». На 54% - каталожная стоимость журнала «Рыбный день. Вкусно и полезно!». Третье место по уровню дисконта (снижение на 49%) разделили издания «Сладкий стол. Торты и выпечка» и «Осеннее лукошко. Домашние заготовки». На 44%-е снижение каталожной стоимости пошло издание «Салатный мир. Быстро, вкусно, сытно!» На 41% снизилась каталожная цена журнала «111 простых кулинарных рецептов», на 36% - у издаваемого на татарском языке кулинарного издания «Сладкоежка», на 32% - у православного молодежного журнала "НаследЪник". На 30% снизила свою каталожную стоимость газета «Известия», на 20% - газета «Культура», на 19% - журнал «Ума палата. 1000 КРОССВОРДОВ», на 18% - издание «Забавные наклейки», на 16% - журнал «Чудо-поварешка», на 15% - «Новая газета». На 14% снизилась каталожная стоимость выпускаемых издательским домом «Юнилайн» изданий «1000 советов», «1000 советов дачнику» и «Непоседа».
Хочется надеяться, что указанные издания смогут значительно увеличить свой подписной тираж. Но большинство изданий, участвующих в подписной кампании, отказались снижать каталожную стоимость своих изданий или пошли на снижение каталожной цены, пропорциональное скидке, предложенной почтовым оператором (5-10%). Из-за этого, по мнению экспертов рынка, Декада подписки не даст заметного результата. Тем более что «Почта России» проводит ее под занавес подписной кампании, пик которой приходится на октябрь-ноябрь. Большинство подписчиков уже успели сделать свой выбор и незначительное, в среднем, снижение подписных цен может не стать для них достаточным стимулом для того, чтобы еще раз прийти в почтовое отделение для оформления подписки.
Несмотря на недостатки в организации декабрьской Декады подписки, большинство издателей и экспертов рынка высоко оценивают ее значение для развития подписки в России. ФГУП «Почта России» вернулась к практике предоставления скидок для подписчиков. Кроме того, почтовый оператор впервые в истории российской подписки предоставил скидки всем издателям без учета их готовности давать собственные скидки. В случае продолжения этой практики, в России появится хороший шанс для стабилизации подписных тиражей.
Пресс-служба АРПП