— Алла Борисовна, рынок продаж печати в Москве стоит на пороге глобальных перемен. Какими они будут — пока не ясно. Тем не менее, Правительство Москвы предлагает свой, довольно радикальный, механизм трансформации: передать все киоски печати в управление городскому предприятию. Как вы, руководитель одного из ведущих предприятий на рынке, относитесь к такой инициативе властей?
— Как руководитель я не вижу необходимости в замене существующей системы распространения прессы в столице. При грамотном управлении киосковые сети работают стабильно и устойчиво. Во всех киосках всегда есть свежая пресса, и это, на мой взгляд, вполне устраивает москвичей и гостей столицы. Зачем менять хорошо налаженный бизнес, который выстраивался годами?
— Как вы считаете: в чем причина принятием Правительством Москвы решения о самостоятельном видении бизнеса в сегменте продаж прессы?
— На мой взгляд, Правительство Москвы вообще не должно заниматься бизнесом. Оно должно разработать и утвердить регламентирующий документ, который бы нам позволил планировать свой бизнес и нормально работать.
Хочу отметить, что мы поддерживаем московские власти в стремлении сделать наш город красивым, привлекательным для москвичей и гостей столицы. Идея о замене всех киосков прессы на новые, «европейской» модели, была поддержана отраслевым сообществом. Кроме того, операторами рынка был разработан Альбом «Дизайнерские решения объектов мелкорозничной торговли для распространения печатной продукции», в который вошли десять типов киосков. Этот документ был представлен в Департамент СМИ и рекламы для согласования в Москомархитектуры. Более того, мы, не дожидаясь окончательного решения руководства города, уже поставили несколько опытных образцов киосков.
— А не означает ли идея о создании единого госпредприятия на рынке и передаче ему в управление всех киосков прессы пересмотр итогов приватизации? Уж больно предлагаемая система напоминает советского монополиста «Союзпечать»…
— Возможно. Если вспомним, в 90-е годы по решению правительства РФ были созданы свободные рыночные отношения в сегменте распространения прессы. И это правильно! Эти организации имели долгосрочные договоры на аренду земли под киоски и материальные активы в виде торговых объектов. А что теперь будут иметь операторы рынка? У них остается только право на ведение торговой деятельности в торговых объектах, установленных городом!
— Не значит ли это, что власти Москвы признали рыночные отношения в сфере розничной продажи прессы неэффективными и перешли к государственному регулированию рынка?
— Рыночные отношения в сфере розничных продаж сегодня признать неэффективными нельзя. Бизнес рентабельный, хотя уровень рентабельности и не высокий. Кстати, при переходе к государственному регулированию, рентабельность бизнеса по распространению прессы неизбежно упадет, так как повысится арендная плата. И еще: сегодня практически все распространители прессы в Москве держат нерентабельные киоски в малопроходимых местах для того, чтобы обеспечивать жителей удаленных и малозаселенных районов столицы свежими газетами и журналами за счет других, более рентабельных киосков. Завтра же жители этих районов рискуют остаться вообще без прессы, ведь количество газетных киосков в городе сократится.
— По сути, бизнес распространителей основывался на владении долгосрочной арендой мест под киоски и материальными активами в виде самих киосков. Теперь все это будет принадлежать госпредприятию, то есть будет национализировано. А национализация подразумевает какую-то компенсацию собственникам. Предполагает ли Правительство Москвы выплатить вам компенсационные суммы?
— Очень сомневаюсь, что это произойдет. Пока никаких заявлений на этот счет со стороны Правительства Москвы не было. Перед всеми участниками рынка вопрос о том, куда девать свои киосковые конструкции, обязательно встанет со всей остротой, когда властями будет принято окончательное решение. А девать их некуда!
Продать? Но в московском регионе их никто не купит, так как местные власти, как в Москве, так и в Московской области ставить старые киоски не захотят.
Продавать их в регионы? Тоже сомнительно: одна перевозка во что обойдётся.
Утилизировать? Так за это тоже платить надо, и немало.
— Что же, продавать операторам рынка придется и новые, недавно установленные (кстати — по требованию города) киоски? Срок амортизации ведь по ним еще не истек — они практически новые….
— К сожалению, скорее всего так и произойдет. Бизнес понесет огромные убытки. Нашей компанией как раз и были установлены новые киоски, ранее утвержденные Москомархитектуры, и срок амортизации по ним еще не истек…
На Городском отраслевом форуме глава Департамента СМИ и рекламы упрекнул распространителей, что, мол, у них было целых три года на замену киосков, но они этого не сделали. Но хочу напомнить, что после выхода постановления Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности», были заключены договоры на размещение торговых объектов с префектурами, в которых обязательным условием являлась замена объектов прессы на новые модели. И мы отдавали себе отчет, что, не заменив киоски, через три года мы не сможем участвовать в торгах. Поэтому, например, нашей компанией были заменены 50 киосков, стоимостью от 370 до 450 тыс. рублей каждый. А потом вдруг Департамент СМИ и рекламы сообщает нам, что утвержденные объекты не нравятся городским властям, и надо разрабатывать другие модели, более современные, нежели утвержденные «серые». В тот момент на заводах у нас находилось еще пять новых киосков. И вот, спрашивается, что делать с такими объектами? Деньги на изготовление уже потрачены, а ставить их некуда… Этот вопрос мы задали Департаменту СМИ и рекламы, но ответа на него так и не получили.
— Если курс Правительства Москвы в части распространения прессы останется неизменным, какими будут ваши ближайшие действия? Бороться будете?
— Бороться всегда надо. Но у нас, к сожалению, осталось мало средств для влияния на происходящий процесс. Мы долгое время сотрудничали с Департаментом СМИ и рекламы Москвы по вопросу замены торговых объектов. Я, как руководитель рабочей группы АРПП по программе «Дорожная карта развития рынка продаж прессы в Москве», организовывала взаимодействие всех операторов рынка СМИ с руководством города в решении поставленной задачи о замене всех киосков прессы на новые, «европейской» модели. Работа была проделана большая: разработано техническое задание на новый киоск, представлены предложения по расширению ассортимента продукции в киосках печати и т.д. Мы предлагали городским властям несколько вариантов по замене киосков: те операторы рынка, которые имели возможность и желание заменить киоски за свой счет, пусть бы их и меняли самостоятельно; остальные же — за счет бюджета города. Думается, что правильным и целесообразным для всего рынка могло бы стать именно это решение, дающее распространителям прессы право выбора в сложившейся ситуации.
Можно также рассмотреть возможность покупки городом новых киосков и последующую их сдачу операторам рынка в лизинг. Почему бы и нет? Таким образом, бизнес был бы сохранен.
— И опять же: если курс города останется прежним — каким вы видите рынок киосковых продаж прессы в 2015-2016 гг.?
— Мы многих деталей пока не знаем, но мне кажется, что рынок таким, какой он сегодня есть, не останется. Кто-то уйдет с него, разочаровавшись. Кто-то разорится. У кого-то не хватит средств на продолжение деятельности, потому что ликвидация старого киоскового парка потребует значительных средств.
В Москве может сократиться число киосков. Вслед за этим упадут тиражи, понесут убытки издатели. Во всех структурах произойдет сокращение штата, так как упадут доходы.
Самое печальное, что все это будет происходить на фоне снижения реальных доходов населения в связи с обострившейся обстановкой в мире. Думаю, нас ждут непростые времена.
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU
Оригинальное название: Перспективы рынка Москвы: сокращение киосков, падение тиражей и убытки издателей — Алла Игнатьева, «Пресса для всех»
Похожие новости: Алла Игнатьева, руководитель рабочей группы АРПП, о ситуации на рынке печати